Скачать 161.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 033000.68 - КультурологияФорма подготовки – ОчнаяШкола искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения Курс 2 семестр 3,4 лекции 12 час. практические занятия 34 час. семинарские занятия 0 час. всего часов аудиторной нагрузки 46 час. самостоятельная работа 143 час. реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) – 0. Зачет 3 семестр Экзамен 4 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6. Рабочая программа дисциплины обсужден на заседании кафедры культурологии и искусствоведения_____________ «__29___» __августа______2012__г. Заведующий кафедрой Н.Л. Малинина Составитель: к. и. н., доцент, Л.А.Крушанова Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «__29___» ___августа______________ 2012__ г. № ______ Заведующий кафедрой, к.ф.н. _______________ __Н.Л. Малинина _____ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 ____ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Требования для участия в курсе: Курс носит характер введения в проблематику визуальных и культурных исследований. Поэтому не требует от слушателей специальных знаний, кроме базового уровня. Однако необходимым условием работы над курсом является знание английского языка в объеме, позволяющем читать и понимать научные тексты (гуманитарной тематики). Учебный курс «Визуальная культура » предназначен для студентов, обучающихся по специальность 033000.68 «Культурология» и предлагается магистрам 2 года дневной формы обучения. Дальнейшая работа над предложенными темами будет вестись студентами в рамках других учебных курсов по специальности («Системная культурология», «Современная история культуры в России», «История культуры в современном мире» и т.д.). Цель и задачи дисциплиныЦель курса: Основная цель курса – систематически представить студентам как базовый фактографический материал по истории визуальной культуры, так и ключевые теоретические концепты исследовательской парадигмы визуальных и культурных исследований. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры. Данная дисциплина относится к профессиональному циклу, вариативной части обязательных дисциплин. Она связана с дисциплинами: история искусств, история культуры. Основой курса является изучение визуальной культуры в теоретической парадигме визуальных и культурных исследований, которые принципиальным образом включают в сферу рассмотрения все культурные феномены, так или иначе связанные с понятием «визуального». Т.е., не только традиционно выделяемые виды искусств или традиционные культурные визуальные практики (живопись, фотография, кинематограф, телевидение), но и разнообразные визуальные формы (от рекламных до всевозможных «прикладных» изображений). Т.о. визуальность понимается в рамках визуальных и культурных исследований в максимально широком смысле. При усвоении данной дисциплины формируется владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике. Данный курс является основой для изучения курсов Культурология, Визуальная культура. Основные задачи курса:
Освоение дисциплины должно содействовать формированию следующих компетенций:
Тема 1. Феномен информационного общества и его влияние на развитие визуальной культуры – 2ч
Тема 2. Визуальная культура: определение, ключевые понятия и методы исследования – 2ч
Тема3. Визуальная культура как социокультурный феномен. – 2ч
Тема 4. Генеалогия визуальной культуры: Цифровые технологии – 2ч
Тема 5. Видение и власть: идеологические аспекты визуальной культуры – 2ч
Тема 6. Визуальные и аудиовизуальные культурные источники. Подходы и методы исследования, проблемы интерпретации. – 2ч 1. Изобразительные источники. 2. Этнографо-антропологический фильм как исторический источник. 3. Фотография как источник исторического знания.
Практические занятии (34 часа) Занятие 1 Визуальная культура в глобальном пространстве. 2ч
Занятие 2. Фотография как объект визуального анализа. – 2ч
Занятие 3. Феномен кинематографа в визуальной культуре – 2ч
Занятие 4. Появление этнографического кино. Фильмы Р. Флаерти. – 2ч 1. Творчество Р. Флаерти: биография, история создания фильмов. 2. Метод визуализации истории в фильмах Р. Флаерти. Предполагается просмотр и обсуждение фильма Р. Флаерти «Нанук с севера». Занятие №5. Становление этнографо-антропологического кино в России в 1920-х гг. - 2ч 1. Творчество Д. Вертова: биография, фильмы. 2. Теория киноглаза и принцип киноправды. 3. Сравнительный анализ творческих методов Р. Флаерти и Д. Вертова. Предполагается просмотр и обсуждение фильма Д. Вертова «Человек с киноаппаратом». Занятие №6. Становление визуальной истории в 1950-х гг. – 2ч 1. Исследования Г. Бейтсона и М. Мид. 2. Проекты фильмов для сохранения исчезающих культур. Занятие №7. Зарубежные школы визуальной истории. – 2ч
Занятие №8. Развитие документального этнографо-антропологического кино за рубежом. – 2ч
Предполагается просмотр и обсуждение современных фильмов, проведение сравнительного анализа просмотренных фильмов 1920-х гг., 1980-х и 2000-х годов. Занятие №9. Развитие визуальной истории в России. – 2ч 1. Творчество Д. Вертова. 2. Деятельность кинолаборатории Института этнографии АН. 3. Просмотр хроники Д. Вертова «Кино-глаз». Занятие №10. Развитие визуальной истории в России. – 2ч. 1. Современное этнографическое кино в России: основные темы, методы и подходы в производстве фильмов. 2.Просмотр фильмов Кочующего северного кинофестиваля. (на выбор) Занятие 11. Методы исследования изобразительных источников. – 2ч 1. Типология изобразительных источников. 2. Методы исследования изобразительных источников. 3. Источники: Изобразительный ряд по определенной теме (на примере темы «Исторический костюм»). Занятие 12. Создание изобразительного ряда по определенной теме. – 2ч 1. Создание тематического изобразительного ряда (в том числе по темам дипломных работ). Занятие №13. Понятия «визуальности» - 2ч.
Занятие № 14. Расширение сферы влияния «визуальности» в современной культуре – 2ч
Занятие № 15. Изменение произведения искусства в контексте визуальной культуры – 2ч 1.Встречное движение “изнутри” проблематики теории искусств как выход анализа произведения искусства за свои границы. 2. Раскройте концептуальные позиции ниже приведенных авторов Баксандал, Берджер, Краусс, Белтинг, Митчел, Элкинс, Альперс, Джей, Мокси. 3. Сформулируйте основные различия их позиций. Занятие № 16. -17. Эстетический опыт в искусстве и за его пределами (М. Зеель, Г. Бёме, Х.-У. Гумбрехт, Э. Фишер-Лихте, Ж. Рансьер) – 4.ч
Вопросы к экзамену
Рефераты
V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины... Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла |