Одаренных





Скачать 483.56 Kb.
НазваниеОдаренных
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер483.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ
Мощным современным средством диагностики ода-

ренности являются тесты, направленные на оценку интел-

лекта и креативности. Применение тестов, однако, предпо-

лагает профессиональную психологическую подготовку. В

некоторых тестах, подобных тесту Д.Векслера, необходима

оценка ответов обследуемых в баллах, что требует сущест-

венного опыта практической работы. В других случаях (на-

пример, при компьютеризированных тестах) оценка ответов

производится автоматически, однако все равно остается

проблема интерпретации результатов, которая может быть

грамотно произведена лишь квалифицированным психоло-

гом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с ре-

зультатами наблюдения поведения ученика в классе, мне-

нием родителей и т.д. Также и выбор того или иного теста

или батареи тестов для обследования школьника зависит от

задач тестирования и всего контекста школьной ситуации.

Результаты тестирование, особенно маленьких детей, зави-

сят от ситуации тестирования, мотивации ребенка, умения

тестирующего установить контакт.

Что же могут использовать сами учителя и нужно ли

им вообще пытаться определять психологические особен-

ности детей? Ответ на вторую часть вопроса . .да, нужно..

Тестирование . трудоемкая и дорогостоящая процедура,

требующая привлечения высоко квалифицированного пси-

холога. В качестве подготовки к тестированию, а в даль-

нейшем и для сопоставления своих выводов с заключением

психолога учителя могут проводить первичную диагностику.

Первичная диагностика строится на наблюдениях,

практическом опыте, интуиции учителей, родителей, уча-

щихся и самих одаренных детей. Она дает важную инфор-

мацию, которая вместе с результатами тестирования должна

служить основой принимаемых решений по включению де-

тей в специализированные обучающие программы. К мето-

дам первичной диагностики относят: различные шкалы; оп-

росники; самоопросники; наблюдения, проводимые по оп-

ределенной схеме, информация о продуктах деятельности.

Наблюдения проводятся как в естественной ситуации

школьного обучения, так и в специально смоделированных

ситуациях.

Весь этот инструментарий позволяет учителям, ро-

дителям, учащимся упорядочить свои впечатления и оце-

нить определенные поведенческие проявления, характерные

для одаренных. Исследования показали, что учителя, про-

шедшие обучение по работе с одаренными детьми, могут их

успешно выявлять с помощью перечисленных методик.

Выявление одаренных детей . не одноразовое меро-

приятие, а длительный процесс. Его отправной точкой

должна быть конкретная необходимость, возникшая в обра-

зовательном процессе. Следует четко различить два случая

употребления тестов. В одном случае целью является инди-

видуальная помощь ученику, выяснение проблем, с кото-

рыми он сталкивается; определение подходящих ему учеб-

ных программ и занятий Другой случай связан с отбором в

специальные группы, классы, лагеря. В первом случае при-

менение тестов вызывает мало сомнений, во втором . оно

также иногда целесообразно, но все же здесь требуется со-

блюдать большую осторожность. Лучший способ отобрать

участников специальных программ углубленного изучения

. вначале дать всем детям возможность принять в них уча-

стие. В процессе самого обучения будут выявляться те, кто

хочет и может двигаться дальше. Только если число мест с

самого начала ограничено или программа построена так,

что на всех ее стадиях должны участвовать только очень

интеллектуальные ученики, разумно применять тестирова-

ние. В этом случае результаты тестирования должны учи-

тываться в комплексе с мнением учителей, психологов и

творческими достижениями ребенка. Результаты тестов, как

говорилось в главе 1, следует применять по положительному критерию.

Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.

Выявлением одаренных детей с помощью тестов ум-

ственных способностей психодиагностическая работа с ни-

ми не заканчивается. Тесты личностных особенностей, ана-

лиз семьи, отношений с родителями и сверстниками позво-

лят составить целостное представление о ребенке.

В настоящей главе вначале будут рассмотрены ос-

новные принципы диагностики интеллекта и креативности

при помощи тестов, а затем . методы первичной диагности-

ки, которые рекомендуются для использования учителями.

Информация о применении тестов будет весьма полезна

учителям в плане взаимодействия со школьными психологами.
Диагностика интеллекта

В распоряжении современного психолога существу-

ет большое количество тестов, предназначенных для оценки

интеллекта. Они различаются между собой способом про-

ведения (групповой, индивидуальный, компьютерный), а

также количеством и характеристиками шкал, то есть пара-

метров, по которым происходит оценка интеллекта. Все же

результаты, показываемые одним и тем же человеком по

разным тестам, при условии их грамотного проведения ока-

зываются достаточно согласованными, что и позволяет ут-

верждать, что измеряется одно и то же свойство. интеллект человека.

Показатели тестов интеллекта в основном хорошо

согласуются со школьной успеваемостью. Отличники де-

монстрируют интеллект, заметно превышающий средний

уровень. Низкие показатели среди них встречаются очень

редко и свидетельствуют об особых случаях (например,

пристрастности учителей, выставляющих отметки). Хотя

большинство отличников показывает результаты выше

среднего (обычно не ниже 115 . 120 баллов), но не все они

демонстрируют очень высокие результаты (свыше 130 . 140

баллов). Последний случай говорит в пользу того мнения,

что школьнику могут быть рекомендованы занятия по усложненной программе.

Тот факт, что отличники обладают повышенным ин-

теллектом, не должен трактоваться в том смысле, что у ме-

нее успевающих учеников интеллект обязательно ниже.

Среди последних также встречаются дети, обладающие

очень высоким интеллектуальным уровнем, и эти случаи

заслуживают особого внимания, поскольку свидетельству-

ют о скрытой одаренности. Эти дети обладают высоким по-

тенциалом, проявлению которого, однако, препятствуют ка-

кие-либо внешние условия. Такими условиями могут быть

недостаточная адаптация в школьном коллективе, семейные

проблемы, диссинхрония развития и т.д. Выявление высо-

кого уровня интеллекта у не очень хорошо успевающего

ученика должно служить отправным пунктом для тщатель-

ного анализа его школьной и семейной ситуации и выясне-

ния причин, препятствующих проявлению его способно-

стей. Возможно, в подобных случаях как раз в наибольшей

степени проявляется польза, которую может принести ис-

пользование диагностики интеллекта в школьной практике.

Следует еще раз подчеркнуть, что невысокие показа-

тели того или иного ученика по тестам на интеллект не мо-

гут трактоваться как решающее основание для оценки его

как .неодаренного.. Возможно, что он обладает одаренно-

стью, которая, однако, не оценивается интеллектуальным

тестом.

Первые стандартизированные тесты интеллекта

(Метрическая Шкала Бине-Симона, 1905, 1908, 1911) были

разработаны во Франции с целью дифференциации детей по

признаку умственных способностей и отбора их во вспомо-

гательные школы, а позже для оценки интеллектуальных

уровней развития нормальных детей. Специальные тесто-

вые задания создавались для каждого возраста отдельно

(тесты для трех, восьми и двенадцати лет, например), мерой

же интеллекта выступала разность между умственным воз-

растом (показатель успешности выполнения тестов как для

своего возраста, так и для более старшего) и хронологиче-

ским.

Позже вычисление абсолютной меры было заменено

на относительную . коэффициент интеллекта, который оп-

ределялся дробью: умственный возраст / хронологический

возраст, а полученное значение умножалось на 100

(В.Штерн, 1912) . Впервые в таком виде коэффициент ис-

пользовался Л.Терменом в американской модификации тес-

та (Шкала Станфорд-Бине, 1916), предназначенной для де-

тей от двух лет. По мере развития методов математической

статистики относительный показатель коэффициента ин-

теллекта был заменен на стандартный параметр в третьей

редакции шкалы Станфорд-Бине (1960), предназначенной

для обследования детей и учащихся от 1,5 до 18 лет.

Впервые же IQ, выраженный в единицах стандартно-

го отклонения и показывающий, в каком отношении нахо-

дится результат данного ребенка (или взрослого) к средней,

нормативной величине распределения результатов для его

возраста, был применен американским психологом

Д.Векслером в его шкале измерения вербального и про-

странственного интеллекта на выборке от 7 до 69 лет в 1939

году.

Если интеллектуальное развитие детей характеризу-

ется значительным опережением возрастных норм, то их

относят к умственно одаренным.

По данным Л.Термена (1937), осуществившего стан-

дартизацию шкалы Станфорд-Бине на выборке 2905 детей в

возрасте от 5 до 14 лет, распределение IQ по уровням ин-

теллекта выглядит следующим образом:

IQ

% детей Характеристика

уровня

160-169 0,03 Весьма превосхо

150-159 0,2 дящий

140-149 1,1

130-139 3,1 Превосходящий

120-129 8,2

110-119 18,1 Выше среднего

100-109 33,0 Нормальный или

90-99 23,0 средний

80-89 14,5 Ниже среднего

IQ является непрерывной величиной, поэтому во-

прос о том, с какого уровня интеллекта ребенка считать

одаренным, оказывается достаточно условным. Можно про-

вести аналогию с вопросом о том, кого считать высоким

или сильным. Мы можем с равным основанием установить

планку высокого роста для мужчин, начиная со 180 см., а

можем . с 2 метров.

Многие исследователи склонны считать, что превос-

ходящий и весьма превосходящий уровни интеллектуально-

го развития (12,63%) соответствуют умственно одаренным

детям, тогда как Л.Терменом отбирались для изучения ум-

ственной одаренности дети с IQ=140 и выше (1,33%).

Важный вопрос, имеющий длительную историю в

зарубежной психологии, связан с поиском единого общего

фактора интеллекта. Некоторые исследователи полагали,

что различные виды интеллектуальной деятельности сво-

дятся к единому фактору (Ч.Спирмен), то есть человек, по-

казывающий высокий интеллект в одном виде деятельности

(например, операции с числами), будет с большой вероят-

ностью демонстрировать хорошие результаты и в другой

области (например, в сфере вербального интеллекта). Дру-

гие психологи (Л.Терстоун, Дж.Гилфорд) придерживались

точки зрения наличия множества факторов, то есть незави-

симых друг от друга умственных способностей. Этот спор

нельзя считать полностью завершенным и сегодня, однако

наиболее правдоподобная точка зрения состоит в том, что

тесты на умственные способности в достаточно весомой

степени измеряют и общий фактор интеллекта, и "первич-

ные умственные способности" (вербальные, числовые и

пространственные). Другими словами, интеллектуальные

дети обычно бывают достаточно интеллектуальными в раз-

ных сферах. Однако среди них есть различные категории: у

кого-то преобладают речевые способности, у кого-то . про-

странственные, у кого-то . логика и оперирование с числа-

ми. При этом, как отмечалось выше, не исключена диссин-

хрония: интеллектуальная одаренность может соседствовать

с плохой моторикой или инфантильной аффективной сфе-

рой.

Какие же существуют тесты интеллектуального раз-

вития?

В нашей стране нашел широкое применение в до-

школьной и школьной диагностической практике адапти-

рованный вариант методики Д.Векслера (Wechsler Intelligence

Scale for Children, WISC) для исследования детей

(А.Ю.Панасюк, 1973, Ю.З.Гильбух, 1992) и свободный от

влияния культуры невербальный тест «Прогрессивные мат-

рицы» Дж.Равена.

К известным в нашей стране диагностическим тес-

там, отражающим многофакторные теории интеллекта, ис-

следователи относят тест «Структуры интеллекта», разра-

ботанный немецким исследователем Р.Амтхауэром (1953,

1973) для применения от 13 до 61 года и адаптированный в

Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития

учащихся младших классов (Х.И.Лийметс, 1974).

Систематическое описание классических интеллек-

туальных тестов, истории их создания, анализ используе-

мых измерительных шкал и стимульного материала пред-

ставлено в книгах: Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь-

справочник по психологической диагностике. Киев. 1989;

В.Н.Дружинин. Психодиагностика общих способностей.

М.1996. Краткий анализ дополнительных метрических

шкал для оценки умственной одаренности, неадаптирован-

ных в нашей стране (интеллектуальный тест Слоссона; Ка-

уфмановская оценочная батарея тестов; Шкала детских спо-

собностей по Маккарти; Отис-Ленноновский тест; Незави-

симый от культуры интеллектуальный тест Кеттелла и др.)

содержится в Главе 6 книги Психология одаренности детей

и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.1996.

Особое положение нашей науки в истории страны,

насильственное устранение тестирования интеллекта как

психологического направления (1936) привело к отсутст-

вию отечественных и небольшому числу адаптированных

зарубежных стандартизированных диагностических инст-

рументов для оценки познавательного и личностного разви-

тия детей, но, безусловно, эта ситуация сегодня не может не

меняться. В 1987 году группа исследователей под руково-

дством К.М.Гуревича издала "Школьный тест умственного

развития" (ШТУР) для учащихся 6-8 классов, включающий

специальные методики диагностики и коррекции. С 90-х го-

дов в лаборатории "Творческая одаренность" Психологиче-

ского Института РАО под руководством А.М.Ма-тюшкина

была начата работа по переводу и адаптации «Мюнхенских

тестов познавательных способностей для одаренных уча-

щихся», «Детского теста интеллектуальных способностей»

(К.Расселл), «Теста интеллектуальных способностей»

(Р.Кеттелл).

Несмотря на огромный поток тестовых методик ди-

агностики умственной одаренности, который все шире про-

никает в школьную практику, исследователи отмечают не-

обходимость осторожного отношения к результатам тести-

рования.
Диагностика креативности

Как отмечалось в главе 2, интеллект является не

единственным аспектом умственной одаренности. Другим

важным параметром психологи считают творческие спо-

собности, или креативность. Для оценки креативности раз-

работаны специальные тесты, наиболее известные из кото-

рых . тесты Гилфорда, Торранса и Медника.

В соответствии с кубической моделью структуры

интеллекта Дж.Гилфорд разработал систему образных и

вербальных тестов, или "открытых" задач, для оценки твор-

ческих способностей, основанных на выделении специаль-

ных факторов. К ним относятся:

•факторы дивергентной продуктивности, которые

описывают основные свойства "мышления в разных на-

правлениях" . это различные виды "беглости" и гибкости

мысли, разработанности и оригинальности (всего 16 спо-

собностей);

•оценивающее мышление или фактор . чувстви-

тельность к проблемам, "открытость" новому опыту. В тес-

те "Приборы" испытуемый должен предложить возможные

варианты усовершенствования обычного применения таких

приборов, как телефон, тостер и др. В тесте "Видение про-

блемы" необходимо перечислить проблемы, которые могут

возникнуть в связи с обычными предметами, такими, как

свеча, дерево и др.;

•конвергентный фактор . семантическое переопре-

деление или переформулировка проблемы. Например, в тес-

те "Целостное преобразование" испытуемый должен вы-

брать один из пяти предложенных предметов, которые

можно использовать с заданной целью, например, зажечь

огонь с помощью одного из объектов: капуста, рыба, часы,

пружина и трубка. Ответ: часы.

Время выполнения тестов ограничено, они исполь-

зуются для детей начиная с 10 лет и для взрослых. Присту-

пая к выполнению тестов, очень важно вызвать у детей ин-

терес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению,

ориентируя на создание множества необычных способов

решения проблем. Несмотря на отсутствие отечественной

адаптации всех тестов Дж.Гилфорда на дивергентное мыш-

ление, система факторов-тестов, определяющих творческие

способности, имеет теоретическое значение, так как дает

представление целостного видения степени развития умст-

венного творческого потенциала, развернутый "профиль"

показателей способностей. Вопросы надежности, валидно-

сти и трудности стандартизации тестов обсуждаются в спе-

циальной литературе.

В отличие от заданий Дж.Гилфорда наибольшую по-

пулярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты

творческого мышления, разработанные Е.П.Торрансом

(МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции

креативности, Е.П.Торранс подбирал задачи таким образом,

чтобы они оказывались чувствительными к основным твор-

ческим операциям (обостренное восприятие недостающих

элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных

направлениях, формулирование гипотез относительно не-

достающих элементов, проверка и перепроверка гипотез,

возможность их усовершенствования и сообщение резуль-

татов). Его тесты в миниатюре воспроизводят целостный

творческий акт. Широкое применение эти тесты нашли в

практике образования во всем мире. Они используются при

диагностическом исследовании развития одаренности ре-

бенка; при разработке индивидуальных программ обучения

в школе; при оценке эффективности традиционных и нова-

торских программ обучения; при разработке тренингов по

креативности.

МТТМ представляют собой задачи "открытого" ти-

па со множеством решений, время выполнения которых ог-

раничено. Они используются обычно с 5 лет и во всех клас-

сах школы. Существуют индивидуальное (дошкольники и

младшие школьники) и групповое (с 4 класса . небольшие

группы до 15 человек , а с 5 класса допускаются группы до

30 человек) предъявление теста. Важная роль в условиях

тестирования отводится созданию благоприятного психоло-

гического климата и устранению стрессовых факторов.

Процедура оценивания направлена на получение четырех

количественных показателей ("беглости", гибкости, ориги-

нальности и разработанности) для каждого теста, а также

единого показателя креативности . Cr.

Тесты сгруппированы в четыре батареи с двумя эк-

вивалентными вариантами (А и Б): вербальные тесты, об-

разные, вербально-звуковые и тесты действия и движения.

Последние две батареи стали использоваться недавно и не

получили пока распространения в нашей стране. Примеры

вербальных тестов: Задание 1-3: Вопросы и догадки. Об-

щим стимулом является рисунок эльфа, рассматривающего

свое отражение в пруду. Ребенка просят за 5 минут задать

по этой картинке как можно больше вопросов, далее при-

думать как можно больше причин этого события и , нако-

нец, перечислить их последствия (на все три теста дается

15 минут). 4: Усовершенствование игрушки. Стимулом

служит рисунок надувного игрушечного слона. В инструк-

ции предлагается назвать разнообразные пути изменения

этой игрушки (10 минут на выполнение). 5: Необычное ис-
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одаренных icon«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические...
«Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического...
Одаренных iconВоспитание одарённых детей в семье
Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания...
Одаренных iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Одаренных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами...
Одаренных iconПояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация...
Талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка...
Одаренных iconПравила приема учащихся в гу «Областная специализированная кадетская...
«Областная специализированная кадетская школа-интернат для одаренных детей» ориентированном на обучение и воспитание детей, проявляющих...
Одаренных iconПрограмма фестиваля 23-25 апреля 2013 года гбоуоши «Курганский областной...
Гбоуоши «Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей»
Одаренных iconСведения о мероприятиях, проведенных для одаренных детей в 2012-2013 учебном году

Одаренных iconО профессии учителя математики
Гу оши «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»
Одаренных iconМолитвы на сон грядущим
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Одаренных iconИнформация о конкурсе Организаторы
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Одаренных iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Одаренных iconТемы вашего учебного проекта
Каргалинская специализированная гимназия №2 для одаренных детей с обучением на трех языках
Одаренных iconО проведении областного
...
Одаренных icon«марсиане в гостях у жителей города маркса»
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Одаренных iconПсихологическое сопровождение одаренных детей в школе
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск