Скачать 483.56 Kb.
|
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Мощным современным средством диагностики ода- ренности являются тесты, направленные на оценку интел- лекта и креативности. Применение тестов, однако, предпо- лагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д.Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует сущест- венного опыта практической работы. В других случаях (на- пример, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психоло- гом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с ре- зультатами наблюдения поведения ученика в классе, мне- нием родителей и т.д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации. Результаты тестирование, особенно маленьких детей, зави- сят от ситуации тестирования, мотивации ребенка, умения тестирующего установить контакт. Что же могут использовать сами учителя и нужно ли им вообще пытаться определять психологические особен- ности детей? Ответ на вторую часть вопроса . .да, нужно.. Тестирование . трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая привлечения высоко квалифицированного пси- холога. В качестве подготовки к тестированию, а в даль- нейшем и для сопоставления своих выводов с заключением психолога учителя могут проводить первичную диагностику. Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей, уча- щихся и самих одаренных детей. Она дает важную инфор- мацию, которая вместе с результатами тестирования должна служить основой принимаемых решений по включению де- тей в специализированные обучающие программы. К мето- дам первичной диагностики относят: различные шкалы; оп- росники; самоопросники; наблюдения, проводимые по оп- ределенной схеме, информация о продуктах деятельности. Наблюдения проводятся как в естественной ситуации школьного обучения, так и в специально смоделированных ситуациях. Весь этот инструментарий позволяет учителям, ро- дителям, учащимся упорядочить свои впечатления и оце- нить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных. Исследования показали, что учителя, про- шедшие обучение по работе с одаренными детьми, могут их успешно выявлять с помощью перечисленных методик. Выявление одаренных детей . не одноразовое меро- приятие, а длительный процесс. Его отправной точкой должна быть конкретная необходимость, возникшая в обра- зовательном процессе. Следует четко различить два случая употребления тестов. В одном случае целью является инди- видуальная помощь ученику, выяснение проблем, с кото- рыми он сталкивается; определение подходящих ему учеб- ных программ и занятий Другой случай связан с отбором в специальные группы, классы, лагеря. В первом случае при- менение тестов вызывает мало сомнений, во втором . оно также иногда целесообразно, но все же здесь требуется со- блюдать большую осторожность. Лучший способ отобрать участников специальных программ углубленного изучения . вначале дать всем детям возможность принять в них уча- стие. В процессе самого обучения будут выявляться те, кто хочет и может двигаться дальше. Только если число мест с самого начала ограничено или программа построена так, что на всех ее стадиях должны участвовать только очень интеллектуальные ученики, разумно применять тестирова- ние. В этом случае результаты тестирования должны учи- тываться в комплексе с мнением учителей, психологов и творческими достижениями ребенка. Результаты тестов, как говорилось в главе 1, следует применять по положительному критерию. Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять. Выявлением одаренных детей с помощью тестов ум- ственных способностей психодиагностическая работа с ни- ми не заканчивается. Тесты личностных особенностей, ана- лиз семьи, отношений с родителями и сверстниками позво- лят составить целостное представление о ребенке. В настоящей главе вначале будут рассмотрены ос- новные принципы диагностики интеллекта и креативности при помощи тестов, а затем . методы первичной диагности- ки, которые рекомендуются для использования учителями. Информация о применении тестов будет весьма полезна учителям в плане взаимодействия со школьными психологами. Диагностика интеллекта В распоряжении современного психолога существу- ет большое количество тестов, предназначенных для оценки интеллекта. Они различаются между собой способом про- ведения (групповой, индивидуальный, компьютерный), а также количеством и характеристиками шкал, то есть пара- метров, по которым происходит оценка интеллекта. Все же результаты, показываемые одним и тем же человеком по разным тестам, при условии их грамотного проведения ока- зываются достаточно согласованными, что и позволяет ут- верждать, что измеряется одно и то же свойство. интеллект человека. Показатели тестов интеллекта в основном хорошо согласуются со школьной успеваемостью. Отличники де- монстрируют интеллект, заметно превышающий средний уровень. Низкие показатели среди них встречаются очень редко и свидетельствуют об особых случаях (например, пристрастности учителей, выставляющих отметки). Хотя большинство отличников показывает результаты выше среднего (обычно не ниже 115 . 120 баллов), но не все они демонстрируют очень высокие результаты (свыше 130 . 140 баллов). Последний случай говорит в пользу того мнения, что школьнику могут быть рекомендованы занятия по усложненной программе. Тот факт, что отличники обладают повышенным ин- теллектом, не должен трактоваться в том смысле, что у ме- нее успевающих учеников интеллект обязательно ниже. Среди последних также встречаются дети, обладающие очень высоким интеллектуальным уровнем, и эти случаи заслуживают особого внимания, поскольку свидетельству- ют о скрытой одаренности. Эти дети обладают высоким по- тенциалом, проявлению которого, однако, препятствуют ка- кие-либо внешние условия. Такими условиями могут быть недостаточная адаптация в школьном коллективе, семейные проблемы, диссинхрония развития и т.д. Выявление высо- кого уровня интеллекта у не очень хорошо успевающего ученика должно служить отправным пунктом для тщатель- ного анализа его школьной и семейной ситуации и выясне- ния причин, препятствующих проявлению его способно- стей. Возможно, в подобных случаях как раз в наибольшей степени проявляется польза, которую может принести ис- пользование диагностики интеллекта в школьной практике. Следует еще раз подчеркнуть, что невысокие показа- тели того или иного ученика по тестам на интеллект не мо- гут трактоваться как решающее основание для оценки его как .неодаренного.. Возможно, что он обладает одаренно- стью, которая, однако, не оценивается интеллектуальным тестом. Первые стандартизированные тесты интеллекта (Метрическая Шкала Бине-Симона, 1905, 1908, 1911) были разработаны во Франции с целью дифференциации детей по признаку умственных способностей и отбора их во вспомо- гательные школы, а позже для оценки интеллектуальных уровней развития нормальных детей. Специальные тесто- вые задания создавались для каждого возраста отдельно (тесты для трех, восьми и двенадцати лет, например), мерой же интеллекта выступала разность между умственным воз- растом (показатель успешности выполнения тестов как для своего возраста, так и для более старшего) и хронологиче- ским. Позже вычисление абсолютной меры было заменено на относительную . коэффициент интеллекта, который оп- ределялся дробью: умственный возраст / хронологический возраст, а полученное значение умножалось на 100 (В.Штерн, 1912) . Впервые в таком виде коэффициент ис- пользовался Л.Терменом в американской модификации тес- та (Шкала Станфорд-Бине, 1916), предназначенной для де- тей от двух лет. По мере развития методов математической статистики относительный показатель коэффициента ин- теллекта был заменен на стандартный параметр в третьей редакции шкалы Станфорд-Бине (1960), предназначенной для обследования детей и учащихся от 1,5 до 18 лет. Впервые же IQ, выраженный в единицах стандартно- го отклонения и показывающий, в каком отношении нахо- дится результат данного ребенка (или взрослого) к средней, нормативной величине распределения результатов для его возраста, был применен американским психологом Д.Векслером в его шкале измерения вербального и про- странственного интеллекта на выборке от 7 до 69 лет в 1939 году. Если интеллектуальное развитие детей характеризу- ется значительным опережением возрастных норм, то их относят к умственно одаренным. По данным Л.Термена (1937), осуществившего стан- дартизацию шкалы Станфорд-Бине на выборке 2905 детей в возрасте от 5 до 14 лет, распределение IQ по уровням ин- теллекта выглядит следующим образом: IQ % детей Характеристика уровня 160-169 0,03 Весьма превосхо 150-159 0,2 дящий 140-149 1,1 130-139 3,1 Превосходящий 120-129 8,2 110-119 18,1 Выше среднего 100-109 33,0 Нормальный или 90-99 23,0 средний 80-89 14,5 Ниже среднего IQ является непрерывной величиной, поэтому во- прос о том, с какого уровня интеллекта ребенка считать одаренным, оказывается достаточно условным. Можно про- вести аналогию с вопросом о том, кого считать высоким или сильным. Мы можем с равным основанием установить планку высокого роста для мужчин, начиная со 180 см., а можем . с 2 метров. Многие исследователи склонны считать, что превос- ходящий и весьма превосходящий уровни интеллектуально- го развития (12,63%) соответствуют умственно одаренным детям, тогда как Л.Терменом отбирались для изучения ум- ственной одаренности дети с IQ=140 и выше (1,33%). Важный вопрос, имеющий длительную историю в зарубежной психологии, связан с поиском единого общего фактора интеллекта. Некоторые исследователи полагали, что различные виды интеллектуальной деятельности сво- дятся к единому фактору (Ч.Спирмен), то есть человек, по- казывающий высокий интеллект в одном виде деятельности (например, операции с числами), будет с большой вероят- ностью демонстрировать хорошие результаты и в другой области (например, в сфере вербального интеллекта). Дру- гие психологи (Л.Терстоун, Дж.Гилфорд) придерживались точки зрения наличия множества факторов, то есть незави- симых друг от друга умственных способностей. Этот спор нельзя считать полностью завершенным и сегодня, однако наиболее правдоподобная точка зрения состоит в том, что тесты на умственные способности в достаточно весомой степени измеряют и общий фактор интеллекта, и "первич- ные умственные способности" (вербальные, числовые и пространственные). Другими словами, интеллектуальные дети обычно бывают достаточно интеллектуальными в раз- ных сферах. Однако среди них есть различные категории: у кого-то преобладают речевые способности, у кого-то . про- странственные, у кого-то . логика и оперирование с числа- ми. При этом, как отмечалось выше, не исключена диссин- хрония: интеллектуальная одаренность может соседствовать с плохой моторикой или инфантильной аффективной сфе- рой. Какие же существуют тесты интеллектуального раз- вития? В нашей стране нашел широкое применение в до- школьной и школьной диагностической практике адапти- рованный вариант методики Д.Векслера (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) для исследования детей (А.Ю.Панасюк, 1973, Ю.З.Гильбух, 1992) и свободный от влияния культуры невербальный тест «Прогрессивные мат- рицы» Дж.Равена. К известным в нашей стране диагностическим тес- там, отражающим многофакторные теории интеллекта, ис- следователи относят тест «Структуры интеллекта», разра- ботанный немецким исследователем Р.Амтхауэром (1953, 1973) для применения от 13 до 61 года и адаптированный в Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития учащихся младших классов (Х.И.Лийметс, 1974). Систематическое описание классических интеллек- туальных тестов, истории их создания, анализ используе- мых измерительных шкал и стимульного материала пред- ставлено в книгах: Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь- справочник по психологической диагностике. Киев. 1989; В.Н.Дружинин. Психодиагностика общих способностей. М.1996. Краткий анализ дополнительных метрических шкал для оценки умственной одаренности, неадаптирован- ных в нашей стране (интеллектуальный тест Слоссона; Ка- уфмановская оценочная батарея тестов; Шкала детских спо- собностей по Маккарти; Отис-Ленноновский тест; Незави- симый от культуры интеллектуальный тест Кеттелла и др.) содержится в Главе 6 книги Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.1996. Особое положение нашей науки в истории страны, насильственное устранение тестирования интеллекта как психологического направления (1936) привело к отсутст- вию отечественных и небольшому числу адаптированных зарубежных стандартизированных диагностических инст- рументов для оценки познавательного и личностного разви- тия детей, но, безусловно, эта ситуация сегодня не может не меняться. В 1987 году группа исследователей под руково- дством К.М.Гуревича издала "Школьный тест умственного развития" (ШТУР) для учащихся 6-8 классов, включающий специальные методики диагностики и коррекции. С 90-х го- дов в лаборатории "Творческая одаренность" Психологиче- ского Института РАО под руководством А.М.Ма-тюшкина была начата работа по переводу и адаптации «Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных уча- щихся», «Детского теста интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Теста интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл). Несмотря на огромный поток тестовых методик ди- агностики умственной одаренности, который все шире про- никает в школьную практику, исследователи отмечают не- обходимость осторожного отношения к результатам тести- рования. Диагностика креативности Как отмечалось в главе 2, интеллект является не единственным аспектом умственной одаренности. Другим важным параметром психологи считают творческие спо- собности, или креативность. Для оценки креативности раз- работаны специальные тесты, наиболее известные из кото- рых . тесты Гилфорда, Торранса и Медника. В соответствии с кубической моделью структуры интеллекта Дж.Гилфорд разработал систему образных и вербальных тестов, или "открытых" задач, для оценки твор- ческих способностей, основанных на выделении специаль- ных факторов. К ним относятся: •факторы дивергентной продуктивности, которые описывают основные свойства "мышления в разных на- правлениях" . это различные виды "беглости" и гибкости мысли, разработанности и оригинальности (всего 16 спо- собностей); •оценивающее мышление или фактор . чувстви- тельность к проблемам, "открытость" новому опыту. В тес- те "Приборы" испытуемый должен предложить возможные варианты усовершенствования обычного применения таких приборов, как телефон, тостер и др. В тесте "Видение про- блемы" необходимо перечислить проблемы, которые могут возникнуть в связи с обычными предметами, такими, как свеча, дерево и др.; •конвергентный фактор . семантическое переопре- деление или переформулировка проблемы. Например, в тес- те "Целостное преобразование" испытуемый должен вы- брать один из пяти предложенных предметов, которые можно использовать с заданной целью, например, зажечь огонь с помощью одного из объектов: капуста, рыба, часы, пружина и трубка. Ответ: часы. Время выполнения тестов ограничено, они исполь- зуются для детей начиная с 10 лет и для взрослых. Присту- пая к выполнению тестов, очень важно вызвать у детей ин- терес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению, ориентируя на создание множества необычных способов решения проблем. Несмотря на отсутствие отечественной адаптации всех тестов Дж.Гилфорда на дивергентное мыш- ление, система факторов-тестов, определяющих творческие способности, имеет теоретическое значение, так как дает представление целостного видения степени развития умст- венного творческого потенциала, развернутый "профиль" показателей способностей. Вопросы надежности, валидно- сти и трудности стандартизации тестов обсуждаются в спе- циальной литературе. В отличие от заданий Дж.Гилфорда наибольшую по- пулярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные Е.П.Торрансом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, Е.П.Торранс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказывались чувствительными к основным твор- ческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование гипотез относительно не- достающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возможность их усовершенствования и сообщение резуль- татов). Его тесты в миниатюре воспроизводят целостный творческий акт. Широкое применение эти тесты нашли в практике образования во всем мире. Они используются при диагностическом исследовании развития одаренности ре- бенка; при разработке индивидуальных программ обучения в школе; при оценке эффективности традиционных и нова- торских программ обучения; при разработке тренингов по креативности. МТТМ представляют собой задачи "открытого" ти- па со множеством решений, время выполнения которых ог- раничено. Они используются обычно с 5 лет и во всех клас- сах школы. Существуют индивидуальное (дошкольники и младшие школьники) и групповое (с 4 класса . небольшие группы до 15 человек , а с 5 класса допускаются группы до 30 человек) предъявление теста. Важная роль в условиях тестирования отводится созданию благоприятного психоло- гического климата и устранению стрессовых факторов. Процедура оценивания направлена на получение четырех количественных показателей ("беглости", гибкости, ориги- нальности и разработанности) для каждого теста, а также единого показателя креативности . Cr. Тесты сгруппированы в четыре батареи с двумя эк- вивалентными вариантами (А и Б): вербальные тесты, об- разные, вербально-звуковые и тесты действия и движения. Последние две батареи стали использоваться недавно и не получили пока распространения в нашей стране. Примеры вербальных тестов: Задание 1-3: Вопросы и догадки. Об- щим стимулом является рисунок эльфа, рассматривающего свое отражение в пруду. Ребенка просят за 5 минут задать по этой картинке как можно больше вопросов, далее при- думать как можно больше причин этого события и , нако- нец, перечислить их последствия (на все три теста дается 15 минут). 4: Усовершенствование игрушки. Стимулом служит рисунок надувного игрушечного слона. В инструк- ции предлагается назвать разнообразные пути изменения этой игрушки (10 минут на выполнение). 5: Необычное ис- |
«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические... «Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического... | Воспитание одарённых детей в семье Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания... | ||
Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами... | ||
Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация... Талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка... | Правила приема учащихся в гу «Областная специализированная кадетская... «Областная специализированная кадетская школа-интернат для одаренных детей» ориентированном на обучение и воспитание детей, проявляющих... | ||
Программа фестиваля 23-25 апреля 2013 года гбоуоши «Курганский областной... Гбоуоши «Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей» | Сведения о мероприятиях, проведенных для одаренных детей в 2012-2013 учебном году | ||
О профессии учителя математики Гу оши «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» | Молитвы на сон грядущим Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | ||
Информация о конкурсе Организаторы Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | Сибирский федеральный университет Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | ||
Темы вашего учебного проекта Каргалинская специализированная гимназия №2 для одаренных детей с обучением на трех языках | О проведении областного ... | ||
«марсиане в гостях у жителей города маркса» Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей | Психологическое сопровождение одаренных детей в школе Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов |