Скачать 231.58 Kb.
|
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Медицинский Институт Кафедра неврологии и нейрохирургии РПД НиНХ 06-2004 ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке__________специалиста________________ По направлению________060101-Лечебное дело________ Специальности_________060101-Лечебное дело________ Экземпляр №___
Автор – зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии, канд. мед. наук, А.И. Ермолаева «___»__________________2004 г.__________________________(Ермолаева А.И.)
«___»_______________________2004 г._________________________(Кислов А.И.)
кафедрой нормальной и топографической анатомии, зав. кафедрой, д.м.н., профессор О.В. Калмин кафедрой физиологии, зав. кафедрой, канд. биол. наук, доцент Н.И. Микуляк
Зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии и наркологии Медицинского института ПГУ, канд. мед. наук, доцент А.И.Ермолаева УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского института ПГУ «___»_______________2004 г., протокол №_______. «___»___________________2004 г. Председатель методической комиссии Медицинского института ПГУ д.м.н., профессор О.В.Калмин ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Рабочая программа дисциплины
Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области лечебной физкультуры и врачебного контроля и определяет содержание учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело. 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 060101 лечебное дело (позиция **.**). Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 060101-Лечебное дело, утвержденный «____»_____________200__ г. (блок **, позиция **). Семестровый учебный план на текущий учебный год. И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию. 3. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии (всего в году/в среднем в неделю)……………..
4. Цель и задачи дисциплины 4.1. Профилактическая направленность отечественной медицины требует от врачей всех специальностей широкого применения физических упражнений и других средств физической культуры как в целях оздоровления населения и повышения его работоспособности, так и в целях профилактики и лечения различных заболеваний. Поэтому принципиально важным в подготовке будущих врачей является знание основ лечебной физкультуры и спортивной медицины, как важных элементов немедикаментозной профилактики и лечения различных заболеваний. Целями курса врачебного контроля и лечебной физкультуры являются: 1) обучить студентов проведению врачебного обследования различных контингентов населения для допуска их к занятиям массово-оздоровительной физкультурой; 2) на основании знания механизмов восстановления и компенсации нарушенных функций при различных заболеваниях обучить студентов назначению средств лечебной физкультуры на стационарном и поликлинических этапах восстановительного лечения.
Знать:
Уметь:
- клинические признаки основного заболевания, изменения и нарушения в органах и системах, ограничивающие физическую работоспособность и двигательную активность больных; - отклонения и нарушения в физическом развитии и наметить план их коррекции с помощью средств лечебной физической культуры. 3) Выбрать, обосновать и провести пробы с физической нагрузкой для оценки функционального состояния организма здорового и больного человека. 4) Оценить: - результаты проб с физической нагрузкой и специальных функциональных тестов у больных (спироэрогометрия, спирография, пневмотахометрия и др.); - адекватность применяемых физических нагрузок и эффективность курса лечебной физкультуры. 5) Определить: - уровень физического здоровья на основании комплексной оценки физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы; - двигательный режим больных, его содержание и задачи лечебной физкультуры на стационарном и поликлиническом этапах реабилитации. 6) Выбрать средства физической реабилитации в соответствии с заболеваниями и их обосновать. 7) Провести дыхательные упражнения (статические, динамические, тренирующие вдох и выдох, локализованное дыхание, тренирующие доли легкого, тренирующие упражнения), упражнения в расслаблении. 8) Составить комплекс упражнений лечебной гимнастики для больного, находящегося на стационарном этапе реабилитации, при следующих заболеваниях: - инфаркте миокарда; - острой пневмонии, хроническом бронхите, эмфиземе легких, пневмосклерозе; - артритах, артрозах, остеохондрозе; - переломах костей верхних и нижних конечностей; - в раннем послеоперационном периоде после полостных операций; - для женщин в период беременности и в послеродовом периоде. 5. Место дисциплины в учебном процессе. Лечебная физическая культура – раздел клинической медицины, изучает рациональное применение средств физической культуры и изменения, возникающие у больных под их влиянием. Лечебная физическая культура используется по трем направлениям: восстановительная, поддерживающая и профилактическая терапия, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации. В целях улучшения качества подготовки будущих врачей по вопросам применения физической культуры в практической деятельности врача настоящей программой предусматривается использование результатов интеграции целей, содержания, форм и методов обучения с кафедрами по естественно-научным дисциплинам и с кафедрами клинического профиля. Практические занятия проводятся по цикловому методу. Во время практических занятий студенты курируют больных и заполняют врачебно-физкультурные карты (форма 061 у), составляют медицинское заключение по состоянию здоровья, по физическому развитию, функциональному состоянию организма, физическому здоровью и оформляют рекомендации по двигательному режиму. Текущий контроль знаний осуществляется путем опроса, проведения контрольных работ методом машинного и безмашинного контроля, решения ситуационных задач. Зачет по ЛФК и ВК состоит из двух разделов: теоретического (тестовый контроль) и оценка практических умений. При прохождении раздела врачебного контроля студенты максимально привлекаются к работе по медицинскому обеспечению и обследованию лиц, занимающихся ЛФК, физкультурой и спортом и проведению врачебно-педагогических наблюдений за ними. 6. Сводные данные об основных разделах дисциплины Программа включает два раздела: врачебный контроль за занимающимися физической культурой, спортом и лечебную физкультуру. Программа по лечебной физкультуре и врачебному контролю для лечебных и медико-профилактических факультетов составлена с учетом современных достижений науки и практики в области спортивной медицины и лечебной физкультуры.
7. Лекции Тематический план лекций:
7.1. Разделы и их содержание 1. Задачи врачебного контроля за занимающимися физической культурой, спортом и ЛФК Организация врачебно-физкультурной службы. Врачебно-физкультурные диспансеры – центры восстановительного лечения и организационно-методической работы по медицинскому обеспечению занимающихся физкультурой, спортом и ЛФК. Особенности врачебного контроля при занятиях физкультурой и спортом в детском, юношеском, среднем и пожилом возрасте. Возрастные анатомно-физиологические особенности организма их значение для выбора адекватного двигательного режима. Врачебный контроль за женщинами. Ознакомление со схемой медицинского обследования занимающихся физкультурой и спортом (ф.061/у и 062/у). Проведение студентами клинического обследования. Самостоятельное исследование физического развития. Самотоскопия: морфологические особенности организма и типы телосложения. Отклонения и нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. Дефекты осанки, сколиозы. Плоскостопие. Противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. Показания к занятиям лечебной физкультурой. Комплексная оценка данных антропометрии, самотоскопии и состояния здоровья с составлением заключения по физическому развитию и по коррекции выявленных нарушений. Рекомендации по выбору вида спорта с учетом данных физического развития. Значение физических упражнений в условиях современной жизни. Влияние недостаточной двигательной активности на функции организма человека. Роль физической тренировки в восстановлении, сохранении и повышении работоспособности и устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов. Физическая тренировка – основа медицинской реабилитации. Влияние физической тренировки на кардио-респираторную систему, на систему транспорта кислорода, на обменные процессы, на центральную нервную систему. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Функциональные и морфологические изменения в организме человека под влиянием систематической тренировки. Физиологические показатели тренированности. Реакция организма на физические нагрузки различной мощности. 2. Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной системы и их значение в оценке физического состояния, в выборе и обосновании программ физической тренировки Цели и задачи физического тестирования. Теоретические основы тестирования физической работоспособности. Компоненты комплексного механизма физической работоспособности. Основные принципы оценки физической работоспособности и ее связь с показателями здоровья. Требования, предъявляемые к функциональным пробам. Классификация функциональных проб и тестов. Обоснование выбора вида и модели нагрузки. Освоение методик. Проведение проб Штанге, Генчи, ортостатической, с 20 приседаниями. Стандартные нагрузки – велоэргометрия, степэргометрия, беговая дорожка. Демонстрация на велоэргометре моделей нагрузок в зависимости от целей и задач физического тестирования. Исследование функционального состояния организма человека. Влияние однократной физической нагрузки на организм человека. Возрастные особенности реакции организма на физическую нагрузку. Физиологические показатели тренированности. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Самостоятельное составление медицинского заключения по данным медицинского обследования с заполнением врачебно-физкультурной карты (ф.061/у). Определение медицинской группы для занятий физкультурой. 3. Врачебные наблюдения в процессе занятий физкультурой, спортом и ЛФК Совместная работа врача, тренера, методиста как основное условие эффективности тренировочного процесса. Организация, цели и задачи врачебно-педагогических наблюдений в различных возрастно-половых группах, занимающихся физкультурой и спортом. Проведение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися физкультурой, спортом, ЛФК. Изучение степени соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам. Определение воздействия занятий: построение физиологической кривой занятия по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания. Обсуждение результатов совместно с преподавателем-тренером.
Прием в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере с заполнением врачебно-физкультурной карты и составлением медицинского заключения в зависимости от целей осмотра.
Общие основы лечебной физкультуры. Организация лечебной физкультуры в стационаре, оздоровительном центре, врачебно-физкультурном диспансере, отделении восстановительного лечения. Оборудование зала (кабинета) лечебной физкультуры, механотерапии, кабинета массажа, тренажерного зала. Порядок назначения лечебной гимнастики, оформление записи в историю болезни и в форму № 42. Систематизация средств лечебной физкультуры. Формы и методы применения ЛФК. Двигательные режимы. Основные принципы подбора упражнений и дозировки физической нагрузки. Схема построения занятия лечебной гимнастикой. Сочетание принципов общего и местного воздействия физических упражнений на организм. Демонстрация занятий лечебной гимнастикой с проведением студентами врачебно-педагогических наблюдений и анализом полученных результатов. Лечебный массаж. Основные приемы массажа. Демонстрация приемов лечебного массажа. Показания и противопоказания к назначению массажа.
Механизмы восстановления и компенсации функций при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и других и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии. Влияние физических упражнений и тренировки на различные системы организма больного. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации. Демонстрация теста с физической нагрузкой для больных. Анализ и оценка результатов нагрузочного теста. Курация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с целью расширения двигательной активности в режиме дня и назначения лечебной физкультуры. Демонстрация занятий лечебной гимнастикой с проведением студентами врачебно-педагогических наблюдений с последующим анализом результатов. Применение лечебного массажа у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Демонстрация лечебного массажа при гипертонической болезни.
Влияние постельного режима на организм больного с острым инфарктом миокарда. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда, обоснование их расширения. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Обоснование выбора программы физической реабилитации. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. Демонстрация занятий лечебной гимнастикой при различных двигательных режимах с определением студентами реакции больного на нагрузку. Курация студентами больных с инфарктом миокарда. Составление комплексов лечебной гимнастики с обоснованием объема двигательной активности больных в течение дня. Разбор и обсуждение больных. Освоение студентами элементов основных этапов активизации (поворот на бок, активное присаживание, переход в положение стоя). Особенности методики лечебной физкультуры на поликлиническом этапе лечения больных, перенесших инфаркт миокарда. Комплексное определение двигательных возможностей больных на основе результатов клинических и функциональных исследований с дозированной физической нагрузкой. Распределение больных на группы по данным клинико-функциональных исследований. Критерии эффективности физических тренировок. 8. Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях легких Особенности методики лечебной гимнастики при острых и хронических заболеваниях легких. Показания к назначению лечебной гимнастики. Демонстрация занятий лечебной гимнастикой с проведением студентами врачебно-педагогических наблюдений. Оценка адекватности примененной нагрузки на занятиях лечебной гимнастикой и эффективности специальных дыхательных упражнений. Курация студентами больных с заболеваниями органов дыхания для назначения лечебной гимнастики с последующим составлением развернутого клинико-физиологического обоснования данного назначения с учетом результатов исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем (специальные тесты: функциональная проба с дозированной физической нагрузкой, спирометрия, спирография, пневмотахометрия). Разбор больных с заболеваниями органов дыхания. Обучение студентами больных правильному дыханию с учетом заболевания. Показания к назначению лечебного массажа при заболеваниях органов дыхания. Демонстрация массажа при отдельных заболеваниях. 9. Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). Демонстрация лечения «положением» при поражениях различных суставов. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. Лечебная физкультура при спланхноптозе, дискинезии толстого кишечника, дискинезии желчного пузыря. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (углометрия, функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой. 10. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата Общие принципы организации восстановительного лечения и особенности методики лечебного применения физических упражнений. Показания к назначению различных средств и видов восстановительного лечения. Лечебная физкультура в различные периоды лечения больного с переломом трубчатой кости. Демонстрация занятий лечебной гимнастикой в различные периоды лечения этих больных. Курация и разбор больных с переломами костей конечностей. Лечебная физкультура при нефиксированных изменениях опорно-двигательного аппарата. Дефекты осанки, их предупреждение и устранение. Функциональная недостаточность стоп и ее предупреждение. Методика лечебной физкультуры в профилактике и лечении плоскостопия, сколиоза. Лечебная физкультура при консервативном лечении остеохондроза позвоночника. Оценка эффективности применения ЛФК. 7.2. Форма проведения лекций – традиционная. 7.3. Материально-техническое обеспечение лекций: проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы. 8. Практические занятия. 8.1. Тематический план практических занятий.
8.2 Форма проведения практических занятий – традиционная. 8.3. Материально-техническое обеспечение практических занятий: проектор слайдов с набором слайдов по темам занятий, рентгенограммы больных, таблицы, схемы, тренажеры. Студенты курируют больных. 9. Лабораторные занятия – не предусмотрено. 10. Семинарские занятия – не предусмотрено. 11. Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрено. 12. Курсовой проект (курсовая работа) – не предусмотрено. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования тестовых заданий, решения ситуационных задач. Курс ЛФК и врачебного контроля завершается зачетом. 13. Другие виды самостоятельной работы – не предусмотрено. 14. Рекомендуемая литература. 1. Дубровский В.И. Лечебный массаж.- М.: Медицина, 1995. 2. Епифанов В.А., Апанасенко Г.П. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Учебник для студентов медицинских вузов. – М., 1990. 3. Кондрашов А.В., Ходарев С.В., Харламов Е.В. Лечебный массаж. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. – М., 1995. 4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей / Под ред. А.Ф.Каптелина. – М.: Медицина, 1995. 5. Справочник по лечебной физкультуре/Под ред. В.А.Епифанова. – М.: Медицина, 1987. 15. Методические материалы. Методические рекомендации к практическим занятиям по ЛФК и врачебному контролю медицинского института Пензенского Государственного университета. 16. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений.
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ КУРСА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ИСТИТУТА ПГУ Рабочая программа разработана на основе программы по лечебной физкультуре и врачебному контролю для студентов высших медицинских учебных заведений (М., ГОУ ВУНМЦ, 1999). Настоящая программа составлена с учетом особенностей преподавания на лечебном факультете и предусматривает наиболее полное изучение лечебной физкультуры и врачебного контроля, как важных элементов немедикаментозной профилактики и лечения различных заболеваний. Программа соответствует государственным стандартам высшего образования и действующим учебным планам преподавания врачебного контроля и лечебной физкультуры. Данная рабочая программа по лечебному физкультуре и врачебному контролю может определять содержание учебных занятий, отчетность и использоваться преподавателями, ведущими данную дисциплину и студентами, обучающимися по специальности лечебное дело. Зав. кафедрой травматологии и ортопедии ПГУ, д.м.н., профессор А.И.Кислов 16. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений.
СПИСОК ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. 1. С увеличением численности групп увеличились часы консультаций (стр. 3, графа: консультации). |
Реферат Тема: «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания» Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом | Тема номера / разум и чувства Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие.... | ||
Проводят в Санкт-Петербурге с 11 по 13 мая 2012 года Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие.... | 2. “Метод локусов” представляет собой » мнемотехнический прием, улучшающий... Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие.... | ||
10 самых опасных акул (bbc) 11 сентября 20 век. Русские тайны. Сбить любой ценой Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие.... | Учебник для студентов мед вузов. М.: Ооо «Медицинское информационное агентство», 2006. 598 с Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие.... | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины... Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов научить студентов способам восстановления и поддержания здоровья... | Рабочая учебная программа дисциплина: немецкий язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | ||
Рабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У «Крапивенская оош» на изучение данного курса выделено 3 часа в неделю (всего 105), включая контроль навыков речевой деятельности:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: контроль лексико-грамматических навыков; контроль навыков аудирования и чтения; контроль навыков письменной и устной речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: развитие и контроль лексического навыка говорения: закрепление и контроль лексического материала по данной теме, отработка... | ||
Внутришкольный контроль Контроль за кадровым обеспечением учебного процесса, за объемом нагрузки педагога | Рефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия» Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль) | ||
Рефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия» Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль) | Контроль Тематический контроль Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |