Скачать 73.61 Kb.
|
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе. Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.). Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др. Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования. Следует отметить, что выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно в принципе. Диагностические этапы одаренностиВыявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:
Диагностика интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков.1. Особенности развития творческого мышления подростков.Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е.Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса. Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления. Для оценки творческого мышления использовались показатели:
2. Изучение структуры интеллекта по тесту Р.Амтхауера Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта школьников. Задания теста состоят из вербального и числового материала и из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Тест предназначен для возраста 13-15 лет. 3. Изучение личностных особенностей учащихся. Психогеометрический тест.Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого. Учащимся предлагается проранжировать в порядке предпочтения 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), затем по результатам исследования дается психологическая характеристика основных форм личности. 4.Исследование тревожности по методике Нюттена.Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика “Незаконченные предложения” Нюттена. 5.Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели. В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен. Особенности развития одаренных детей. Познавательное развитие.
Психосоциальная чувствительность.
Физические характеристики.
Проблемы одаренных детей.Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
|
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. Детская одаренность М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы,... | ||
Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое... Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности... | Программа вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое... Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»... | ||
«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические... «Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического... | Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отчёт Базовой площадки мбоу лицея №1 по направлению: Педагогическое сопровождение развития одаренных детей | Программа Мониторинг и диагностика Психологическое сопровождение... Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» | ||
Психологическое сопровождение егэ в школе: опыт и проблемы В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора... | Воспитание одарённых детей в семье Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания... | ||
Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи | Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | ||
Программа «Экология комнатных растений» Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Социально-психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса стр. 67 | ||
МК(С)коу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 II вида» Сурдопедагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в школе-интернате №38 г. Новокузнецка | Правила приема учащихся в гу «Областная специализированная кадетская... «Областная специализированная кадетская школа-интернат для одаренных детей» ориентированном на обучение и воспитание детей, проявляющих... |