Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 120.39 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации02.04.2015
Размер120.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа искусства, культуры и спорта


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

(Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ)

Заведующая (ий) кафедрой

_культурологии и искусствоведения__

(название кафедры)

Руководитель ОП







_____________ __Дударенок С.М..____

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ __Малинина Н.Л.___

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«__29___»___августа____2012_г.

«__29__»__августа___2012__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Современные техники анализа текстов культуры
033000.68 Культурология
Форма подготовки – Очная

ШИКС

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _____1__ семестр ___2____

лекции __6_ (час.)

практические занятия___22____час.

семинарские занятия_______час.

лабораторные работы___2____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__30______ (час.)

самостоятельная работа ___42_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет _____2______ семестр

экзамен__________семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_культурологии и искусствоведения_______________________«___29___» __августа_2012___г.

Заведующая (ий) кафедрой: Малинина Н.Л.

Составитель (ли): канд.ист. наук. Доцент, Гороховская Л.Г.__
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_29____» _августа___ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __Малинина Н.Л.______

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Курс «Современные техники анализа текстов культуры» читается во 2 семестре и предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 033000.68 – магистр культурологии.

Аудиторная работа включает 32 час.: лекции - 6час. и 22 час практических занятий. Учебным планом предусмотрено 42 часов самостоятельной работы. Общая трудоемкость дисциплины – 2зач. ед.

Место дисциплины в структуре ОП магистров. Дисциплина «Современные техники анализа текстов культуры» относится к теоретико-методологическому модулю профессионального цикла ФГОС 3 и направлена на освоение методов анализа культурных текстов. Дисциплина направлена на освоение междисциплинарных стратегий современного гуманитарного знания.

Данный курс предполагает знание теоретических дисциплин общепрофессионального цикла ОП – бакалавр культурологии (« Теории и методологии культуры», «философии культуры», «социология культуры», «культура массовых коммуникаций», « семиотики»).

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: освоение различных типов культурных текстов, изучение разных методик анализа текстов культуры, сравнение техник анализа.

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской и прикладной деятельности магистров культурологии, знаний и умений в изучаемой области.

Изложение материала дисциплины построено на проблемно –ориентированных лекциях, выделения исследовательских приоритетов принципе взаимного обучения, инициирования дискуссий и развития творческого потенциала ,углубления навыка аналитического реферирования научных текстов.

Освоение дисциплины должно содействовать формированию следующих компетенций

  • Способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • Использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

  • Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности(ОК-6);

  • Способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности (ПК-1);

  • готовность использовать углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских, научно-практических и прикладных задач (ПК – 3);

  • готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе (ПК-7);

  • способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владением приемами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-9);

  • способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (ПК – 12);

  • готовность к экспертно-консультационной работе (ПК-13);

  • способность применять в практической производственной деятельности профессиональные знания теории и методов социокультурных исследований(ПК-14);

В результате освоения дисциплины студент должен:.

Знать:

  • основные подходы к анализу культурных текстов,

  • понятийный и категориальный аппарат смежных дисциплин.

Уметь:

  • анализировать различные типы текстов

  • представлять результаты собственного анализа

  • применять фундаментальные знания в прикладных сферах профессиональной деятельности , в организационно-управленческой работе.

  • применять современные методики анализа в учебном процессе.

Владеть:

  • техниками анализа текстов различного происхождения,

  • навыками организации и проведения самостоятельной научно- исследовательской работы.




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1. Теоретико- методологические основания исследования категории «текст». – 2ч

  1. Методологическая специфика герменевтического подхода

  2. Категория « текст» в современной науке

  3. Постмодернистские практики анализа текстов культуры


Тема 2. Анализ текстов: Герменевтический подход, дискурсивное понимание - 2ч.

  1. Генезис герменевнического подхода

  2. Дискурсивный анализ текста

  3. Анализ текстов на основе нарративной семиотики


.

Тема 3 Интерпретация текста - 2 ч.

  1. Исследования интерпретации текста в зарубежной науке

  2. Проблема восприятия и интерпретации текста читателем

  3. Этнография речи как метод анализа текста




  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (22 час.)

Занятие 1. Понимание культуры как текста – 2ч

  1. Понятие текст в лингвистике (текст, контекст, элементы текста)

  2. Понятие текст в семиотике культуры (структурно семиотический подход московско-тартусской семиотической школы.)

Занятие 2. Герменевтический круг-основа понимания текста в герменевтике – 2ч

  1. Герменевтический круг: техника применения

  2. Герменевтический анализ П. Рикера

Занятие 3. Объективная герменевтика – 2ч

  1. Техника объективной герменевтики: отличия и особенности

  2. Объективная герменевтика на примере анализа художественных и публицистических текстов.

Занятие 4. Техника дискурс- анализа текстов – 2ч

  1. Дискурс – анализ : основные положения техники

  2. Применение дискурс- анализа на примере научных текстов

Занятие 5. Понятие репрезентации в техниках анализа текста – 2ч

  1. Понятие репрезентации

  2. Процедуры репрезентации на примере визуальных тестов.

  3. Специфика репрезентации образа в художественных текстах.

Занятие 6. Техники анализа текста на основе нарративной семиотики – 2ч

1.Понятие нарратива.

2. Применение нарративного анализа в художественных текстах

3. Применение нарративного анализа в визуальных текстах.

Занятие 7. Техника анализа текста на основе этнографии речи – 2ч

  1. Специфика этнографических техник анализа текста.

  2. Биографический метод исследования

  3. Этнографические методы анализа текста в биографических текстах.

Занятие 8. Этнография речи как метод анализа текста – 2ч

  1. Область применения этнографии речи: наблюдения, опросы, интервьюирование.

  2. Единицы анализа: речевая коммуникация, речевая ситуация, речевое событие, речевой акт, установка.

  3. Цель: выявление культурных и лингвистических паттернов и ключевых событий.

Занятие 9. Интерпретация текста – 2ч.

  1. Исследования гендерных репрезентаций культуры в процессе производства и потребления культурных значений в вербальных и визуальных текстах.

  2. Идея «текстуальности контекста» и «текстуальности истории» в рамках направления «новый историцизм».

Занятие 10 - 11. Проблема восприятия и интерпретации текста читателем – 4ч

  1. Определение понятий автор, читатель. Построение модели «автор (намерение) – произведение - текст – контекст – читатель.

  2. Рецепция как совокупность взаимоотношений между читателем и текстом.

  3. Определение понятий контекст, котекст.

  4. Проблема столкновения контекстов авторского текста и читательского письма.

  5. Метод контентанализа как способ определения базовых лексем текста.

  6. Репрезентации (авторской) концепции; оговорки и умолчания в тексте; «верхний» и «нижний этажи» текста: их взаимодействие («многоголосие»).

  7. Способы и средства выражения контекста в (авторском) тексте.

  8. Способы и формы обнаружения «голоса» автора в пространстве интертекста




  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. Понятие текста в структурализме. Структура текста.

  2. Понятие текста в структурализме. Трансуровневые взаимодействия в рамках

  3. текстовой структуры.

  4. Понятие и структура дискурса.

  5. Понятие контекста.

  6. Определение и структура контекста. Типы контекстов.

  7. Текст и контекст.

  8. Понятие высококонтекстной и низкоконтекстной культуры.

  9. Проблема тропов в вербальной комуникации. Метафора.

  10. Концепция знака и семиозиса у Ф.де Соссюра и Л.Ельмслева.

  11. Понятие транстекстуальной коммуникации.

  12. Транстекстуальная коммуникация и проблема синтетического текста.

  13. Прагматика, синтактика и семантика как уровни знака.

  14. Понятие паратекста, подтекста, гипертекста.

  15. Концепция коннотативного значения в работах Р.Барта. Коннотация и идеология.

  16. Семиотика художественного дискурса.




  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Не предусмотрены учебным планом
V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Земская, Ю.Н., Качесова, И.Ю., Комисарова, Л.М. и др. Теория текста / Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Л.М. Комисарова и др. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 224 с.

  2. Алефиренко, Н.Ф. Лингво-культурология: ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 288 с.

  3. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 2000. – 240 с.

  4. Тичер, С., Мейер, М., Водак, Р., Веттер, Е. Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009. - 356 c.

  5. Филипс, Л., Иоргенсен, М. Дискурс-анализ: теория и метод / Л.Филипс, М. Иоргенсен. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2008. - 336 с.

  6. Григорьев, Б.В.Текстология межкультурных коммуникаций: учебно-справочное пос. / Б.В. Григорьев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. - 234 с.

  7. http://znanium.com/bookread.php?book=220732 - Земская, Ю.Н. Теория текста: Учебное пособие / Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Л.М. Комиссарова; Под ред. А.А. Чувакина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 224 с.:

  8. http://znanium.com/bookread.php?book=356993 - Домников, С.Д. Хозяйство и культура: Введение в феноменологию традиционного текста / С.Д. Домников. – М.: ИФ РАН, 2008. – 152 с.

  9. http://znanium.com/bookread.php?book=441691 - Анисимов, К.В Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллективная монография / отв. ред. К.В. Анисимов. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 237 с.


Дополнительная литература

  1. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М., 2003

  2. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Нулевая степень письма. М., 2008. С.353 – 406.

  3. Барт Р. Эффект реальности // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 392 - 400

  4. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 413 - 423

  5. Гирц К. Интерпретация культур. Часть I-III. М., 2004.

  6. История понятий, история дискурса, история менталитета / Сборник статей под ред. Х. Бедекера. М., 2010

  7. Дейк Г.А .ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

  8. Долинин К.А. Интерпретация текста. – М., 2005.

  9. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М. 2008.

  10. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., М., 2005

  11. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php - Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Глава 3. Понятие текста.

  12. Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005

  13. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. – М., 2006.

  14. Шмид В. Нарратология. М., 2003

  15. http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html - Постмодернизм. Энциклопедия. Составители и научные редакторы А.А. Грицанов, М.А. Можейко. - Минск. 2001.

  16. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск