Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Борисоглебский государственный педагогический институт» Кафедра литературы и методики ее преподавания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Форма обучения очная
Срок освоения ООП 4 года
Борисоглебск 2011
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Историческое образование)
Составитель рабочей программы учебной дисциплины:
доцент, к.ф.н., доцент кафедры литературы и методики ее преподавания
Толоконникова Светлана Юрьевна
(фамилия, имя, отчество)
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры литературы и методики ее преподавания
(название кафедры)
«__7___» __сентября______ 2011__ г., протокол № _1____
Заведующий кафедрой _____________ (Капрусова М.Н.)
подпись фамилия, И.О. 1. Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является способствование формированию современного научного представления о специфике и закономерностях культурного процесса в Древней Руси; дать характеристику основным художественным стилям и направлениям развития древнерусской культуры, раскрыть их этическую и эстетическую национальную значимость; формирование необходимые профессиональные и личностные компетенции студента-историка. Задачи дисциплины:
– знакомство с основными эстетическими тенденциями древнерусской культуры;
– формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени;
– формирование представления о культурном развитии как закономерном, едином и непрерывном процессе;
– воспитание уважения к национальной культуре, толерантности; воспитание уважительного отношения ко всем фактам культуры, даже тем, которые пока непонятны;
– воспитание взгляда на культуру как на единое целое. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина Древнерусская культура относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части ООП (дисциплин по выбору студента).
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина Древнерусская культура, являются образование и культура.
Профильной для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:
– организация культурного пространства;
– популяризация профессиональной области знаний общества.
Для освоения дисциплины Древнерусская культура студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин История Древнего мира, История России, Археология, Древнерусский язык, Восточные славяне по данным археологических и письменных источников.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин История России, Духовная культура России. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
– владеет культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
– способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
Общепрофессиональные компетенции:
– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
– способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
– культурные особенности Древней Руси в связи со своеобразием историко-культурной эпохи в целом;
– основные теоретически понятия в их историко-культурном развитии;
–основные этапы развития древнерусской культуры и их специфические особенности.
Уметь
– рассматривать древнерусский культурный процесс в контексте историко-культурных изменений в Европе;
– устанавливать межкультурные связи (особенно с новой русской культурой);
– пользоваться справочной и критической литературой.
Владеть
– методами проблемного анализа в ходе самостоятельной подготовки;
– реферирования и конспектирования критической литературы, предлагаемой преподавателем для подготовки к получению зачета по курсу. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18
| 18
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| 36
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 54
|
| В том числе:
|
|
|
| Подготовка к семинарским и практическим занятиям
| 36
| 36
|
| Реферат
| 6
| 6
|
| Подготовка сообщения
| 6
| 6
|
| Подготовка презентации
| 4
| 4
|
| Тестирование
| 2
| 2
|
| Виды промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
| 108
|
| 3
| 3
|
|
5. Тематический план
Дисциплина Древнерусская культура
форма обучения очная
направление подготовки Педагогическое образование
профиль Историческое образование
срок обучения 4 года
Всего зачётных единиц____3__________
Всего часов по учебному плану__108____
Ауд. 54 (ЛК - __18___, ПК __36___, ЛР ______)
Самост. ___54____
| Трудоемкость
| Аудиторные занятия
| Самост.
| Форма промежуточн.контроля
| ЛК
| ПК
| ЛР
| № пп
| Наименование разделов и тем
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| «Выбор веры» и христианизация древнерусской культуры
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
| 2
| Чтение и книжность в Древней и Московской Руси
| 16
|
| 6
|
| 10
|
| 3
| Образ мира в средневековой Руси
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| 4
| Частная жизнь в средневековой Руси
| 8
|
| 4
|
| 4
|
| 5
| Развитие жанра жития в русской литературе XI-XVI веков как свидетельство образования собственной религиозной культуры.
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| 6
| Материальная и духовная культура Киевской Руси.
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
| 7
| Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода».
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
| 8
| Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единство.
| 14
| 2
| 6
|
| 6
|
| 9
| Становление единой общерусской культуры
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| 10
| «Московское царство»: апогей официальной древнерусской культуры.
| 12
| 2
| 4
|
| 6
|
| 11
| Русская культура XVII в.: вступая в Новое время. Структурно-динамическая перестройка культуры.
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
| 12
| Новые тенденции в духовной культуре.
| 6
| 2
|
|
| 4
|
|
| Итого в 3 семестре
| 108 3 ЗЕ
| 18
| 36
|
| 54
| зачет
|
6. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| «Выбор веры» и христианизация древнерусской культуры
| Христианство на Руси: пути проникновения и первые носители. Попытка реформирования язычества при Владимире. "Крещение Руси" в свете современных исследований. Взаимовлияние языческой и христианской картин мира. «Обрядоверие».
| 2
| Чтение и книжность в Древней и Московской Руси
| Социокультурная роль чтения и образованность в средневековой Руси. Начало российского книгопечатания. Московский печатаный двор как явление русской культуры. Книгопечатание как государственная политика. Роль церковного раскола в истории русской книжности.
| 3
| Образ мира в средневековой Руси
| Источники и происхождение русских средневековых географических представлений. Русские народные утопические легенды «о далеких землях». Восприятие «чужого» в традиционной русской культуре и современная мифология пространства.
| 4
| Частная жизнь в средневековой Руси
| Частная жизнь как предмет исследования в гендерной истории, истории повседневности и исторической антропологии. Частная сфера как исторический феномен. Семья и дети в российской традиционной культуре.
| 5
| Развитие жанра жития в русской литературе XI-XVI веков как свидетельство образования собственной религиозной культуры.
| Особенности жанра жития первых русских святых. «Сказание о Борисе и Глебе». «Житие Феодосия Печерского» и стиль монументального историзма. Творчество Епифания Премудрого «Повесть о Петре и Февронии» как образец трансформации жанра жития.
| 6
| Материальная и духовная культура Киевской Руси.
| Библейские символы и сюжеты. «Русская античность». Варяжское и византийское влияние. Языческие и христианские элементы в ремесле и декоративно-прикладном искусстве. Летописание в культурном контексте эпохи. Литература, ее основные черты. Архитектура и живопись как отражение образа мира.
| 7
| Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода».
| Формирование локальных культур русских земель в условиях их политического обособления от Киева. Начало формирования местных пантеонов. Временное усиление язычества. Летописание: соотношение общерусских и региональных мотивов. Основные черты новгородской культуры.
| 8
| Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единство.
| Влияние батыева нашествия и политического господства Золотой Орды на развитие культуры.
Духовное единство Руси. Патриотически-объединительная тема в русской словесности. Общерусские летописные своды. Складывание русской, украинской и белорусской народностей.
| 9
| Становление единой общерусской культуры
| Ведущая тенденция историко-культурного процесса: от культур отдельных земель Руси к единой российской культуре. Факторы превращения Москвы в культурный центр. Итоги эволюции местных архитектурных и живописных школ к концу XIV-началу XV вв. Московский Кремль как "центр" державы, обобщенный образ небесного Града-Царства.
| 10
| «Московское царство»: апогей официальной древнерусской культуры.
| «Огосударствление» как ведущая культурная тенденция, его направления и формы. Культурные символы и ритуалы власти в Московской Руси. Тезис о «самодержавстве» в контексте эволюции исторического сознания, способы его обоснования и имплантации в культуру.
| 11
| Русская культура XVII в.: вступая в Новое время. Структурно-динамическая перестройка культуры.
| Факторы, сущность и направления трансформации культуры, ее «переходность» и противоречивость. Установка на непосредственное представление личности в культуре. Движение от культурного синкретизма к специализированным сферам культуры.
| 12
| Новые тенденции в духовной культуре.
| Расширение образованного слоя общества. Структурная перестройка словесности: закат летописания, рост значения сюжетных жанров. Обособления литературы как самостоятельной области культуры. Ведущие темы и сюжеты художественной культуры. Первый русский театр и его судьба.
| 8. Самостоятельная работа студента
8.1. Виды СРС
Номер раздела учебной дисциплины
| Виды СРС
| Всего часов
| Семестр № __3_
| 1.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (4)
| 4
| 2.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (6); подготовка сообщения (4)
| 10
| 3.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (2)
| 2
| 4.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (4)
| 4
| 5.
| Написание реферата (2); подготовка презентации (2)
| 4
| 6.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (4)
| 4
| 7.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (4)
| 4
| 8.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (6)
| 6
| 9.
| Подготовка сообщения (2); подготовка к тестированию (2)
| 4
| 10.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (4); написание реферата (2)
| 6
| 11.
| Подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (2)
| 2
| 12.
| Написание реферата (2); подготовка презентации (2)
| 4
| Итого часов в 3 семестре:
| 54
|
8.2. График самостоятельной работы студента Семестр _3_
Форма оценочного средства
| Номер недели
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| Подготовка сообщения
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
| Тестирование письменное, компьютерное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Подготовка к семинарским и практическим занятиям
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Подготовка презентации
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
9. Тематика курсовых работ
Учебным планом не предусмотрены. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
История России с древнейших времен до конца 17 века/под ред. Л.В. Милова.- М.: Эксмо, 2009.
История средних веков: В 2 т. Т. 1: учеб. пос. для вузов по спец. «История»/ под ред. С.П. Карпова.- 6-е изд.- М.: Изд-во МГУ; «Печатные традиции», 2008.
История средних веков: В 2 т. Т. 2: учеб. пос. для вузов по спец. «История»/ под ред. С.П. Карпова.- 6-е изд.- М.: Изд-во МГУ; «Печатные традиции», 2008.
Кусков В.В. История древней русской литературы. – М., 2003.
Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М. 2005.
б) дополнительная литература
учебная литература
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времён до наших дней: учеб. для ср. проф. учеб. завед.- М.: Академия, 2003.
Древнерусская литература: хрестоматия/ сост. Н.И. Прокофьев.- М.: Флинта; Наука, 2002.
История средних веков: В 2 т. Т. 1: учеб. пос./ под ред. С.П. Карпова.- М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2003.
История средних веков: В 2 т. Т. 2: учеб. пос./ под ред. С.П. Карпова.- М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2003.
Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: в 5-ти книгах: учебное пособие. Книга 1. Авторская программа курса; практикум; тесты/ под ред. С.А. Васютина. – М.: КДУ, 2008.
Древнерусская литература. XI-XVII вв.: учеб. пос. для вузов/ под ред. В.И. Коровина.- М.: Владос, 2003.
научная литература
Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Udin/01.php
Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/08.php
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vasil3/index.php
Свешников Б. Духовная культура России // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Svesh/index.php
Рыбаков Б.А. Культура Руси // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rubakov/Ryb_KultRus.php
Рыбаков Б.А. Рождение Руси // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rubakov/_index.php
Рыбаков Б. Язычество Древней Руси // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/Rub_Jazuch/Jazuch_index.php
периодика
Российская история. Журнал
Родина. Журнал
Вопросы истории. Журнал
Русская литература. Журнал.
справочная литература
Большая энциклопедия русского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www URL: http://rusinst.ru/razdel.asp?rzd=1
Всемирная история. Энциклопедия. Том 4 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
www URL: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000029/ в) электронно-цифровые ресурсы
№ п/п
| Ссылка на информационный ресурс
| Наименование разработки в электронной форме
| открытый или локальный доступ
| 1
| http:/academia-moscow.ru/off-line/_bo...
| Менделеева Д.С. История литературы Древней Руси : пособие для студентов учрежд. высшего профессион. образования. – М. : Академия, 2012. – фрагмент.
| Открытый доступ
| 2.
| http://ppf.asf.ru/drl/theme.html
| Творогов О.В. История литературы Древней Руси: электронный учебно-методический комплекс
| Открытый доступ
| 3.
| http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rubakov/Ryb_KultRus.php
| Рыбаков Б.А. Культура Руси
| Открытый доступ
| 4.
| http://www.philology.ru/literature2/likhachov-86.htm
| Лихачёв Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы
| Открытый доступ
| 5.
| http:/uisrussia.msu.ru
| Музеи мира. Эрмитаж. Третьяковская галерея
| Открытый доступ
|
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Ауд. № 2. Кабинет истории и методики ее преподавания.
12. Образовательные технологии
22% – интерактивных занятий от объема аудиторных занятии
(2 ч. ЛК, 10 ч. ПК)
№ раздела
| Виды
учебной
работы
| Образовательные технологии
| Особенности проведения занятий (индивидуальные/ групповые)
| 2
| Практическое (2 ч.)
| технология развития критического мышления
| групповые
| 3
| Практическое (2 ч.)
| технология проектного обучения
| групповые
| 5
| Лекция (2 ч.)
| технология организации групповых проблемных дискуссий
| групповые
| 6
| Практическое (2 ч.)
| технология развития критического мышления
| групповые
| 10
| Практическое (2 ч.)
| технология проектного обучения
| групповые
| 11
| Практическое (2 ч.)
| технология обучения в сотрудничестве
| групповые
| 13. Лист внесения изменений в рабочую программу
№
п/п
| Наименование раздела программы, в который внесены изменения
| Подпись
преподавателя
| Дата утверждения изменений
и № протокола
| Подпись
зав. кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |