Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны.





НазваниеЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны.
Дата публикации15.08.2014
Размер82.3 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы

Зиганшина Гузалия Хуснулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ с.Метевбаш, gusel.68@mail.ru
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства

Борис Андреев

Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.

Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.

Хочу отметить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.

В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.

Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы? Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе выделяю три этапа:

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех обучающихся через использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР.

Второй этап – диагностический - использование форм и методов развития познавательной активности.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения - вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в научно-исследовательской работе.

Несколько лет назад, стараясь заинтересовать своих учеников изучением русского языка, создать для них реальную ситуацию успеха, поднять их самооценку, предлагала им принять участие в различных лингвистических конкурсах, попробовать провести языковые исследования. Чаще всего приходилось работать с учениками индивидуально после уроков.

Работа по вовлечению учащихся к участию в программах повышенного уровня ведется постоянно, начиная с 5 класса. Результаты работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время приносят свои определенные плоды:

а) ученица 9 класса, награждена Дипломом III степени Отдела образования администрации Белебеевского района за научно- исследовательскую работу по теме «Влияние жаргонизмов русского языка на молодое поколение с. Метевбаш», 2009 год;

б) ученица 9 класса, награждена Дипломом за участие в муниципальном конкурсе сочинений « Моё село», 2009 год;

в) ученица 10 класса, награждена Дипломом III степени Отдела образования администрации Белебеевского района за научно- исследовательскую работу по теме «Значение и происхождение имен учащихся и работников МБОУ СОШ с. Метевбаш», 2010 год;

г) ученица 6 класса, Грамота за победу в городском конкурсе творческих работ «Нам есть, что любить!» в номинации «Живое слово», 2012 год;

д) ученица 11 класса, Грамота за победу в городском конкурсе творческих работ «Нам есть, что любить!» в номинации «Живое слово», 2012 год;

е) ученица 6 класса, награждена Почётной грамотой за участие в детском республиканском литературном конкурсе «Моя классная жизнь», 2012 год;

ж) ученица 6 класса, заняла 5 место в общероссийской предметной олимпиаде « Олимпус», награждена Дипломом и книгой, 2012год.

Думаю: важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках стараюсь привлекать материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой показалась вам русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и, таким образом, развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость от своей удачи. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Стараюсь на своих уроках не давать знания в готовом виде. Широко использую составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться.

Важным условием в процессе развития творческого мышления и формирования способности к самовыражению выступает качество и количество заданий творческого характера. При конструировании таких заданий следует помнить, что эффективность обучения обеспечивается:

- широким использованием коллективных форм познавательной деятельности (создание групп по интересам, временных гомогенных групп по предметам);

- различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод проекта и т. д.);

- реализацией индивидуального обучения одарённого учащегося.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

Мне кажется, если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.


Использованная литература:

  1. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

  2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

  3. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconА. С. Обручников положение о Ежегодном Всероссийском конкурсе достижений...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. icon«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические...
«Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconИсследовательская деятельность школьников
Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconРостовской области
В целях выявления и поддержки талантливой молодежи, стимулирования интереса обучающихся к углубленному изучению проблем развития...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одаренные дети наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconУ к а з
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconРостовской области от 15. 05. 2013 №57 положение
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПрактические рекомендации по написанию научных статей
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПоложение о районной конференции школьников
Конференция обучающихся проводится маоу «Учебно-методический центр» в рамках программы «Одаренные дети» с целью создания условий...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconС. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности...
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconФеникс 2009 Потребностно-информационная теория личности в театральной системе П. М. Ершова
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. iconПринципы системного моделирования функциональных систем активации...
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск