А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет»





Скачать 87.46 Kb.
НазваниеА. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет»
Дата публикации23.05.2015
Размер87.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИЗАЙНА

А. В. Панкратова

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский гуманитарный университет», Смоленск

sashaoscar@mail.ru

Youth Subculture as ontological condition for design

The article shows concept “Youth Subculture” in the point of view of correlation in category “design”. Author tells about Youth Subculture mythological basis, which built on archetype “The king must die”. Youth Subculture shows as marginal, who denies traditional culture. The setting on innovation is the first thing in the definition of Youth Subculture. Then Youth Subculture shows as secondary semiotic system. Inside of Youth Subculture thing have their value as a sign. The setting on innovation and the semiotic system are there qualities which join Youth Subculture and design. Design could appear when both of terms are compiled.
В ходе работы секции «Дизайн и культурология» в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений-2012 возник вопрос, на который мне хотелось бы дать развернутый ответ, так как затронутая тема имеет непосредственное, хотя на первый взгляд и не очевидное, отношение к дизайну. Одна из выступающих делала доклад на тему «Молодежная субкультура». Естественно, тема оказалась слишком широкой, и студентка свела сообщение к простому перечислению существующих молодежных субкультур. В итоге возник закономерный вопрос: а что же такое, в принципе, молодежная субкультура, что является её определяющей чертой, что позволяет отнести человека к молодежной субкультуре? Отдельные молодежные субкультуры слишком отличаются друг от друга, чтобы можно было все свести к общей идеологии или стилистике. Возраст также не является критерием, так как, например, панки «в возрасте» встречаются повсеместно, а рок-культура во многом основывается на существовании «олдскульных» персонажей. Докладчица выдвинула идею протеста как определяющую характеристику молодежной субкультуры, но была опровергнута присутствовавшей на секции представительницей субкультуры брейк-дансеров, которые, по её словам, ни против чего не протестуют.

Однако в рамках секции «Дизайн и культурология» хотелось все же привести размышления к определенному выводу, так как для понимания сущности дизайна как научной категории необходимо и понимание категории «молодежная субкультура» (ниже взаимосвязь двух понятий будет раскрыта).

Сущность понятия молодежной субкультуры следует искать в простейших законах диалектики и в мифологии. Современная молодежная субкультура уходит корнями в древнюю традицию или даже архетип «царь должен умереть».

Общеизвестно, что практически каждая древняя культура прошла через стадию матриархата, когда царь-мужчина сменялся с определенной периодичностью более молодым царем / воином / жрецом. Эта традиция хорошо описана, например, у Р. Грейвса в «Мифах Древней Греции». Тема замены старого царя новым, и убийства старого царя новым, навсегда укоренилась в коллективном бессознательном, мифах (об этом также пишет В. Пропп или, например, М. Элиаде), и постепенно стала детерминировать вообще само устройство человеческой жизни. Архетип «Старого царя» в коллективном бессознательном связан с традицией, с устоявшимся укладом жизни, с продолжением рода. Архетип «молодого царя» связан с борьбой, переменами, новаторством, соперничеством. На уровне индивидуальной психики здесь все открыл, конечно, З. Фрейд, в своей теории об эдиповом комплексе. В каждом человеке существует, до конца не изжитое, внутреннее соперничество с отцом, и именно это соревнование является источником прогресса в культуре.

Современный человек в норме проживает два основных периода в жизни – период «молодежной субкультуры» и период «взрослой культуры». Приставка «суб» не применяется к культуре «взрослых», она указывает на маргинальность культуры молодых. Культура молодых это культура «молодого царя», который пришел убить «старого царя», это еще не утвердившиеся новшества, это новое поколение. Каждое поколение начинается с протеста, с желания «убить отца» и установить собственные законы, а заканчивается трансформацией в традицию и неприятием следующего нового поколения. Протестность является не идеологическим качеством молодежной субкультуры, а экзистенциальным. Те же брейк-дансеры не протестуют осознанно, протестом является их танец, он отрицает своим существованием рок-н-ролл, например, который отрицает фокстрот, а тот, в свою очередь, отрицает вальс.

Именно поэтому, возраст никак не может быть определяющим фактором для молодежной субкультуры. Шестидесятилетний хиппи будет все еще представлять собой отрицание «нормальной», «буржуазной» жизни, то есть будет являться представителем молодого поколения. Напротив, пара, создавшая семью в двадцать лет, вполне может исповедовать традиционные семейные ценности, и быть, в этом смысле, со «старшим» поколением.

Таким образом, молодежная субкультура – это культура «нового» поколения, в каждый исторический период. Например, в XIX веке к молодежной субкультуре относятся денди. Молодежная субкультура определяется 1) маргинальностью, 2) диалектическим отрицанием традиционной культуры, 3) новаторством в какой-либо области (социальных или политических взглядах, эстетике, идеологии).

Мифологическое сознание, которое организует культуру взрослых и молодежную субкультуру как архетипические уровни поведения, условно можно разделить на два пласта: глубинный – это мифологические корни, идущие из древности, и поверхностный – выражающийся в современном языке и предметном мире. Так как поверхностный уровень выражается в языке, то его логично рассмотреть с семиотической точки зрения.

С семиотической точки зрения культура взрослых является первичной семиотической системой. В рамках культуры взрослых все предметы имеют свои четкие обозначения в соответствии с языком. Все просто: дерево является деревом, дом домом, человек человеком. Это первичная система смыслов. Молодежная субкультура это всегда вторичная семиотическая система – система смыслов, надстраиваемая над первичной. В этом смысле, молодежная субкультура это всегда миф, мифологическая система.

Подобная мифологическая система обязательно вводит свой язык, как правило, это сленг или система терминов, понятных узкому кругу посвященных. Кроме того, предметы в рамках молодежной субкультуры обретают дополнительные смыслы. Вспомним, например, рок-оперу Б. Гребенщикова «В объятиях джинсни», где девушка не узнает главного героя, когда он «маскируется» под обычного человека, сняв с себя «прикид»: «Ты без джинсов, ты без шузни, без дисков и без волосни... Но смутно мне твой фэйс знаком…».

Молодежная субкультура – это всегда построение мифов. Естественно, в рамках молодежной субкультуры всегда есть мифологические герои, например, рок-звезды или персонажи фильмов и книг. Они обладают всеми качествами, присущими героям древних мифов, - бессмертны, вечно молоды, обладают бесконечной сексуальной силой и привлекательностью. Если углубиться в этот вопрос, чего мы сейчас делать не будем, то можно выявить примеры различных архетипов, встречающиеся среди героев современных мифов: мудрый старик (Б. Гребенщиков), герой (В. Цой, Гарри Поттер), андрогин (Б. Молко, Д. Боуи), тень (Тайлер Дерден) и т. д.

В рамках любой молодежной субкультуры обретают ценность не вещи, а знаки вещей. Точнее, вещь обретает статус знака: фенечки, ирокезы, определенный тип обуви или определенный бренд. Статус знака обретает в молодежной субкультуре абсолютно все: музыка, еда, транспорт, интерьер. Знак позволяет прочитывать «своих».

Культура взрослых – это культура, претендующая на «реальность», «вещность», всегда тяжелая, неповоротливая, отрицающая новшества. Культура молодых – всегда – «легкость жизни», агрессивность, смелость, сексуальность, она является текстом, и поэтому не совсем серьезна. Именно поэтому в рамках молодежной субкультуры глубокие и важные общечеловеческие темы, такие как смерть, рождение, смысл жизни, становятся предметом игры, заигрывания, превращения в символ. Культура взрослых никогда не шутит с серьезными темами. Молодежная культура не знает по-настоящему серьезных тем. Культура «взрослых» - принципиально гетероцентрична, строится на системе запретов, ограничении сексуальности. Её цель – сохранение популяции, размножение, укрепление в жизни, создание материальных ценностей (подробнее на эту тему можно почитать трактат З. Фрейда «Недовольство культурой»). Молодежная субкультура – сфера «соблазна» в бодрийаровском смысле. Цель молодежной субкультуры – развитие общества, переход на новый уровень, культурный скачок, создание культурных ценностей, новых текстов. Именно поэтому люди искусства, по выражению З. Фрейда, часто были революционерами морали (О. Уайльд, А. Рембо, Э. Уорхол).

«Культурное требование - что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Враждебность к культуре была близка христианскому учению, лишавшему ценности земную жизнь» (З. Фрейд). Культура требует общих для всех правил, субкультура нарушает правила в пользу индивидуальности. Христиане, в I - III веках нашей эры были субкультурой, которая боролась с традиционным культурным порядком, и в этом смысле были тем же, чем хиппи и панки 60 - 70-х годов XX века.

Итак, молодежная субкультура это вторичная семиотическая система, или мифологическая система, которая создается спонтанно как диалектическое отрицание культуры предыдущего поколения. Молодежная субкультура отличается агональным, то есть соревновательным, духом: она соревнуется с культурой взрослых и побеждает её. Молодежная культура характеризуется установкой на новаторство и семиотичность.

Благодаря всем чертам, перечисленным выше, молодежная субкультура является условием и почвой для возникновения и существования дизайна как феномена и социальной практики.

В рамках традиционной культуры возможно только ремесло, то есть мастерское воспроизведение старого образца. Дизайн возникает только при условии существования в общественном сознании установки на новаторство. Вторым условием появления дизайна является установка на создание знаков, вторичной смысловой реальности.

Здесь снова необходимо вернуться к рассмотрению молодежной субкультуры. Мы уже сказали, что молодежная субкультура уходит корнями в мифологическое сознание, и что каждое поколение проходит через стадию молодежной субкультуры. Разумеется, в чистом виде это явление относится только к современной культуре, то есть молодежная субкультура далеко не всегда существовала как социальное явление. Архетипическое желание борьбы со старшим поколением существовало всегда, однако, формы социального явления данный феномен начал обретать примерно в первой половине XIX века, когда оформилось в устойчивые визуальные формы явление дендизма. Ни веселых студентов XVII века, ни младших сыновей средневековых феодалов, нельзя отнести к молодежной субкультуре, хотя бессознательное (и сознательное) желание избавиться от отца у них, очевидно, могло существовать. Первой молодежной субкультурой можно считать денди, так как именно данная субкультура оформилась как семиотическая система. Денди, несмотря на отсутствие единства в эстетических идеалах, обладали четкой системой знаков, которые прочитывались как принадлежность к определенному кругу. Статус знака обретала в дендизме не только одежда, но и слова, жесты, клубы, места, манера поведения. Итак, появилась первая субкультура, в рамках которой сложилось отношение к вещам, как к знакам. Немного позднее, в 50-е годы XIX века, Уильям Моррис стал первым человеком, назвавшим себя дизайнером. Показательно, что он был представителем знаменитой компании прерафаэлитов, которых смело можно считать еще одной молодежной субкультурой XIX века.

Когда пишут, что предпосылкой возникновения дизайна стало машинное массовое производство, это не совсем верно. В определенные периоды истории, когда массовое производство уже существовало, дизайн как социальный и культурный феномен мог исчезать, как это случилось, например, в Советском Союзе в 50 – 60 годы XX века. Помимо материальных факторов для существования дизайна должно выполняться два психологических условия: установка на новаторство и на создание вторичной семиотической системы. Оба эти условия выполняются в рамках молодежной субкультуры и не выполняются в рамках культуры взрослых.

Это не следует понимать так, что дизайном начинают заниматься только представители молодежных субкультур. Скорее, дизайн и молодежные субкультуры представляют собой грани некоего одного феномена, связанного с преодолением старого и поисками новых, более эффективных форм жизни. Молодежные субкультуры в социальной жизни производят те же процессы, что дизайн в предметном мире. Именно поэтому при изучении дизайна следует уделять внимание молодежным субкультурам, находить точки пересечения и взаимодействия, делать выводы. И возможно, дизайнерам, если они не хотят когда-нибудь стать ремесленниками, стоит учесть тот факт, что хороший дизайнер должен принести одну небольшую жертву своей профессии, а именно, никогда не повзрослеть, никогда не перейти на сторону традиционной культуры.
Список литературы:


  1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. – 616 с.

  2. Бодрийар, Ж. Соблазн: пер. с фр. / Ж. Бодрийар; пер. с фр. А. Гараджи, вступ. ст. Е. Петровской. - М.: Изд-во Ad Marginem, 2000. – 320 с.

  3. Грейвз, Р. Мифы древней Греции : [в 2 кн.] : пер. с англ. / Роберт Грейвз ; пер. К.П. Лукьяненко ; ред. А.А. Тахо-Годи . – М. : Прогресс-Традиция, 2001 . – (Вечность мифа) .

  4. Делёз, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. // Человек, наука, общество: комплексные исследования. – М., 1990. – 107 с.

  5. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев; сост., подг., общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. - М.: Мысль, 2001. – 558, [1] с., 1 л. Портр.

  6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. / З. Фрейд . – М.: Ренессанс, 1992. – 296 с.

  7. Юнг, К. Г. Архетип и символ / Карл Гюстав Юнг . – М. : Ренессанс, 1991. – 304 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconСведения об образовательной организации Полное наименование образовательного...
...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специальность 140203. 65 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconУчреждение высшего профессионального образования «южный федеральный...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт»
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconФоменков А. А рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.)
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) философия права направление...
...
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconМосковский государственный институт электроники и математики (технический университет)
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
А. В. Панкратова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск