ДУЗ «Солнышко»
пгт Гвардейское
Чорнобрывая Е.В. Комплексный блок по работе с застенчивыми детьми Тест для родителей Вы пришли в зоопарк специально, чтобы покататься на пони, но когда вы дождались своей очереди, ребенок заявил, что не хочет кататься. Ваша реакция?
Не хочет — и не надо.
Как это не хочет? Мы же специально для этого пришли, купили билет, и он сам много раз просился покататься на пони.
Сами садитесь на пони со словами: «Смотри, это очень здорово! Вот видишь маме (папе) весело».
Предлагаете съесть еще по порции мороженного, может он передумает.
Представьте, что вас с ребенком вдруг вызвали на сцену и включили танцевальную музыку. Вы:
Танцуете и забываете обо всем.
Двигаете руками ребенка, как куклой, пока он неподвижно стоит.
Стараетесь показать движения, которые легко повторить.
Берете ребенка на руки и танцуете вместе с ним.
К вашему ребенку подошел на площадке другой ребенок и отобрал велосипед (совочек, машинку...). Ваши действия:
Забрал и забрал — такова жизнь, пусть учится защищать свою собственность.
Подходите и молча возвращаете игрушку своему ребенку.
Пробуете дипломатично решить конфликт. Обидчику объясняете, что так поступать нельзя и нужно договариваться. Игрушку возвращаете владельцу.
Даете время детям самим разобраться, но если не разберутся — вмешивайтесь.
На утреннике каждый ребенок выступает с небольшим стихотворением для мамы. Вы долго репетировали вместе, но за день до выступления ваш малыш отказывается выходить на сцену. Вы:
Думаете: не хочет, ну и не надо.
Приглашаете психолога, который помогает справиться с этим страхом.
Выходите на сцену вместе с ним и рассказываете стихотворение вместе.
Читаете на ночь сказки, играете и предлагаете «подумать об этом завтра».
Результаты
Больше ответов «1»: наши дети не дети нам, они пришельцы, а мы лишь проводники. Мы дали им жизнь и этого достаточно. Мы не должны вмешиваться в дела детей, а можем лишь сопровождать их. Это ваши принципы.
Больше ответов «2»: ребенок, как сырая глина. Из него можно лепить все, что нужно. Вы методично закладываете в него знания как в «базу данных», водите в школу спортивную секцию, кружки и разрешаете все его конфликты.
Больше ответов «3»: вы многое делаете для того, чтобы быть хорошим родителем. Вы понимаете, что нельзя давить. Вы знаете, что внимание и собственный пример творят чудеса. Вы хороший родитель, вы готовы не только идти с ребенком рука об руку, куда угодно, но и нести его на руках, если необходимо. Но ведь ему нужно идти своими ногами.
Больше ответов «4»: вы сочетаете в себе качества трех предыдущих типов. Вы стараетесь дать ребенку свободу, но если нужно поддержать его, можете быть для него примером, но не настаиваете, чтобы он шел по вашим стопам, позволяете творить, но внимательно следите, чтобы у него не заканчивался «материал для творчества».
Шпаргалка для взрослых,
Или Правила работы с застенчивыми детьми
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Не забывайте хвалить ребенка.
Не вешайте «ярлыки». Никому не позволяйте называть ребенка застенчивым или стеснительным.
Всегда поддерживайте ритуал приветствия. Здоровайтесь вежливо с соседями, знакомыми, воспитателями.
Предложите ребенку разнообразный материал для творчества: пластилин, краски, восковые карандаши, подручные материалы для аппликации, соленое тесто.
Помните, застенчивость — не болезнь, а особенность характера, которая имеет свои преимущества.
ЗЕРКАЛО
Дайте ребенку маленькое зеркальце и вместе рассмотрите изображение в нем.
Ой, это же вы! Только в детстве. Расскажите о том ребенке, которого вы там увидели. Ведь ребенок — это отражение нас самих.
Вспомните, были ли у вас в детстве проблемы с общением? Любили ли вы быть в центре внимания? Сколько у вас было друзей и видитесь ли вы с ними сейчас? Часто ли вы общаетесь со своими новыми друзьями или сотрудниками?
Легко ли вы могли заговорить с незнакомым человеком?
Насколько сильно вы хотите, чтобы ребенок рос открытым и общительным?
Какое первое слово-ассоциация приходит вам в голову, когда вы слышите слова «сосед», «друг»?
Если вы когда-либо испытывали трудности в общении, расскажите о них ребенку и предложите ему справиться с его проблемами вместе. Подумайте, не переносите ли вы свои ожидания на ребенка. Например, боитесь, что у него не будет друзей. Или переживаете, что ему будет трудно, когда он немного подрастет.
Сказки для застенчивых детей
Маша и мышиный голосок
Инструкция к сказке
Читая сказку, сопереживайте девочке, которая потеряла голос, чтобы малыш понял, как ей непросто.
После слов «...будут смеяться над ней» остановитесь и спросите малыша, как он думает, что же случилось дальше? Постарайтесь придумать вместе, что же сделала девочка. Потом можно прочитать, что написал автор.
Следуйте за подсказками (они написаны курсивом).
После прочтения сказки обсудите:
Что помогло маленькому мышонку стать таким смелым?
Почему мама и папа понимали Машу, хотя она только пищала?
Что было бы, если бы Маша не нашла свой голос?
Однажды Маша нашла голосок маленького мышонка. Он показался ей очень милым и забавным. Тоненький такой, тихий: «Пи, пи». И решила девочка оставить его себе. Просто спрятала в карман и вприпрыжку побежала домой.
Но тут начались трудности.
Мама и папа, конечно, понимали Машу так же, как и прежде, но вот друзья, прохожие и все остальные Машу попросту не слышали.
— Пойдем играть, Маша! — звали ее подруги.
Хочешь посмотреть мои наклейки? — спрашивал сосед Ваня.
Маша, конечно, отвечала. Но ведь теперь у нее был голос мышонка, и ее никто не слышал.
Почему ты молчишь? — спросил Машу лучший друг Егор.
Но Маша больше не могла говорить своим голосом. Она только тихо жалобно пищала и пряталась за мамину спину: «Пи, пи, пи». Хорошо еще, что мама ее понимала.
Но главное горе было в том, что именно в этот день у Маши был день рождения. Лучшие подруги пришли ее поздравить и принесли подарки.
Маше было так стыдно, что она спряталась. Ей стало очень обидно, и вдобавок она очень испугалась. А что, если она больше никогда-никогда не сможет разговаривать по-человечески? И ее никто не сможет услышать. Ни подруги, ни лучший друг Егорка. Как они будут играть вместе? А вдруг все начнут смеяться над ней?
Что она сделала?
Маша побежала искать свой голосок.
Она так бежала, что не заметила, как заблудилась. Но как спросить дорогу, если никто ее не слышит?
- Как тебя зовут, девочка? — спрашивали ее прохожие,— где твои родители?
Маша только грустно прятала глаза.
Но, наконец, она нашла мышонка. Он сидел на сырной корке, конечно, а где же еще может сидеть маленький мышонок?
Пи, мышонок, помоги мне найти мой голос. Мне так хочется играть и петь со своими друзьями. Без голоса я ничего не могу. Ни играть, ни общаться с ребятами, ни купить мороженое.
Она вернула голос мышонку, а тот вскочил Маше на плечо и пропищал на ушко:
- Я помогу тебе, Маша, но это будет непросто. У тебя был очень красивый, звонкий голосок, добрый и веселый. Тот, кто нашел его, наверное, не захочет отдавать.
Маша и мышонок отправились на поиски.
Они вышли на большую улицу. Где же искать Машин голосок? Они не знали.
Вокруг было много прохожих, которые куда-то спешили. Можно было спросить у них, но Маша не могла говорить, а мышонок был слишком маленький, и ему казалось, что его никто не услышит. Поэтому они просто бродили в надежде услышать знакомый голос.
Было уже поздно. Друзьям очень хотелось пить, а Маше нужно было идти домой.
- Подойди поближе вон к тому мальчику,— наконец-то, решился мышонок.
Он указал на мальчишку лет десяти, играющего с самолетиком. Когда они подошли, мышонок набрал побольше воздуха и громко спросил:
- Вы не слышали здесь веселый, звонкий, мягкий голос маленькой девочки?
Мальчик удивленно посмотрел по сторонам и на Машу. Он увидел очень красивую девочку и услышал только тихое «пи-пи». Но мышонка уже невозможно было остановить. Он прыгнул на плечо к мальчику и громко, прямо ему в ухо, повторил свой вопрос.
Мальчик вздрогнул от удивления.
-Нет, не видел,— сказал он,— спросите вон у той бабушки, она всегда здесь сидит, все слышит и все знает.
Маша сделала реверанс, что означало «Спасибо» и побежала к бабушке.
Та ответила, что не слышала голос, но знает, что неподалеку в парке появился говорящий фонарный столб, который умеет петь и знает много интересных стихов и считалок.
Друзья поспешили в сторону парка.
Вокруг говорящего столба уже толпились прохожие. Все хотели послушать замечательные стишки и веселые считалки. Столбу аплодировали и требовали еще. Растроганный, он даже запел веселую детскую песенку.
Маша и мышонок протиснулись через толпу.
- Уважаемый столб! Верни, пожалуйста, Маше ее голос,— пропищал мышонок.
- Он, наверное, ей не нужен, если она его потеряла,— возразил столб.— А мне теперь так хорошо! Видите, сколько у меня зрителей и слушателей!
- Что ты! Конечно, Маше очень нужен ее голос!
- Ну, не знаю. Зачем такой маленькой девочке нужен такой прекрасный голос?
-Нужен! Нужен! — чуть не плача, закричала Маша,— чтобы говорить «здравствуйте»; чтобы с подружками играть; с Егоркой спорить; покупать мороженое; в садике стишки рассказывать... (для чего еще?)
- Маша, он вернулся! Твой голос вернулся! — закричал мышонок.
Маша поблагодарила столб и, с мышонком на плече, вприпрыжку побежала домой, где Машу уже ждали подарки, именинный пирог и мама с папой. По дороге они с мышонком пели веселую песенку, а когда прощались, Маша сказала:
- Спасибо тебе. Ты такой храбрый, мышонок!
-Сам я никогда бы не справился, но мне очень хотелось помочь тебе, и это добавило мне храбрости. Ты очень добрая, красивая... (какая еще? Опишите своего ребенка).
«Знакомый заяц» (игра)
Когда ребенок станет свободно чувствовать себя, играя с игрушками, можно предложить ему эту игру. Понаблюдайте за детьми со стороны и предложите поискать ребенка, который похож на любимого зайца или медведя, на куклу Машу... То есть представить, что человек, с которым тебе нужно познакомиться, похож на любимую игрушку. Так малышу будет гораздо легче преодолеть барьер в общении. «Какого цвета у тебя глаза?» (прием)
Филипп Зимбардо, рекомендует научить застенчивого человека устанавливать зрительный контакт, то есть смотреть в глаза собеседнику.
Смотреть в глаза малознакомому человеку может оказаться проблемой, а вот посмотреть в глаза любимой игрушке?
Спросите, какого цвета глаза у плюшевого мишки (просто интересно). А у куклы? У мамы? Папы?... А у подружки Маши? Не помнишь? Завтра можно посмотреть (интересно все-таки).
Навык смотреть в глаза очень пригодится ребенку в будущем взрослом общении. «Наблюдатель» (игра)
Часто застенчивым детям кажется, что на них все смотрят и постоянно оценивают, причем чаще всего негативно. Если научить ребенка быть наблюдателем, то рано или поздно он поймет, что каждый занят своим делом. И что наблюдать за другими очень интересно.
На прогулке или в гостях не заставляйте ребенка играть со всеми, если он этого не хочет. Вместо этого предложите малышу посмотреть на то, что происходит вокруг.
Вот деревья, птицы, маленькие муравьи.
А вот дети играют. Каждый занят своим делом. Что делает Маша?
А другие? Наблюдайте вместе и сравнивайте свои наблюдения. Кто увидел больше? Две идеи для творчества
Удивительное дело: если рисовать, лепить, то есть творить что- нибудь, то застенчивость и стеснительность понемногу сами собой улетучиваются. Почему так получается? Наверное, потому, что когда берешь в руки карандаш или кисточку, комочек глины или тесто, то перестаешь думать о том, что ты — стеснительный. И становится очень легко и весело. Идея № 1. Рисуем пальчиковыми красками
Что это за краски такие? Ну понятно, что это краски для рисования пальчиками. Сейчас мы их самостоятельно изготовим по особому рецепту.
Вам понадобится:
0,5 кг муки;
5-6 столовых ложек соли;
2 столовые ложки растительного масла;
вода (ее нужно добавлять до получения массы консистенции сметаны).
Все размешайте миксером, разлейте в небольшие баночки (от витаминов, например). В каждую баночку добавьте немного пищевого красителя (для пасхальных яиц, например, или соки: моркови, свеклы и т. д.). Плотно закройте. Краски готовы. Теперь обмакиваем в них пальчики и рисуем, что хотим. Идея № 2. Кляксография (рисование ложками)
Самым маленьким художникам понравится рисовать не кисточкой или пальцами, а ложками.
Вам понадобиться:
200 г клея ПВА;
2 чайные ложки соли;
гуашь разных цветов.
Теперь достаньте ложки (лучше пластиковые). И тренируйтесь в создании клякс. Принцип прост: набираете в ложку массу, выливаете ее на лист бумаги и смотрите, на что похожа эта клякса. Можно ее «дорисовывать» зубочистками или ложками. Можно устроить конкурс, кто придумает больше названий для кляксы. А На «ч»
Ручеек, ручеек,
Дай водички на чаек,
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
втоматизация звуков в стихах
На «ж»
Жук – жучок,
Желтый бочок,
На лужайке не лежи,
Полетай и пожужжи.
Микрофон (игра)
Вы можете заниматься с ребенком чем угодно, играя в «Микрофон».
Правила просты: говорит тот, у кого микрофон. Что бы вы ни говорили — говорите в микрофон. Если его нет — вы не имеете права произносить ни звука. Просто говорите и передавайте воображаемый микрофон ребенку. Он может говорить не сразу, но пока микрофон у него, он может это сделать в любой момент.
В качестве микрофона можно использовать обычную ручку, баллончик от дезодоранта, любую бутылку и даже расческу. |