Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли»





Скачать 228.02 Kb.
НазваниеПрограмма по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли»
Дата публикации24.05.2015
Размер228.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кривошеинская средняя общеобразовательная школа»

Программа по экологическому образованию и воспитанию МБОУ «Кривошеинская СОШ»

«Надежда Земли»

Кривошеино-2013
«Человек, овладевший экологической культурой,

относится к природе как к матери, считает ее

своим родным домом, который надо беречь

и о котором надо заботиться»

Академик И.Д. Зверев
Пояснительная записка

Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея «овладеет массами». Такой центральной идеей экологического сознания должно стать представление об экологически обусловленных границах потребления и поведения. Формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру поведения людей призвано массовое экологическое образование. Его целью является воспитание экологической нравственности у каждого человека. Людям необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок собственного развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием всей биосферы. Соблюдение этих правил должно стать основой новой экологически обусловленной морали и нравственности.

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существующих в экологическом образовании. Экологическое воспитание в школе осуществляется посредством разнообразной деятельности организационной, просветительской, познавательной и развлекательной направленности, а также в ходе непосредственного участия школьников в экологических конкурсах, рейдах, акциях и т. д.

Цель программы: формирование экологической культуры школьников.

Достижение цели планируется в результате решения следующих задач:

• понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

• овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

• выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

• формирование понятия о взаимосвязях в природе;

• развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

• формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Условия реализации программы:

  1. Образовательно-досуговое пространство в школе (кабинеты, рекреации, библиотека), в рамках которого каждый ребенок может реализовать свой потенциал;

  1. Разработка и проведение интегрированных с экологией уроков как инвариантной так и вариативной частей учебного плана;

  1. Разработка и реализация программ внеурочной деятельности в рамках плана реализации ФГОС второго поколения;

  1. Высокий уровень профессиональной подготовки педагогов, ведущих работу по реализации программы;

  1. Активное использование интерактивных методик и технологий для реализации программы.


Сроки реализации программы

1 этап. Подготовительный. 2013-2014 гг.

2 этап. Реализация программы. 2014-2016 гг.

3 этап. Заключительный. 2016-2017 гг.

Экологическое воспитание - важная составляющая часть нравственного воспитания человека. Школа делает все возможное, чтобы увлечь ребят и заинтересовать их проблемами экологии. Чтобы содействовать приобретению знаний, добиться понимания сложного характера взаимоотношений окружающей среды, сформировать активную жизненную позицию и выработать практические навыки для сознательного участия в жизнедеятельности окружающей среды в нашей школе проводятся разнообразные мероприятия

Основные правила и принципы организации экологического воспитания.

1.Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы:

-сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности)

-целостности (сбалансированность процессов формирования умений и навыков, стратегий взаимодействия с природой)

-систематичности и непрерывности (непрерывное экологическое образованиешкольников на всех ступенях обучения)

-междисциплинарной интеграции (выход на смежные с экологией науки)


Формы, методы и средства организации экологического воспитания
Экологическое воспитание в школе осуществляется в процессе обучения естественным наукам, проведения ежегодных экологических декад, внеклассных воспитательных мероприятий, а также работа летних трудовых бригад имеет эколого-биологическое направление. По форме проведения все мероприятия можно разделить на:

1. традиционные (беседы, диспуты, игры, конкурсы, экскурсии)

2. активные («круглый стол», конференция)

3. инновационные (внедрение метода проектов в систему экологического воспитания)

Наиболее действенным средством экологического воспитания в школе является разнообразная деятельность учащихся (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

• по защите природной среды (подкормка животных; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек на охраняемых территориях)

• по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (рейды в природу);

• по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение школьной территории);

• по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет)

• по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Мероприятия по реализации программы.

Программа экологического воспитания младших школьников

1.БЛ0К ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проведение рабочих сборов школьного лесничества.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Беседы экологического содержания: «Удивительное рядом», «Зеленая аптек», «Птицы –крылатые доктора леса», «Природа - наш дом», «Мы - друзья природы», «Мир вокруг нас», « Как мы помогаем природе?!», « Звери и птицы зимой», «Тайны бионики», «Растения под нашей защитой», «О культуре поведения в природе», «Как мы помогаем природе». Устный журнал: «Мир живой природы», «Кладовые природы». Турнир-викторина "Редкие растения Томской области », викторина «Ко Дню Птиц». Конкурс загадок и ребусов о природе.

Экологические игры: «Цветик - семицветик», "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея", «В мире зверей и птиц», «Зеленый глобус», «Зоопарк на столе», «Наш дом-планета Земля». Экологический КВН. Круглый стол: «Наш помощник - книга» (знакомство с детскими книгами о природе) Экскурсии в лес: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса".

Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Фенологические наблюдения за природой родного края .

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Конкурсы экологического рисунка «Береги природу». Конкурс рассказов о природе родного края. Конкурс стихов и сочинений о природе. Организация выставки "Осенний букет". Участие в районных мероприятиях по экологии.

4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

"Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Конкурс мягкой игрушки и поделок из дерева «Животные родного края». Участие в акциях: «Уборка береговой территории р. Оби от мусора», «Марш парков», «Голубая лента», «Озелени свой класс».

5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов стихотворений о природе. Эколого - литературная игра «Мой Бианки». Развлекательное мероприятие «В гостях у Берендея», игра «Крылатый почтальон и пернатый чемпион». Участие в «Празднике Птиц» и «Празднике Земли».

Программа

экологического воспитания школьников-подростков

1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проведение рабочих сборов школьного лесничества. Разведка экологических бед.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Работа экологического лектория. Беседы: «По страницам Красной книги», «Лекарственные растения», «Цветы - радость жизни». Цикл бесед из серии «Экологический коктейль». Экологические игры: Экологический марафон: «Наш дом-планета Земля», игра-путешествие: «По заповедным уголкам Томской области», экологический турнир: «Я иду по лесу», зоолого - экологический хоккей, игра -разнобой: «По следам Робинзона», решение игровых задач по экологии, познавательная игра на пришкольном лесоучастке: «Сенсорная тропа. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками. Экологическая викторина по темам: "Охраняемые растения Томской области», "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные Томской области". Турнир знатоков житейских премудростей народных примет, лекарственных растений и др. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике в жанре детектива, приключения, сказки, романа, Пресс-бой на темы: "Охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире", "Экология и АЭС", "Искусство и природа", "Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Аукцион экологических знаний. Экологические экскурсии. Экологическая тропа.

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Конкурс рефератов, сочинений на тему «Живая природа». Организация фотовыставки «Ко Дню птиц». Конкурс плакатов «Земля в наших руках» Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков в защиту природы». Анкетирование учащихся на тему: «Мое отношение к природе». Подготовка выступления экологической агитбригады. Выпуск газеты: «Экологический вестник». Помощь в организации книжной выставки «Природа и человек в прозе писателей»

4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы для летней детской оздоровительной площадки. Зимняя подкормка животных. Участие в акциях: «Марш парков», «Голубая лента».

Реализация социальных и исследовательских проектов: «Уют школы», «Визуальная среда сельского школьника», «Ландшафтный проект реконструкции школьного двора»

5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов стихотворений о природе родного края. Экологический вечер с конкурсной программой ко Дню Земли, Дню защиты окружающей среды. Экологический спектакль: «Жизнь клетки обыкновенной». Конкурс знатоков экологии.. Вечер «Человек и природа»

Программа

экологического воспитания старших школьников

1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проведение рабочих сборов школьного лесничеств.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Работа экологического лектория. Беседы: «По страницам Красной книги», «Лекарственные растения», «Цветы - радость жизни». Цикл бесед из серии «Экологический коктейль». Экологические игры: Экологический марафон: «Наш дом-планета Земля», игра-путешествие: «По заповедным уголкам Томской области», экологический турнир: «Я иду по лесу», зоолого - экологический хоккей, игра -разнобой: «По следам Робинзона», решение игровых задач по экологии, познавательная игра на пришкольном лесоучастке: «Сенсорная тропа. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками. Экологическая викторина по темам: "Охраняемые растения Томской области», "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные Томской области". Турнир знатоков житейских премудростей народных примет, лекарственных растений и др. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике в жанре детектива, приключения, сказки, романа, Пресс-бой на темы: "Охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире", "Экология и АЭС", "Искусство и природа", "Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Аукцион экологических знаний. Экологические экскурсии. Экологическая тропа.

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Выставки поделок, плакатов, рисунков, стенды, научно-практические конференции, конкурсы проектов, сочинений, месячники экологической безопасности, месячники по благоустройству, освещение работы ребят на школьном экологическом стенде, в газете , фотомонтажи.
4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.  

 Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов стихотворений о природе родного края. Экологический вечер с конкурсной программой ко Дню Земли, Дню защиты окружающей среды. Экологический спектакль: «Жизнь клетки обыкновенной». Конкурс знатоков экологии. Вечер «Человек и природа»
Механизм реализации программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет школьное лесничество «Надежда Земли». В состав лесничества входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Школьное лесничество определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся и педагоги.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(в отношении к учащимся, учителям, родителям)


  1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

  1. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

  1. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

  1. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

  1. Получение знаний и апробирование способов деятельности, способствующих самоопределению учащихся и профориентации.

  1. Формирование отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.

  1. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.



Оценка эффективности реализации программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

Уровень экологической воспитанности:

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)


критерии


Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Меня оценивают учителя

Итоговые оценки

1.Любознательность:

-мне интересно учиться;

-я люблю мечтать:

-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

-мне нравится выполнять домашние задания;

-я стремлюсь получить хорошие отметки













2.Трудолюбие:

-я стараюсь в учебе;

-я внимателен;

-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;

-мне нравится дежурство в школе.













3.Бережное отношение к природе:

-к земле;

-к растениям;

-к животным;

-к природе.













4.Мое отношение к школе:

-я выполняю правила для учащихся;

-я добр в отношениях с людьми;

-я участвую в делах класса и школы.













5.Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах;

-я опрятен в одежде;

-мне нравится все красивое вокруг меня;

-я вежлив в отношениях с людьми.













6.Как я отношусь к себе:

-я самоуправляю собой;

-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

-у меня нет вредных привычек.













Оценивание проводится в 5-балльной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл:

5 - 4,5 - высокий уровень

4,4 - 4 - хороший уровень

3,9 - 2,9 - средний уровень

2,8 - 2 - низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся 3- 4 классов

(методика Н.П. Капустина)




Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки










2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома










3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу










4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми










5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек










Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Анкета для учащихся 6-9 классов

Качество личности

Самооценка

Оценка родителей

Оценка одноклассников (2-3 чел.)

Оценка учителей

(2- 3 чел.)

Итоговая оценка

I.Интеллектуальный уровень:

- эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки);

- культура речи;

- аргументированность суждений

- сообразительность;

- использование дополнительных источников.
















II. Прилежание (отношение к учебе):

- старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий;

- самостоятельность;

-внимательность;

- взаимопомощь.
















III. Трудолюбие (отношение к труду):

- организованность и сообразительность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию;

- следование правилам безопасности в работе;

- эстетика труда
















IV. Я и природа:

- бережное отношение к земле;

- бережное отношение к растениям;

- бережное отношение к животным;

- стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

- помощь природе
















V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

- выполнение правил для учащихся;

- выполнение правил внутреннего распорядка;

- следование нормам и правилам человеческого общежития;

- милосердие как противоположность жестокости;

- участие в жизни класса и школы.
















VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

- аккуратность (опрятность);

- культурные привычки;

- внесение эстетики в повседневную жизнь;

- умение находить прекрасное в жизни;

- посещение культурных центров.
















VII. Я (отношение к себе):

- самоуправляю собой, своим поведением;

- умею организовать свое время;

- соблюдаю правила личной гигиены;

- забочусь о здоровье, у меня нет вредных привычек.
















Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

Затем 7 оценок складываются и делятся на 7. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

Анкета для учащихся 10-11 классов

Качество личности

Самооценка

Оценка родителей

Итоговые оценки

Итоговые оценки

I.Интеллектуальный уровень:

-эрудиция

-культура речи

-логика мышления

-самостоятельность и творчество

-Использование дополнительных источников













II.Нравственная позиция:

1. Понимание целостности относительно развития человека, общества и природы.

2. Осознание роли человека, в преобразовании окружающей среды.

3. потребность и умение отстаивать свои взгляды

4. Ответственное отношение у учению.

5. Трудолюбие

6. Осознание прав и обязанностей человека в обществе.

7. Уважение, бережное отношение к истории своего народа.

8. потребность в служении отечеству и народу

9. Готовность к сознательному выбору профессии

10. понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека

11. Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль

12. Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека.

13. Осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства

14. Неприятие безнравственного поведения

15. Внесение эстетики в жизнедеятельность

16. Сознательное отношение к укреплению своего здоровья

17. Отрицательное отношение к вредным привычкам













Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 2 оценки.

Затем 2 оценок складываются и делятся на 2. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

1. Предметная деятельность оценивается по результатам:

  1. промежуточной аттестации,

  1. предметных олимпиад (очных и заочных) различного уровня.


2. Внеурочная деятельность оценивается:

  1. Количество и качество творческих, проектных работ;

  1. Динамика участия в мероприятиях;

  1. Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы;

Деление на блоки мероприятий программы условно, каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие. – СПб.: Специальная литература, 1999

  2. Артамонов В.Н. Растения и чистота природной среды. М., Наука, 1986.

  3. Баландин Р.К., Бондарев Л.Н. Природа и цивилизация. М., Мысль, 1988.

  1. Введение в экологию / Под ред. Ю.А.Казанского. – М., 1992.

  2. Воронков Н.А. Экология (общая, социальная, прикладная). М., Агар, 1999

  1. Калинин В.Б. Образование для устойчивого развития // Волна № 1-2 (30-31) 2002, с. 60 – 62

  1. Кошкарёва Л.Г. К вопросу об образовании для устойчивого развития // Волна №1 (38) 2003, с. 3 – 8

  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Учебник для 10—11 классов. М., Дрофа, 2001

  3. Кузнецов В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 5—11 классы. М., Дрофа, 2000.

  4. Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10

  1. Основы геологических знаний/ Под ред. Р.Р.Хасанова. – Казань, 2001.

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М., 1995.

  2. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”

  1. Популярная экология /Под ред. Н.П.Торсуева. – Казань, 1997.

  2. Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники) Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.

  1. Современные проблемы экологии: Кн. Для учителя/ Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова и др.; Под ред. А.А.Касьяна. – М.: просвещение, 1997.

  1. Школьное экологическое образование: Сб. материалов. – Казань, 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение – Томская область, Кривошеинский район село Кривошеино, мбоу «Кривошеинская сош»
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПлан работы мбоу сош №58 по антикоррупционному воспитанию и образованию...
Восстание 1648 г и система наказаний за взятки в суде в Соборном Уложении 1649 г
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПлан работы мбоу сош №62 по антикоррупционному воспитанию и образованию...
Конкурсы: антикоррупционного рисунка в 1 – 7 классах «Мы все разные, но у нас равные права», «Проблема «обходного» пути»
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПлан работы мбоу «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» города Ульяновска...
План работы мбоу «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» города Ульяновска по антикоррупционному образованию и воспитанию
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconКонспект урока по теме «Умножение дробей» фио учителя : Зубенко Надежда...
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПрограмма по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг
Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует...
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconУроки обществознания по антикоррупционному воспитанию и образованию...
Молодёжь и коррупция. Статус государственного служащего. Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых...
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПрограмма по экологическому воспитанию
«Островок» (далее доу) функционирует с декабря 2010 г. Дошкольное учреждение находится в реконструированном здании совместно с мбоу...
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconАналитическая справка о состоянии работы по патриотическому воспитанию...
Аналитическая справка о состоянии работы по патриотическому воспитанию в филиале мбоу волчковской сош в с. Яблоновец
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconКонспект урока по математике в 6 классе
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План работы мбоу «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» города Ульяновска по антикоррупционному образованию и воспитанию
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconКонспект занятия по экологическому воспитанию «Воздух и его свойства»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconБиология и экология
Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию
Программа по экологическому образованию и воспитанию мбоу «Кривошеинская сош» «Надежда Земли» iconАнализ работы по патриотическому воспитанию в филиале мбоу ржаксинской сош №2 в п. Пахарь



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск