Скачать 0.52 Mb.
|
ИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РАН 俄罗斯科学院远东研究所 ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ МГУ им. М.В. Ломоносова 莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» (Москва, 28-29 ноября 2013 г.) “儒家学说在俄罗斯”国际研讨会 (莫斯科,2013年11月28-29日) Москва, 2013 Содержание Блажкина А.Ю. Шесть конфуцианских добродетелей (годяньские рукописи)................4 Буров В.Г. Конфуцианство и марксизм (возможность их сочетания)................................6 Гомулин А.Л. Антиконфуцианская риторика в «Лао-цзы»: Годяньские фрагменты versus традиционный текст (textus receptus)............................................................................8 Доронин Б.Г. Историческая судьба конфуцианства (некоторые особенности)...............10 Ионов А.Ю. Обрядовая практика временных захоронений: идеи трактата Гу Яньу "Записки о повседневных знаниях".............................................................................12 Кобзев А.И. Новый имидж Ван Ян-мина в КНР.................................................................14 Лапина З.Г. Трансмутация человека как ведущая тема в «Лунь юе» (Проблема выявления смысла текста) ...........................................................................................16 Ломанов А.В. «Китайская мечта» и традиционная культура...........................................19 Лукьянов А.Е. Конфуцианство как сотавляющая культуры Дао......................................23 Милянюк А.О. Конфуцианство и искусство тайцзицюань................................................25 Переломов Л.С. Роль конфуцианства в истории КПК.......................................................27 Рысаков А.С. К проблеме актуальности изучения конфуцианских ритуалов................30 Сторожук А.Г. Принцип возвращения к истокам конфуцианства в китайской и российской общественной мысли................................................................................32 Сухадольская Л.Л. Конфуцианская утопия: древность и современность.......................34 Терехов А. Представления о внешности Конфуция в древнекитайских письменных памятниках.....................................................................................................................36 Шилин К.И., Лапина З.Г. Российское китаеведение: нормативный прогноз Кун-цзы Аристотель Маркс => Глобальный эко-синтез культур Китая-Запада-России........................................................................................................................38 Шилов А.П. Об особенностях китайского конфуцианства 21 в. и его месте в современном мире.........................................................................................................41 Benetatou Marianna. A Neo-Confucian Contribution to the Debate on Human Rights..............................................................................................................................44 池济敏. 中国式救赎...............................................................................................................45 纪宝伦.《论语》中的生态保护思想....................................................................................48 蒋忠恒.中国儒家的大同思想................................................................................................49 刘亚丁.《中国精神文化大典》对儒家思想的阐扬............................................................50 颜炳罡.列夫•托尔斯泰与儒学..............................................................................................52 Блажкина Анастасия Юрьевна Научный сотрудник, аспирантка ИДВ РАН Шесть конфуцианских добродетелей (годяньские рукописи) 1 Принято считать, что в конфуцианстве традиционно господствует этическое учение о пяти постоянствах у чан (五常). Однако, годяньские тексты берут за основу шесть взаимодополняющих этических составляющих. Содержательный анализ годяньского трактата «Шесть добродетелей» показывает, что по мировоззренческим установкам он относится к конфуцианскому учению. Ключевая проблема данного текста – соотношение шести добродетелей (или точнее трех пар добродетелей) люй дэ (六德) и шести положений люй вэй (六位), которые влекут за собой шесть обязанностей люй чжи (六职). Шесть добродетелей являются этическим ядром для каждого из шести положений, шесть положений – первооснова отношений людей в обществе. Шесть обязанностей – это главнейшие функции, ответственность, которую несет каждый человек, наделенный определенными социальными ролями. Согласно с шестью положениями исполняются шесть обязанностей, а шесть добродетелей берутся за основу. «Что называется шестью добродетелями? Это совершенная мудрость шэн (聖), мудрость чжи (智), человеколюбие жэнь (仁), долг и (義), преданность чжун (忠), верность синь (信)… Совершенная мудрость содействует мудрости, человеколюбие содействует долгу, преданность содействует верности». При этом, каждый тип добродетели соотносится с определенным положением. Если человек не обладает добродетелью, вверенной ему Небесной судьбой, то в Поднебесной наступает хаос. Концепция шести добродетелей является, по сути, продолжением и развитием идеи Конфуция об исправлении имен чжэн мин正名. Три вида связей (сань ган (三纲) или «три устоя»), которые пронизывают шесть добродетелей, «сообщаются меж собой, тогда слово и дело не расходятся». Шесть добродетелей – основа гармонии в обществе, они гарантируют такое состояние в обществе, когда «муж является мужем, жена – женой, отец – отцом, сын – сыном, правитель – правителем, чиновник – чиновником, у каждого из этих шести есть свои обязанности, и неоткуда взяться клевете за спиной». Автор полагает, что шесть добродетелей существуют объективно, они обнаруживают себя, если вникать и изучать классические конфуцианские трактаты: «Ши цзин», «Шу цзин», «Ли цзи», «Юэ цзин», «И цзин» и «Чунь цю», о чем прямо говорится в тексте. Таким образом, шесть добродетелей соотносятся с шестью канонами люй цзин (六经). Шесть положений регламентируют не только отношения государя и подчиненных, но также касаются кровнородственных связей, учреждают основу института семьи. При этом важная роль отводится женщине, которая должна действовать, во всем полагаясь на верность. Вопросу об отправлении траурного ритуала в трактате «Шесть добродетелей» уделяется большое внимание, самый важный погребальный ритуал – это траур по отцу. И хотя говорится, что «траур по отцу не сравнится с трауром по правителю, не стоит ради правителя порывать с отцом», но это нисколько не умаляет главенствующей роли государя, который является одновременно и Сыном Неба, и отцом для всех народов Поднебесной. Шесть добродетелей и шесть положений, являясь основой земного порядка, включают каждого человека в сеть общественных отношений, делают возможным эффективное управление страной, гарантируют порядок, как в рамках одной семьи, так и во всей Поднебесной. Буров Владилен Георгиевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Конфуцианство и марксизм (возможность их сочетания)
Гомулин Андрей Леонидович Еврейский университет в Иерусалиме Библиотека на восточных языках координатор проекта Антиконфуцианская риторика в «Лао-цзы»: Годяньские фрагменты versus традиционный текст (textus receptus)
Доронин Б.Г. Доктор исторических наук, профессор Восточного факультета СпбГУ Историческая судьба конфуцианства (некоторые особенности) Конфуцианство — феномен уникальный, аналогов ему в мире нет. Оно жестко ориентировано на решение социальных и политических проблем и на протяжение многих веков определяло жизнь огромной страны; востребовано оно и в наши дни. Его по праву считают олицетворением китайской цивилизации. Как складывалась его судьба? Где причины его удивительной жизнестойкости? Основатель учения жил в эпоху, когда культура древнего Китая становилась письменной. Ее создателями и хранителями были особые чиновники ''ши'', служившие при дворе правителей чжоуского Китая; долгое время они оставались монополистами в этой области. ''Ши'' стояли и у истоков китайского историописания, которое с первых своих шагов рассматривалось как дело высочайшей государственной важности и решало проблемы набиравшей силу монархии. Таким образом, именно чиновники ''ши'' во многом определяли тот культурный фон, на котором происходил генезис конфуцианства. Свое учение Конфуций разрабатывал и утверждал как обобщение опыта ушедших поколений, в прошлом он искал и апробированные временем духовные константы, на которые следовало ориентироваться современникам и потомкам. Без апелляции к культурно-историческому прошлому Китая создаваемое этико-политическое учение функционировать не могло. А единственным источником сведений о прошлом во времена Конфуция были исторические труды, подготовленные чиновниками ''ши''. Как известно, свое место в жизни общества и государства учение Конфуция заняло далеко не сразу, это произошло лишь в империи Хань. И у колыбели ханьского конфуцианства стоял не только Дун Чжуншу, но и его ученик Сыма Цянь — создатель первой сводной истории Китая. Весь пройденный к тому времени Китаем путь отец китайской истории интерпретировал с позиций ханьского конфуцианства, убедительно продемонстрировав тем самым жизненность и эффективность этого учения, его универсальную ценность. Важнейший вклад в оформление органических связей конфуцианства и официального историописания внес и еще один ханьский ученый — Бань Гу. С этого рубежа роль официального историописания в судьбе конфуцианства неуклонно растет. История, над которой трудились многие поколения придворных историков, представляла собой конфуцианское видение историко-культурного прошлого Китая, и собранные ими материалы питали учение Конфуция, демонстрируя торжество его доктрин. А успешно функционировавшая в императорском Китае система воспитания исторической памяти общества, не только знакомила подданных Сына Неба с официальной версией истории государства, но и закрепляла в их сознании основы конфуцианства. В наши дни конфуцианство востребовано вновь, оно прочно заняло важное место в политической практике китайского руководства, которое видит в нем существенный фактор модернизации страны и построения социализма с китайской спецификой. Утверждение учения великого мыслителя в жизни КНР идет на фоне развернутой властями беспрецедентной по своим масштабам и интенсивности кампании, целью которой является приобщение общества к культурно-историческому прошлому, описанному в трудах придворных историков императорского Китая. Таким образом, сложившаяся в русле китайской цивилизации мощная и необычайно самобытная историографическая традиция на протяжение многих веков во многом определяла судьбу конфуцианства и многие его особенности, что важно учитывать при разработке данной проблематики. Ионов Алексей Юрьевич Научный сотрудник, аспирант ИДВ РАН |
Научная конференция «Инновационный прорыв России: риски и ресурсы,... Научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей | Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | ||
Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | В. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция... Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)... | ||
Международная научная конференция «Современная онтология IV : Проблемы метода» Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год) | Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная... Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | ||
Международная научная конференция «достижения европейской науки» Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа | Международная электронная научная конференция (26 апреля 2005 года) Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство | ||
Xx юбилейная Международная научная конференция студентов и молодых... В соответствии с перечнем научных мероприятий на 2014 г. Министерства образования и науки РФ | 2. Международная научная конференция «От Дединово до Гангута», посвященная... Ожидается, что трехсотлетний юбилей этого события будет отмечаться, как непосредственно у места сражения у полуострова Ханко в Финляндии,... | ||
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная... Международная научно-практическая конференция «Судейская этика и укрепление доверия к правосудию» и Российско-шведский семинар по... | ||
Общество кирилла туровского гомельская специализированная славянская... Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Международная научная конференция проводится при поддержке Республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане» | ||
Издательский центр «гравис» Международная научная конференция «актуальные... Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа | Первое информационное письмо Вторая международная научная конференция... Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения |