Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01.





Скачать 120.38 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01.
Дата публикации22.04.2015
Размер120.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
8 К Л А С С

Пояснительная записка

Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. 03.2010 администрации Тамбовской области, Управления образования и науки Тамбовской области « О Внесении изменений в приказ Управления образования и науки области от 10.04.2009 № 939 « Об утверждении базисного учебного плана для ОУ, расположенных на территории Тамбовской области и регулирующих программу общего образования»,«О введении в 8-9 классах по решению ОУ учебного предмета «Искусство» в рамках курса МХК 1 раз в неделю».

Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно –исторические эпохи, жизненные истоки искусства, роль искусства в жизни человека в разные периоды развития цивилизации.

Программа рассматривает курс МХК в системе гуманитарных дисциплин, развивает способность к интерпретации художественных произведений, позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать расцвет каждого из искусств в определенный исторический период.

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г.И.Даниловой для 7-9 классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю.

Учебно-методическое сопровождение

- Данилова Г.И. Мировая художественная культура 5-9 классы. Программа для основной школы, ООО «Дрофа», Москва, 2002г.

- Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7 - 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, ООО «Дрофа», Москва, 2008 г.

В программе 8 класса темы объединены в девять содержательных блоков .

Всего программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы: формирование духовного мира школьника, высокого художественно-эстетического вкуса, полноценного опыта восприятия искусства и навыков творческой деятельности; нравственности, эстетической воспитанности силой воздействия различных искусств в их комплексе,

Задачи уроков МХК в 8 классе:

*обогащать духовный мир, воспитывать чувства учащихся , развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни;

*дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития МХК, распознать особенности образного языка различных видов искусства;

*развивать у школьников воображение, творческие способности.

*воспитывать художественно-эстетический вкус; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

* содействовать освоению знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

* научить овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

*расширять кругозор учащихся , осознанное формирование собственной культурной среды.

Основные принципы построения программы:

принцип интеграции различных видов искусств;

принцип историзма;

принцип опоры на творческий метод (стиль);

принцип формирования знаний, умений, навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

принцип художественно-педагогической драматургии урока.

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Художественно-творческая деятельность учащихся

восприятие и анализ произведений искусства и подбор ассоциативного ряда;

выражение личных впечатлений в форме эссе, рецензий на спектакль, фильм, клип, концерт, выставку, телепередачу и т.д.;

знакомство с источниками информации различного уровня (словари, справочники, энциклопедии, Интернет, первоисточники);

исследовательская работа: выбор темы, подготовка рефератов. Организационной основой урока является создание проблемно - поисковой ситуации и ее разрешения, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогической драматургии. Это то, что делает этот урок уроком искусства (продолжение принципа эмоциональной драматургии для уроков музыки по программе Д. Б. Кабалевского).

В основе курса лежит принцип интеграции, который создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Наиболее приемлемая форма проведения уроков МХК в 8 классе – это лекция, диалог, семинар, зачет. В практике преподавания МХК сложились следующие формы проверки – «обратной связи» уровня подготовленности учащихся по предмету:

высказывания учеников на уроке;

викторины по различным видам искусства;

уроки творчества;

защита рефератов;

тестирование

самостоятельные работы творческого направления;

дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

Также в целях проведения контроля усвоения знаний учащимися по предмету применяются различные типы заданий (информативного, творческого характера).

Содержание программы:

Изучение учебного предмета «МХК » в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы и истории, изобразительного искусства.

Курс по мировой художественной культуре на ступени общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове.

Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

В программе 8 класса темы объединены в девять содержательных блоков.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ( 16 часов) :

1.Цивилизация и культура.

Знакомство с ключевыми понятиями – «цивилизация», «культура» и «искусство». Проводится дискуссия на тему: «Что значит быть сегодня культурным и образованным человеком».Тема рассматривает понятие о мировой художественной культуре и знакомит учащихся с художественными символами народов мира.

2.Единство и многообразие культуры.

В теме рассматривается вопрос единства и многообразия мировой культуры, её универсальных бессмертных идеалов, а так же ключевой символический образ искусства – Мировое Древо. Национальная самобытность культуры представлена на примере японского искусства.

3.Особенности художественной культуры Древнего Египта.

Знакомство с выдающимися достижениями древнейшей цивилизации – Древнего Египта на примере произведений искусства – шедеврах скульптуры, изобразительного искусства, архитектуры.

4.Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

В теме раскрывается понятие «символичная восточная культура» на примерах искусства древнейших восточных цивилизаций Месопотамии и художественной культуры Китая. Гармония Человека и Природы отражена в творчестве. китайских поэтов, художников, архитекторов. Культура восточных цивилизаций тесно связана с религиозными верованиями. Учащиеся познакомятся с основными положениями одной из мировых религий – буддизма, а также характерными особенностями буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии.

5.Греция – «колыбель европейской цивилизации».

Знакомство с художественной культурой Древней Греции, оставившей глубокий след в истории человеческой цивилизации. Учащимся предстоит совершить путешествие в мир греческого искусства, совершить виртуальную экскурсию по афинскому Акрополю, а так же познакомиться с шедеврами греческой скульптуры, музыки и театра.

Обобщая темы первого полугодия, проводится заключительный урок-игра «Счастливый случай», на котором учащиеся могут ответить на вопросы по всему пройденному материалу, отгадать кроссворд.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ( 18 часов):

6.Художественные достижения доколумбовой Америки.

Тема изучает культуру и памятники искусства народов доколумбовой Америки: цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков. Учащиеся познакомятся со своеобразной и оригинальной художественной культурой этих народов.

7.Идеал Человека в культуре народов мира.

В теме раскрывается понятие идеала Человека в искусстве в античности, средневековье и эпохе Возрождения. Рассматриваются произведения, воплотившие идеал Человека в искусстве. Так же рассматривается сложный вопрос: как представлен идеал Человека в крупнейших религиях мира и как он нашёл своё художественное воплощение в образах святых – людей, посвятивших себя служению Богу.

8.Герой и защитник Отечества.

Тема рассказывает о произведениях искусства, запечатлевших образы легендарных героев и защитников Отечества – Георгия Победоносца, благородного средневекового рыцаря и Александра Невского. Обсуждается проблемный вопрос: в чём заключается сила этих образов и не утратили ли они своё значение в наше время?

9.Образ женщины-матери сквозь века.

В теме подробно изучается образ женщины-матери в искусстве, рассказывается о шедеврах русской иконописи, итальянского Возрождения, в картинах А.Г.Венецианова и произведениях искусства ХХ века.

Обобщая пройденный за год материал, на последних уроках проводится итоговое тестирование, а так же урок-игра « Умники и умницы».
Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1

Понятие о мировой художественной культуре. Единство мировой культуры.


3ч.

1ч. дискуссия









II.

Тема№2.

Мировое древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры.



2ч.




1ч. тестирование







III.

Тема №3. Культура древнейших цивилизаций. Особенности художественной культуры Древнего Египта.


4 ч.

1ч. практическая работа «Дети солнца»

1ч. тестирование

1ч.

Виртуальная экскурсия «Древний Еги-пет»




IV.

Тема №4 Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

2 ч.

1ч. виктории-на

1ч. самостоятель-ная работа








V.


Тема №5. Греция – колыбель европейской цивилизации. Страна «героев и

богов».


5ч.

1ч. урок-игра «Счастливый случай»

1ч. тестирование

1ч.

Виртуальная экскурсия по Акрополю




VI.

Тема №6 Культурные цивилизации доколумбовой Америки.

4ч.

1ч.

викторина

1ч.

тестирование







VII

Тема №7 Мир и человек в художественных образах

6ч.




1ч. тестирование







VIII

Тема №8. Образ женщины-матери сквозь века

5ч.

1ч.

Творчес-кая работа




1ч. Виртуальная экскурсия в Рус-ский музей




IX

Тема №9. Итоговое тестирование

1ч.













X

Тема № 10 Урок-игра «Умники и умницы»

1 ч.














Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.
уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками иформации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.


  • . Литература и средства обучения:

  • 1. И.А. Химик «Как преподавать мировую художественную культуру», «Просвещение», 1992г.

  • 2. Л.В. Пешикова «Методика преподавания мировой художественной культуры»,изд-й центр «Владос», 2003 г.

  • 3. В. Афанасьева «Малая история искусств», Москва, «Искусство», 1976г.

  • 4. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира», Москва, «Детская литература»,1989 г.

  • 5. М.В. Алпатов «Искусство», из-во «Просвещение», 1969г.

  • 6. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» Программа дляобщеобразовательных школ», из-во «Дрофа», 2002г.

  • 7. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» Учебник для 7-9 классов, из-во «Дрофа», 2008г.

  • 8.Мировая художественная культура. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. составитель Куцман Н.Н. «Корифей», Волгоград 2008.

  • 9.Мировая художественная культура. Поурочные планы. Автор-составитель Галушкина Ю.Е., «Учитель», Волгоград 2008.

  • Ресурсы Интернета

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа Мировая художественная культура
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля....
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПояснительная записка Курс «Мировая художественная культура»
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах (68 часов)
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconРабочая программа по курсу мировая художественная культура Для учащихся
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconПрограмма общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс...
Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике отечественного образования включен в число базовых общеобразовательных предметов на основании приказа №634 от 01. iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск