Скачать 0.81 Mb.
|
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1996 ЮВОУО ДО г. Москвы Каманина Светлана Владимировна МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) В методической разработке на основе опыта экспериментальной деятельности представлена система работы в направлении «Гендерное воспитание учащихся». Разработка содержит комплексный план деятельности методического объединения учителей начальной школы по формированию у учащихся гендерной культуры. Разработаны модули по работе с учащимися, родителями. Данная разработка технологична, содержит практические материалы: схемы, таблицы, тесты для учащихся и родителей, систему показателей и критериев для определения уровня сформированности гендерной культуры учащихся, словарь терминов. Результаты апробации данной работы представлены автором на мероприятиях городского и окружного уровней, изложены в публикациях, получили высокую внешнюю оценку. Работа может быть рекомендована к применению как в учебном процессе администрацией, педагогами школ, так и родителями в процессе воспитания детей для успешного формирования гендерной идентичности школьников. СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Цели, методы и принципы работы……………………………………….……13 3.2. Проблемы формирования гендерной культуры учащихся, выявленные в процессе воспитательной деятельности……………………………………………….13 3.3. Возможности школы по формированию гендерной культуры учащихся .....14 3.4. Примерный перечень вопросов для обсуждения на заседаниях методического объединения учителей начальных классов по проблемам гендерного воспитания учащихся …………………………………………………………………..15 3.5. Основные этапы деятельности классных руководителей начальной школы в направлении «Гендерное воспитание учащихся» ……………………………......18
4.1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам гендерного воспитания учащихся …………………………………............................................…..19 4.2. Сотрудничество классного руководителя и родителей учащихся ………….19 4.3. Учет индивидуальных особенностей родителей …………………………......19 4.4. Как привлечь родителей в школу? ………………………………………...….21 4.5. Тематика вопросов по гендерному воспитанию для обсуждения на родительских собраниях ………………………………………….................................22 4.6. Материалы для проведения бесед с родителями по проблемам гендерного воспитания учащихся ………………………………………………………………….23 5. Модуль 3. Система работы с учащимися по развитию гендерной культуры 5.1. Психологические характеристики данных гендерных полов ……………….30 5.2. Принципы работы учителя с мальчиками и девочками …………………….31 5.3. Темы бесед с учащимися ……………………………………………………...32 5.4. .Виды игр ……………………………………………………………………….32 5.5. Показатели и критерии сформированности гендерной культуры учащихся 33 6. Заключение ………………………………………………………………………….35 7. Приложение 1. 7.1. Практическая часть. Результаты диагностических исследований …………36 7.2. Рисунки учащихся по теме «Семья. Папа. Мама», «Мальчики. Девочки» ..40 7.3. Коллажи «Мир девочек. Мир мальчиков» ……………………….……...…... 41 8. Приложение 2. Тесты для педагогов для выявления уровня гендерной компетентности ……………………………………………………………………...…42 9. Приложение 3. Тесты для родителей младших школьников по проблемам гендерного воспитания ………………………………………………………………... 44 10. Приложение 4. Рекомендации для родителей младших школьников по проблемам гендерного воспитания ……………………………………………………47 11. Список литературы ……………………………………………………………….50 1. Пояснительная записка «К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели…» В.А. Сухомлинский Цель: разработать систему работы с педагогами, родителями и учащимися в направлении «Гендерное воспитание младших школьников». Задачи: создание методических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию гендерной культуры учащихся как основы нравственного здоровья человека. Актуальность изучения проблемы гендерного воспитания младших школьников Одной из главных целей программы «Столичное образование - 5», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является духовно-нравственное, гражданское и правовое воспитание «нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному совершенствованию»1. Решение данной проблемы – сложная и ответственная задача современного учителя. Изучение проблем гендерного воспитания детей являлось одной из задач проводимого в ГБОУ СОШ № 1996 эксперимента «Шестилетняя начальная школа» (2006-2011 г.г.), призванного создать благоприятную образовательную среду в переходные периоды из дошкольного учреждения в начальную школу и из начального звена в среднюю школу. Гендерное воспитание – это сложная психолого-педагогическая задача, так как её целью является подготовка школьников к выполнению ими в будущем гендерных ролей. По определению гендер (англ. gender, от лат. genus – «род») – социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия в полоролевом поведении в конкретном обществе. Гендерная роль – набор ожидаемых норм поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом. В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец. Прогресс вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей (маскулинность – для мужчин, феминность – для женщин) уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Одна из главных задач школы на сегодняшний день – это воспитать из девочек – будущих женщин, а из мальчиков – будущих мужчин. Почему проблему гендерного воспитания необходимо решать на этапе обучения детей в начальной школе?
Младший школьный возраст - благоприятный период для решения сложной задачи формирования гендерной культуры.
Своевременное педагогическое воздействие и правильный подход к вопросам гендерного воспитания в школе обеспечивают формирование у младших школьников основ гендерной культуры, устойчивой гендерной идентификации, что является необходимым условием эффективной социализации личности. Новизна разработки В русской культуре существуют богатые традиции воспитания мальчиков и девочек. Наша задача - переосмыслить, адаптировать этот опыт к современным условиям жизни. В работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, С.П. Шевырева, И.И. Бецкого, А.С. Макаренко, А.Г. Хрипковой, Д.В. Ковалева и др. рассматриваются различные вопросы гендерного воспитания детей и подростков. Но, несмотря на это, в настоящий момент в методической литературе, педагогических источниках различные аспекты гендерного воспитания младших школьников изучаются в недостаточном объеме, хотя, на наш взгляд, гендерная культура человека является одним из важнейшим показателей нравственного развития личности. Методическая разработка «Системное решение проблемы формирования гендерной культуры младших школьников» направлена на решение проблем формирования гендерной культуры учащихся, выявленных в процессе практической воспитательной деятельности в ГБОУ СОШ № 1996. Новизна данной разработки заключается в следующем. 1. Мы рассматриваем системное решение проблемы гендерного воспитания младших школьников. Разработаны модули работы с учащимися, педагогами, родителями. Большинство существующих научно-методических разработок рассматривают лишь отдельные направления: либо работу с родителями, либо с учащимися. 2. Согласно нашему подходу, воспитательной работе с детьми по формированию гендерной культуры должна предшествовать серьезная подготовительная работа с педагогами для повышения гендерной компетентности (комплексный план работы методического объединения учителей начальной школы). 3. Для реализации задач гендерного воспитания учащихся в начальной школе сформированы гомогенные группы для изучения предметов эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства, технологии. Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора содержания учебного материала и применения методов и форм обучения, соответствующих различным типам восприятия информации девочками и мальчиками. Система работы педагогов начальной школы ГБОУ СОШ № 1996 по гендерному воспитанию учащихся Эффективность применения Разработка апробирована педагогами ГБОУ СОШ № 1996 в педагогической практике, получены одобрительные отзывы. Отдельные положения методической разработки используются в работе дошкольных образовательных учреждений района Капотня. Эффективность работы по данному направлению можно оценить по косвенным критериям, предложенным в разработке. Дать количественную оценку степени развития гендерной культуры учащихся достаточно сложно. Для оценки результатов проводимой работы мы используем диагностики, анкетирования, тестирование родителей, педагогов, учащихся (см. Методические рекомендации). Экспериментальные исследования доказывают, что разработанная система деятельности по гендерному воспитанию:
На наш взгляд, разработанная в ГБОУ СОШ № 1996 система работы по гендерному воспитанию технологична, имеет возможность трансляции в другие образовательные учреждения. Результаты работы по гендерному воспитанию были неоднократно представлены на окружных и городских семинарах, круглых столах, выставках инноваций в области образования Юго-Восточного округа, Интернет-марафоне «Семейные ценности в России». Опыт работы Каманиной С.В. в области гендерного воспитания высоко оценен педагогическим сообществом города Москвы – в 2010 году педагог стал победителем Московского городского конкурса педагогических работников «Творческий мир воспитания» в номинации «Творчество и коллегиальность» по теме: «Механизм построения и функционирования воспитательной системы методического объединения учителей начальных классов в направлении «Гендерное воспитание учащихся». Опыт работы педагога представлен на окружных, городских, Всероссийских конференциях, семинарах:
Публикации по теме «Гендерное воспитание школьников»:
Отличие от уже существующих учебно-методических материалов В разработке Каманиной С.В. «Системное решение проблемы формирования гендерной культуры младших школьников» представлена комплексная методика работы по гендерному воспитанию по трем направлениям: 1) работа с педагогами (деятельность методического объединения учителей начальных классов), 2) работа с родителями учащихся, 3) работа с учениками. Каждый модуль содержит рекомендации по его реализации, тематика занятий с категориями «педагоги», «родители», «учащиеся» имеет логическое построение, соблюдается последовательность в изучении понятий гендерного воспитания. Рассмотрение трех направлений в единстве позволяет представить целостную картину гендерного воспитания учащихся, корректировать при необходимости алгоритмы работы с каждой категорией для достижения наибольшей эффективности воспитательной деятельности. Анализ существующих методических разработок показал: 1. В количественном отношении большая часть работ посвящена полоролевому воспитанию дошкольников или воспитанию учащихся подросткового возраста. Меньшее количество авторов рассматривает проблему гендерного воспитания младших школьников. 2. В большинстве работ авторами рассматриваются отдельные вопросы по гендерному воспитанию, направлены на определенную категорию (родителей или учащихся). Так, например, в работе Михайловской И. (Гендерное воспитание подростков в средней школе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.) описан комплекс занятий для учащихся подросткового возраста. Книга Г.Г. Кулинич (Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 классы.- М.: ВАКО, 2007) предназначена для проведения родительских собраний. 3. Вопросы работы с педагогами по гендерному воспитанию учащихся рассматриваются в изданиях для руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей по воспитательной работе. Как правило, в подобных изданиях содержатся статьи по различным направлениям, в них можно найти лишь одну-две статьи по гендерной тематике. Например, в книге под редакцией Е.Н. Степанова, М.А. Александровой «Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов. М.: ТУ Сфера, 2004» приводится разработка педагогического совета «Использование дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек» (С. 78-88). 2. Словарь терминов В настоящее время существуют различные точки зрения на определение понятия «гендер», «гендерная культура». Ниже приведены понятия, которые используются в методической разработке. Гендер (англ. gender, от лат. genus - «род») — социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия в полоролевом поведении в конкретном обществе. Имеются в виду гендерные характеристики мужчин и женщин, не связанные напрямую с действием биологических факторов. Гендерная роль - набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом. В традиционной европейской семье роли мужчины - хозяин, лидер, защитник. Роли женщины - воспитательница, кухарка. Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола. Гендерная идентичность - отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю этого пола, результат - освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных качеств. С освоением гендерной идентичности у человека возникает и целостное представление о себе. Гендерная идентификация является процессом подчинения социальным нормам, когда человек повторяет действие ролевой модели (мужской или женской) [8, c. 3]. Гендерные особенности психики - психологические явления, обусловленные полом и связанными с ним социальными стереотипами, ожиданиями и требованиями. Среди ученых идут нескончаемые споры, какие из этих особенностей являются врожденными, а какие - приобретенными в процессе воспитания и обучения. Вследствие того, что мальчиков и девочек во всех человеческих культурах воспитывают по-разному, психология представителей мужского и женского пола уже к началу обучения в школе существенно различается. Среди этих различий психологи (А.Е. Тарас, 2002) отмечают: женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, а мужчины женщин - в математических и визуально-пространственных способностях. Мужчины более агрессивны, женщины более конформны. В мужском мышлении доминирует логика, в женском - интуиция. У мужчин уровень самооценки и притязаний выше, у женщин он заметно ниже. Женщины легче переносят монотонную, однообразную, неинтересную деятельность. Реакция на стресс у женщин более выражена, чем у мужчин, но приспособление к меняющейся ситуации совершеннее, мужчины переживают и приспосабливаются труднее. Женщины более консервативны, мужчины гораздо активнее и предприимчивее. Мужчины обычно схватывают и оценивают ситуацию в целом, женщины больше копаются в деталях и оттенках, особенно в межличностных отношениях [10, с. 92-93]. Социально-половая роль — это система динамичных исторически сложившихся на данный момент развития общества, социальных стандартов, предписаний, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Полоролевое поведение — система поступков, которая ожидается от человека определенного пола и зависит от социально-полового статуса, социально-половой роли и представления о себе как личности определенного пола [9, с. 81]. 3. Модуль 1. Механизм организации работы методического объединения учителей начальных классов в направлении «Гендерное воспитание учащихся» 3.1. Цели, методы и принципы работы Цель работы: формирование гендерной культуры учащихся. Главный системообразующий фактор - совместная и индивидуальная творческая разработка и реализация проектов каждого педагога по достижению единой цели. Ведущий метод организации воспитательной работы методического объединения – индивидуальная и коллективная разработка и реализация творческих проектов по формированию гендерной культуры учащихся. Проектирование воспитательного процесса в направлении «Гендерное воспитание» предполагает:
3.2. Проблемы формирования гендерной культуры учащихся, выявленные в процессе воспитательной деятельности Первая проблема – проблема подготовленности самих преподавателей. Прежде всего, гендерное воспитание предполагает знание методологии гендерных исследований, владение категориальным аппаратом, то есть наличие базовых знаний. К тому же, при подготовке занятий, бесед, мероприятий по гендерной проблематике недостаточно просто разработать план, подобрать литературу, составить задания для учащихся и т.п. Учителю необходимо принять новые, возможно непривычные для него идеи, перестроить налаженный ход работы. Адекватное отношение ребенка к проблеме гендерных отношений может быть воспитано только тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными знаниями, гендерной культурой. От того, насколько научно и педагогически грамотно будет проведена работа с учащимися в начальных классах, зависит эффективность последующего гендерного воспитания детей. Следующая проблема: перегруженность учебно-воспитательного процесса в школе и трудность включения новой проблематики в учебно-тематические планы. Можно рекомендовать следующие варианты решения проблем:
Опыт показывает, что работа в сфере гендерного образования должна носить непрерывный и системный характер. В этом случае воспитательная работа является эффективной, все большее количество педагогов осознает необходимость гендерного образования в школе. Повышение потенциала учебно-воспитательной деятельности педагога в направлении «Гендерное воспитание»:
3.3. Возможности школы по формированию гендерной культуры учащихся Младший школьный возраст – это период половой гомогенизации. Именно в этот период важно воспитывать детей личным примером родителей. Задача родителей – разъяснить главное и второстепенное в мужском и женском образе, положительное в чисто мужских и женских чертах характера. Поэтому в первую очередь актуально проведение работы с родителями. Это разработка тематических родительских собраний; тестирование родителей: Семейные ценности, Каковы вы, мужчины, Какой вы воспитатель, Хорошая ли вы мать; вечера вопросов и ответов. Задача педагогов – ознакомить родителей с индивидуальными особенностями развития мальчиков и девочек, с методами и приемами гендерного воспитания. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. В школу ежегодно приходят не просто дети, а мальчики или девочки со свойственными им психологическими и биологическими особенностями. Но в настоящее время в начальной школе не реализуются специальные программы или методики именно для мальчиков или девочек. В рамках создания системы работы по гендерному воспитанию учащихся в начальной школе сформированы гомогенные группы для изучения предметов эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства, трудового обучения. Темы занятий выбираются с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек (на фоне общей положительной учебной мотивации). Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора особого содержания учебного материала и применения таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу восприятия информации девочками и мальчиками. По результатам наблюдений нами выработаны принципы работы учителя с мальчиками и девочками. 3.4. Примерный перечень вопросов для обсуждения на заседаниях методического объединения учителей начальных классов по проблемам гендерного воспитания учащихся Все планируемые совещания связаны между собой тематически, на них рассматриваются различные аспекты гендерного воспитания школьников, проводится обсуждение результатов научных исследований и новинки передового педагогического опыта с целью внедрения в практику работы школы, анализируется деятельность учителей в области гендерного воспитания.
3.5. Основные этапы деятельности классных руководителей начальной школы в направлении «Гендерное воспитание учащихся» 4. Модуль 2. Система работы с родителями учащихся 4.1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам гендерного воспитания учащихся Усилением положительного воспитательного эффекта являются хороший психологический климат семьи. Но в настоящее время из-за потока некачественной и негативной информации по вопросам взаимоотношения полов возникает необходимость в грамотном освещении данного вопроса как для детей, так и для родителей. Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. В начальной школе дети начинают освоение мужских и женских социальных ролей. Именно в этот период важно воспитывать детей личным примером родителей. «Строй ума у ребенка, которого слова первые слова были бог, тятя, мама, будет не такой, как у ребенка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода» (А.С. Хомяков). Родителям важно показать на деле заботу друг о друге, уважение и взаимопонимание в решении семейных вопросов. И лучше делать всё вовремя, чтобы потом не навёрстывать упущенное. Тем более что воспитание положительных нравственных качеств личности (особенно трудолюбие и чувство ответственности) в более позднем возрасте осуществлять уже труднее. Мальчиков 7-8 лет в семьях уже больше тянет к отцу, а девочек, естественно, к матери. В этот период очень важно заняться чисто мужским (отец и сын) или женским (мать и дочь) делом. Полезны и откровенные разговоры, когда ребята делятся с родителями своими детскими тайнами. Дети, чувствуя серьёзное отношение родителей к ним и их проблемам, ответят в будущем доверием. Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребёнка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всём настоящим образцом для своей дочери. Дочь, прежде всего у матери принимает формы поведения и черты, определяющие облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, то это качество становится свойством дочери. Во все времена была велика роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо её личного примера здесь помогают соответствующие игрушки и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребёнка предоставляет возможности для развития типичных женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности. Мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом. Вместе с тем нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах. Воспитывая сына, и отцу, и матери важно с раннего детства приучать его к правильным и уважительным отношениям с девочками Отец, олицетворяя мужское начало в семье, закладывает рациональные основы в детях. Отец должен уделять внимание воспитанию любознательности. Этому помогает чтение сказок, стихов, рисование, слушание музыки, общение с природой. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями. 4.2. Сотрудничество классного руководителя и родителей учащихся
Достижение взаимопонимания учителя и родителей стимулирует стремление родителей внести вклад в решение задач гендерного воспитания детей. 4.3. Учет индивидуальных особенностей родителей При осуществлении деятельности в направлении «Гендерное воспитание» классному руководителю необходимо четко представлять особенности характера родителей учащихся, их позицию по отношению к учителю, школе, уровень готовности к сотрудничеству. Ниже представлена таблица, которая может помочь распределить родителей учащихся га группы, для каждой группы педагог использует определенные методы и приемы работы. Типология родителей
|
«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке Дидактические материалы для проверки сформированности базового уровня результатов обученности для учащихся 2-9 классов (для подготовки... | Ф. И. О. аттестуемого Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации | ||
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня... Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять... | Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся... «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 | ||
Петровой М. Ф Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель»... | Реферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логично... Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания | ||
Тесты для приема на работу и определения уровня iq «Как нанять «спеца»?:... «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 | Реферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логич-но... Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Диагностические материалы для проверки сформированности базового уровня результатов обученности для учащихся начальной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный учебно-методический комплекс включает в себя словарь терминов, студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный... | ||
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня... Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | Обучающий симуляционный центр Сибгму России», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2011 г. №2267 «Об утверждении... | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 | Отчет о деятельности городского методического объединения по нравственно... «Гендерное воспитание учащихся». Разработка содержит комплексный план деятельности методического объединения учителей начальной школы... | ||
Одаренных «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 | В 9 классе в рамках предпрофильного «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 |