Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений





НазваниеОтдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений
страница1/10
Дата публикации05.05.2015
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Главное управление образования мэрии

Городской центр физической культуры и спорта «Виктория»

Отдел музеев




VII городская научно-практическая конференция

руководителей музеев образовательных учреждений

Новосибирск

2011

ББК 74.205лб11я46

УДК 371.65(063)

И 66

И Инновационные подходы в музейной педагогике

Новосибирск: Главное управление образования мэрии: ГЦФКиС «Виктория» 2011. – 100 с.
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов и статей участников VII городской научно-практической конференции руководителей музеев образовательных учреждений «Инновационные подходы в музейной педагогике».

Представлен опыт работы руководителей школьных музеев, учителей, руководителей образовательных учреждений города Новосибирска. В сборнике также представлены материалы по работе с дошкольниками в области музейной педагогики. Материалы публикуются в авторской редакции.


  • Главное управление образования мэрии города Новосибирска, 2011

  • МБОУ ДОД «Городской центр физической культуры и спорта «Виктория», 2011

  • Коллектив авторов, 2011




Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
Шихваргер Г.А.,

заместитель директора по УВР

ГЦФКиС «Виктория»,

Заслуженный учитель РФ
На педагогическом совете в сентябре 2010г. мы начали разговор о стандартах нового поколения, так как нас, прежде всего, волнуют вопросы, связанные со стандартами для дополнительного образования, в частности для музеев образовательных учреждений.

Есть ли причины для введения новых стандартов? Да. Необходимо решить противоречия между учителем и учеником, родителями и детьми: наши дети живут в лавинообразном информационном поле, а учитель, родители - гости в этом поле. Возникла драма отставания учителя от ученика, родителей от детей. При обогащении информацией происходит обнищание души и глухота детей к взрослым и беспомощность взрослых.

Активно развивающееся дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений требует в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, размышления о нашем месте.

70,4% от общего количества образовательных учреждений осваивают программы дополнительного образования детей на базе школьных музеев. Это значительная армия учеников, органов управления образованием, методистов, которые не могут игнорировать процессы музеологии. Наш город занимает одно из ведущих мест в Росси по развитию школьных музеев, музейной педагогики. Только в этом учебном году открыты новые музеи: СОШ № 67, 160, 73, 210, гимназия 2 в Ленинском районе; СОШ № 162 в Советском районе. В Ленинском районе глава администрации поставил задачу открыть музей в каждой школе и успешно ее реализует. Кировский, Дзержинский, Центральный районы успешно развивают воспитательную работу через школьные музеи.

Мы в этом году по приказу Главного управления образования посетили все музеи города. Хочу подчеркнуть, что мы не контролеры, а цель посещения - изучение состояния школьного музея и методическая помощь.

Я хочу поразмышлять о роли дополнительного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Я хочу отметить, что пока стандартов дополнительного образования нет. Реализовывая цели и задачи Федеральных государственных стандартов, на плечи дополнительного образования ложится миссия максимального привлечения школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, необходимо лишь помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться, и занять свое место в социуме.

Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции общего и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать ее специфику, сложности и преимущества.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием.

Говоря о роли дополнительного образования, прежде всего, необходимо рассматривать конечный результат деятельности системы дополнительного образования. Дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных (когнитивные потребности, потребность в признании, уважении), коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты педагогические работники - как в самих школах, так и в специализированных учреждениях — дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства. Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей

деятельности, которая базируется на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа, наконец-то, смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Роль дополнительного образования в профориентационной работе, в особенности в связи с закрытием УПК, способа подготовиться к получению профессионального образования и преодолеть барьер «школа – вуз», растет с каждым годом. С переходом ЕГЭ в штатный режим все большее значение уделяется, и будет уделяться системе олимпиад, творческих конкурсов, организуемых вузами, победители которых смогут поступать в вузы в обход ЕГЭ. Подготовить детей к таким интеллектуальным состязаниям способна только система дополнительного образования: доучить самых талантливых – бесплатно, вытянуть середнячков. Особняком стоит подготовка к поступлению в вузы культуры и искусства, куда и в советские времена нужно было сдавать разные неформализованные творческие экзамены. Попробуйте поступить, скажем, в музыкальное училище, не имея за плечами музыкальную школу – семилетку? Или в архитектурный, художественный институт, не поучившись в художественной школе?

В проекте федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения впервые в базисный учебный план включаются часы на внеучебную деятельность – дополнительное образование де-юре становится неотъемлемой частью школьной жизни. Может быть, 100-летнего юбилея дополнительного образования в России вообще не случится? И кто-нибудь из образовательных начальников заявит об окончательном и бесповоротном вхождении дополнительного образования в состав общего?

Содержание дополнительного образования детей

(из документов)

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя

определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».

Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Есть ряд концептуальных разработок в отношении дополнительное образование.

Нередко оно идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен) и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако при этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания

дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.

Исходя из этого, содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом:

  • овладение информационным полем направленности;

  • приобретение опыта осуществления деятельности;

  • овладение навыком рефлексии деятельности;

  • развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций.

В рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания (по материалам Буйловой Л. Н., зав. кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, к.п.н.). Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления и своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

С 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.

В перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма»

«В результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет - произойдет лишь ее перераспределение», - заверил чиновник.

По мнению самого Ивлиева, «изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе». Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме «суммы знаний», получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни», - считает глава комитета.

«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади», - сообщил автор проекта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота.

Владимир Путин о реформе образования: «Изменения нужны, но принимать их следует на ясном глазу».

Заседание правительства премьер РФ начал с одной из самых обсуждаемых в последнее время тем (начало февраля 2011г.).

Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, - обратился Путин к министру образования Андрею Фурсенко. - Но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя. Если без шуток, то, что на самом деле предлагается?

Новые стандарты образования, которые хочет ввести Минобр, вызвали в обществе бурную дискуссию. И в целом идея вроде бы неплохая, но документ написан таким языком, что трактовать его можно как угодно. Суть, грубо говоря, в том, что ребенок (или его родители) будет сам определять, какие предметы он хочет изучать, а какие нет.

Но школьник - это даже не студент, и в этом возрасте трудно принимать окончательное решение, - осторожно заметил Путин. - Вопросы такого фундаментального значения для будущего страны должны обсуждаться с общественностью, с экспертами. Эксперименты должны быть проведены. Спешить нельзя. Понятно, что изменения нужны, но принимать их следует на ясном глазу.

Наука и практика дополнительного образования в поисках. Наш разговор направлен на поиски крупиц новаторства, которые вооружат практиков для решения целей образования в рамках введения федеральных стандартов общего образования нового поколения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный день музеев. Научно-практическая конференция «Экспонаты рассказывают»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного...
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconОглавление дидактические принципы в проектировании электронных образовательных ресурсов 4
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconУчаствующих в выставке
Руководители музеев и музейных экспозиций образовательных учреждений невского района
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее» городская научно-практическая...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconОбщие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»...
«Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию...
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconЮ. В. Иванова
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconВведение в генетику
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconРелигия и наука
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconПоисковая систем
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconТемы работы
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconЛитературная викторина
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconРабочая концепция одаренности
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений iconНаука, магия и религия
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск