ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Шифр дисциплины: С1.Б.6
Культурология
Рабочая программа по специальности 180403 «Судовождение»
Новосибирск 2013
Рабочая программа составлена доцентом Зинченко Т.Е. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 180403 «Судовождение». Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и права НГАВТ № 2 от 30.10.2013 г.
Зав. кафедрой Г.Д. Лихачев
Рабочая программа одобрена советом СВФ 25.11.2013г. протокол №3
Председатель совета СВФ В.П. Умрихин
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью преподавания дисциплины «Культурология» является подготовка специалистов, владеющих общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее аксиологическом основании и структурно-иерархическом составе, о главных этапах и перспективах мирового культурно-исторического процесса.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Базовая дисциплина цикла ГСЭ;
специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО): Общекультурные компетенции (ОК):
Индекс
| Компетентность
| ОК-1
| способнен представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
| ОК-2
| Понимает сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, высокой мотивации к работе
| ОК-3
| способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях жесткой иерархической системы управления, соблюдая служебную дисциплину и выполняя уставные требования, умеет хранить конфиденциальную информацию
| ОК-4
| способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей, владеет нормами профессиональной и корпоративной этики, способен создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет приемами саморегуляции поведения и методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в различных условиях
|
3.2 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с разделом ПДМНВ-78 Таблица A-II/1
Индекс
| Компетентность
| Знание, понимание, и профессионализм
| Функция: Эксплуатация судна и забота о людях на уровне эксплуатации
| КМК-18
| Применение навыков лидерства и работы в команде
| Рабочее знание управление судовым персоналом и подготовке персонала.
Знание соответствующих международных морских конвенций и рекомендаций и национального законодательства.
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- современные подходы и концепции культуры
- процессы в гуманитарном знании 20 века, в ходе которых происходила кристаллизация предметного поля культурологии
- основные характеристики и отличия традиционной культуры, культуры модерна и постмодерна
- особенности культурных процессов в современном мире
- особенности культуры массовых коммуникаций, ее функции в современной культуре
Уметь:
- применять основные методы анализа текстов культуры
Владеть:
- основными языками описания культуры
4 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной работы
| Очное обучение (О)
| Всего часов
| Семестр 2
| 2
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| 72
| Аудиторные занятия
| 40
| 40
| Лекции
| 20
| 20
| Практические занятия (ПЗ)
| 20
| 20
| Самостоятельная работа
| 32
| 32
| Изучение литературы теоретического курса
| 16
| 16
| Реферат
| 16
| 16
| Вид аттестации
|
| зачёт
|
5 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Разделы, темы дисциплины и виды занятий
Раздел и тема
дисциплины
| Лекции
| ПЗ
| Самостоятельная работа
| О
| О
| О
| 2 семестр
| Раздел1: Теория культуры
| Тема 1.1 Культурология как наука
| 2
|
| 2
| Тема 1.2 Сущность и смыслы культуры
| 2
|
| 1
| Тема 1.3 Социокультурная динамика
| 2
|
| 1
| Тема 1.4 Язык культуры
| 2
|
| 1
| Тема 1.5 Мир человека как культура
| 2
|
| 1
| Тема 1.6 Хозяйственная культура
| 1
|
| 1
| Тема 1.7 Мораль и право как феномен культуры
| 1
|
| 1
| Тема 1.8 Искусство как феномен культуры
| 2
|
| 1
| Тема 1.9 Религия и наука в контексте культу
| 2
|
| 1
| Тема 1.10 Техника как социокультурное явление
| 2
|
| 1
| Тема 1.11 Культура и цивилизация
| 2
|
| 1
| Раздел 2 Мировая культура
| Тема 2.1 Традиционные общества
|
| 2
| 2
| Тема 2.2 Античность как тип культуры
|
| 2
| 2
| Тема 2.3 Культура средневековой Европы
|
| 2
| 2
| Тема 2.4 Культура Византии
|
| 2
| 2
| Тема 2.5 Культура Западной Европы. От Просвещения к современности.
|
| 2
| 2
| Раздел 3 Отечественная культура
| Тема 3.1 Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры |
| 2
| 2
| Тема 3.2 Самодержавие как феномен русской культуры |
| 2
| 2
| Тема 3.3 Интеллигенция и культура России |
| 2
| 2
| Тема 3.4 Русская культура и революция |
| 2
| 2
| Тема 3.5 Советская культура и современная Россия |
| 2
| 2
| Всего: | 20
| 20
| 32
|
5.2 Содержание разделов и тем дисциплины Раздел 1. Теория культуры Тема 1.1 Культурология как наука[8-17] Специфика социального и гуманитарного знания. Культурология как научная дисциплина. Предмет и методы культурологи. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни. Технократический и гуманитарный стиль мышления. Место культурологии в системе инженерного образования.
Тема 1.2 Сущность и смыслы культуры [8-17]
Направления и школы в понимании культуры. Определения культуры. Сущностные характеристики культуры. Структура и функции культуры.
Тема 1.3 Социокультурная динамика [8-17]
Понятие социокультурной динамики. Динамика и прогресс. Теории социокультурной динамики. Идеи цикличности и волновых колебаний. Эволюционный и синергетический подход.
Тема 1.4 Язык культуры [8-17]
Роль языка в культуре. Естественные, искусственные и смешанные языки. Семиотика. Герменевтика. Текст. Язык и символ. Символические структуры. Культурный код.
Тема 1.5 Мир человека как культура [8-17]
Культурный мир человека. Духовность. Ритуал и человеческая жизнь. Значения, ценности и нормы. Ценности в жизни человека. Классификация ценностей. Природа ценностей. Социальные и культурные ценности.
Творчество и профессиональная культура. Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры. Роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности. Индивидуальный мир культуры и окружающий мир в разных традициях мировой культуры. Особенности мира человека как культуры.
Тема 1.6 Хозяйственная культура [8-17]
Место хозяйственной деятельности в социокультурном пространстве. Экономическая культура как модель социального взаимодействия. Характеристики экономической культуры личности.
Тема 1.7 Мораль и право как феномены культуры [8-17]
Ценностная природа морали и права. Их функции. Структура правовой культуры. Профессиональная правовая этика.
Тема 1.8 Искусство как феномен культуры [8-17]
Наука и искусство. Определения понятия «искусство». Генезис искусства. Социокультурные смыслы искусства. Критерии художественности. Красота в культурной эпохе. Два способа образного отражения мира в искусстве: реалистический и условный.
Дегуманизация искусства. Массовая культура. Кич.
Динамика художественной культуры.
Тема 1.9 Религия и наука в контексте культуры [8-17]
Понятие религии. Функции религии.
Наука: понятие и метод. Научная картина мира. Функции науки.
Тема 1.10 Техника как социокультурное явление [8-17]
Культура и техника. Техника как социокульурная ценность. Антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники.
Модели динамических изменений техники. Человек-Техника. Проблема искусственного и естественного интеллекта. Образ жизни человека в техномире.
Тема 1.11 Культура и цивилизация [ 8-17 ]
Проблема соотношения культуры и цивилизации. Эволюция понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Культурно-цивилизационная динамика.
Специфика техногенной цивилизации. Кризис техногенной цивилизации.
Раздел 2 Мировая культура Тема 2.1 Традиционные общества [8-17] Первобытная культура: проблемы изучения. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Сакрализация культуры. Жречество.
Индия. Принцип "единства в многообразии". Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Джайнизм.
Китай. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство. Даосизм. Буддизм в Китае. Модернизационный потенциал китайской культуры.
Тема 2.2 Античность как тип культуры [ 8-17 ]
Древнегреческий этап античной культуры. Материальная культура Древней Греции. Социально-политическая культура Древней Греции. Духовная культура Древней Греции.
Эллинистический этап античной культуры. Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма. Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма. Духовная жизнь в эпоху эллинизма.
Римский период в развитии античной культуры. Материально-культурное развитие Древнего Рима. Социально-политическая культура Древнего Рима. Духовная жизнь древнего Рима.
Тема 2.3 Культура средневековой Европы [ 8-17 ] Периодизация Средневековья. Великое переселение народов. Образование государств на территории Европы. Материально-культурное развитие Западной Европы.
Социально-политическая культура средневековой Европы. Феодализация земель. Появление сословных представительных органов. Институт Церкви. Монашеские ордена. Инквизиция. Крестовые походы. Духовная культура средневековой Европы. Окончательное оформление трех основных мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Распад христианства на православие, католицизм и протестантизм. Университеты. Монастырские школы. Романский и готический стили в архитектуре и изобразительном искусстве.
Тема 2.4 Культура Византии [ 8-17 ] Материальная культура Византии. Экономическое положение Византии. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Социально-политическая культура Византии. Государственное устройство Византии. Церковь и светская власть. Развитие римского права. Духовная культура Византии. Особенности художественной культуры: купольное храмовое зодчество; иконопись; житийная литература.
Тема 2.5 Культура Западной Европы. От Просвещения к современности [ 8-17 ] Материально-культурное развитие Западной Европы. Рост городов. Развитие науки и техники.
Социально-политическая культура. Абсолютизм. Идея Просвещения. Европейские революции и их значение. Духовная культура Нового времени. Идеи гуманизма. Реформация. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Лютеранство. Кальвинизм и идея предопределения. Контрреформация. Институализация научной и художественной деятельности. Барокко, классицизм, романтизм.
Материально-культурное развитие Западной Европы. Развитие промышленного капитализма. Научно-технический прогресс. Формирование общества потребления. Мегаполисы. Экологические катастрофы. Социально-политическая культура Новейшего времени. Революционные преобразования социально-экономического устройства. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики. Духовная культура европейских стран. Децентрализация мировоззрений. Элитарная и массовая культура. Кризис самосознания Запада и его отражение в социально-философской мысли. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Раздел 3 Отечественная культура
Тема 3.1 Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры [ 8-17 ]
Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора. Социокультурное своеобразие восточного христианства. Государство и церковь в истории России. Святые и святость Древней Руси. Раскол как социокультурный конфликт. Православие в Российской империи. Православная церковь и армия. Русское православие в XX веке. Православие в современной России.
Тема 3.2 Самодержавие как феномен русской культуры [ 8-17 ] Идея "империи" в русской культуре ("Третий Рим" и "Новый Иерусалим": Киев - Владимир - Тверь - Москва, "Град Петра", от III Рима к III Интернационалу). Сакрализация образа монарха в России. Царь и Бог. Харизма власти. Персонализация власти как специфическая черта русской политической культуры.
Тема 3.3 Интеллигенция и культура России [ 8-17 ] Проблема социальной природы интеллигенции. "Интеллектуал" и "интеллигент". Интеллигенция и власть. Интеллигенция и "народ". Дискуссии о судьбе интеллигенции в современной России.
Тема 3.4 Русская культура и революция [ 8-17 ] Изменения социального ландшафта в пореформенной России. Кризис классической культуры. Бунт против "литературоцентризма" в художественной культуре. "Искусство для искусства". Идеи творческого преображения жизни и всеединства в русской религиозной философии и большевизме. Феномен русского терроризма. Критика "классических" оснований культуры в русской консервативной мысли (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.).
Тема 3.5 Советская культура и современная Россия [ 8-17 ] Программа советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Пролетарский интернационализм и "советский мессианизм". Массовизация общества. Феномен "культа личности". Великая Отечественная война в истории отечественной культуры. Послевоенные идеологические компании. "Оттепель" и "застой" в советской культуре. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений. "Перестройка" и идея реставрации "подлинного" социализма. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. "Новая Россия": империя или национальное государство. Модернизационный рывок в эпоху постмодерна. От деидеологизации к реидеологизации. Поиски "русской идеи". Специфика современного российского социокультурного пространства. Освоение новых стереотипов и социальных ролей. 5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
№ в
УП
| Наименование
обеспечиваемых
дисциплин
| №№ разделов дисциплины (из табл. 5.1), необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплины
| С1. Б.2
| Отечественнаяистория
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| 3.4
| 3.5
| 2.1
| С1. Б.4
| Философия
| 1.1
| 1.2
| 1.4
| 1.7
| 1.9
| 1.10
| С1. Б.3
| Правоведение
| 1.1
| 1.2
| 1.5
| 1.7
| 3.2
| 3.4
|
6 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
НЕ ПРЕДУСМОТРЕН
7 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ раздела
(темы) дисциплины
| Наименование практических занятий
| Тема 2.1 Традиционные общества
| 1. Особенности первобытной культуры
2. Цивилизация Древнего Египта
3. Цивилизация древней Месопотамии
4. Древнеиндийские цивилизации
5. Древнекитайская цивилизация
[ 1-4, 8-17]
| Тема 2.2 Античность как тип культуры
| 1. Древнегреческий этап античной культуры
2. Эллинистический этап античной культуры
3. Римский период в развитии античной культуры
[ 1-4, 8-17]
| Тема 2.3 Культура средневековой Европы
| 1. Культура как творчество.
2. Исторические типы трансляции культуры.
3. О творце культуры.
[ 1-4, 8-17]
| Тема 2.4 Культура Византии
| 1. Материальная культура Византии
2. Социально-политическая культура Византии
3. Духовная культура Византии
[ 1-4, 8-17]
| Тема 2.5 Культура Западной Европы. От Просвещения к современности.
| 1. Материально-культурное развитие Западной Европы.
2. Социально-политическая культура
3. Духовная культура Нового времени
4. Материально-культурное развитие Западной Европы
5. Социально-политическая культура Новейшего времени
6. Духовная культура европейских стран
[ 1-4, 8-17]
| Тема 3.1 Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры Тема 3.2 Самодержавие как феномен русской культуры
| 1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
2. Православие в Российской империи
3. Русское православие в XX веке
4. Православие в современной России
5. Христианство и самодержавие как элементы культуры
6. Становление русского самодержавия
7. Социокультурный смысл русского самодержавия
[ 1-4, 8-17]
| Тема 3.3 Интеллигенция и культура России
| 1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
2. Взаимоотношения интеллигенции и власти
3. Интеллигенция и народ
4 Интеллигенция и революция
5. Интеллигенция в современной России
[1-7, 8-12]
| Тема 3.4 Русская культура и революция
| 1. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
2. Культура в годы первой русской революции
3. Социокультурная сущность революции 1917 года
4. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций
[ 1-4, 8-17]
| Тема 3.5 Советская культура и современная Россия
| 1. Культурная революция: содержание и результаты
2. Отечественная культура в период тоталитаризма
3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
4. Послевоенная культура России
5. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
6. Отечественная культура и "перестройка"
7. Культура в постсоветский период
[ 1-4, 8-17]
|
8 КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
НЕ ПРЕДУСМОТРЕН 9 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 9.1 Рефераты
№ раздела
(темы) дисциплины
| Наименование реферата
| Тема 1.1 Культурология как наука | Реферат [2,3,17]
| Тема 1.2 Сущность и смыслы культуры
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.3 Социокультурная динамика
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.4 Язык культуры
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.5 Мир человека как культура
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.6 Хозяйственная культура
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.7 Мораль и право как феномен культуры
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.8 Искусство как феномен культуры
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.9 Религия и наука в контексте культу
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.10 Техника как социокультурное явление
| Реферат [2,3,17]
| Тема 1.11 Культура и цивилизация
| Реферат [2,3,17]
| Тема 2.1 Традиционные общества
| Реферат [2,3,17]
| Тема 2.2 Античность как тип культуры
| Реферат [2,3,17]
| Тема 2.3 Культура средневековой Европы | Реферат [2,3,17]
| Тема 2.4 Культура Византии | Реферат [2,3,17]
| Тема 2.5 Культура Западной Европы. От Просвещения к современности. | Реферат [2,3,17]
| Тема 3.1 Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры | Реферат [2,3,17]
| Тема 3.2 Самодержавие как феномен русской культуры | Реферат [2,3,17]
| Тема 3.3 Интеллигенция и культура России
| Реферат [2,3,17]
| Тема 3.4 Русская культура и революция | Реферат [2,3,17]
| Тема 3.5 Советская культура и современная Россия | Реферат [2,3,17]
|
10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1 Рекомендуемая литература Основная
Культурология: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Макаровой. - 3-е изд. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 319с. (82)
Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии. -М.: Гардарика, 1997.- 344с. (47)
Багдасарьян Н.Г. Культурология: учеб. / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшее образование, 2011. – 495 с. (100)
Дополнительная
Грушевицкая Т.Г. Культурология: учеб для вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 687 с. (2)
Кравченко А.И. Культурология: учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 288 с. (2)
10.2 Обязательная литература
Цепелева Н.В. Культура как целое: грани взаимодействия : курс лекций / Н. В. Цепелева - Новосибирск : НГАВТ, 2009. - 86 с. (73)
Мальцева Е.А. Культурология: практикум. Ч. 1 /Е. А. Мальцева - Новосибирск : НГАВТ, 2009. - 122 с. (73) (ЭР)
Мальцева Е.А. Культурология : практикум. Ч. 2 /Е. А. Мальцева - Новосибирск : НГАВТ, 2009. - 140 с. (66) (ЭР)
Цепелева Н.В. Культурология : метод. указ. / Цепелева Н.В. - Новосибирск : НГАВТ, 2006. - 19 с. (48)
Цепелева Н.В. Теория и история культуры : практикум по курсу "Культурология" / Цепелева Н.В. - Новосибирск : НГАВТ, 2006. - 37 с. (54)
Зинченко Т.Е. Христианство : метод. разраб. для студентов оч. и заоч. формы обучения / Т. Е. Зинченко - Новосибирск : НГАВТ, 2010. - 36 с. (75) (ЭР)
Шапиро С.А. Специфика самостоятельной работы студента в транспортном вузе. Ч.1,2. / С.А. Шапиро. – Новосибирск: НГАВТ, 2006. – с. (46)
10.3 Информационные средства обеспечения дисциплины
Обязательные информационные средства Рекомендуемые информационные средства
http://www.countries.ru/library.htm - Библиотека по культурологии
http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html - электронный учебник по курсу "Культурология" (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанционного Образования.
http://ortlib.narod.ru/cult00.htm - страничка "Теория и история культуры в персоналиях" на сайте "Православный библиотекарь".
http://artclassic.edu.ru/ - коллекция материалов по теме "Мировая художественная культура" на Российском общеобразовательном портале.
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки
11 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Мультимедийный проектор, экран и ПК.
В кабинете гуманитарных наук кафедры есть свободный выход в интернет. 12 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В библиотеке академии имеются методические указания по всем видам учебных занятий и самостоятельной работы. 13 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме зачета.
Контроль знаний студента осуществляется в соответствии с результатами его работы, при этом учитывается:
- самостоятельная работа по изучению некоторых разделов и тем курса; посещаемость и активность участия на лекционных и практических занятиях;
- при итоговом контроле знаний студента оценочным критерием является полнота ответа студента на поставленные перед ним вопросы (устно или письменно);
- итоговый балл знаний студента складывается из текущего и итогового контроля:
работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, устные ответы);
домашнее задание;
промежуточная контрольная работа;
зачет.
|