Приложение VI
Дополнительные образовательные программы
Развитие системы поддержки одаренных и способных детей
(программа «Одаренные дети»).
Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа», поэтому создана долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети». Наша школа не осталась в стороне от данного направления и поэтому была разработана и начала претворяться в жизнь программа школы «Одаренные дети».
Целями программы стало:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки.
- отбор среди различных систем и методов обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
- расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях творческих выставках, различных конкурсах.
В рамках выше поставленных задач мы и старались реализовывать программу. Программа реализуется вот уже второй год. За 2011-2012 учебный год удалось достигнуть следующих результатов:
Продолжена реализация программы «Одаренные дети».
Утвержден перечень массовых мероприятий школы, в которых они должны были принять участие. Информация о них, а также об итогах проведения регулярно выставляется на сайте школы.
Раздел «Работа с одаренными» детьми включен в план каждого классного руководителя.
Продолжило работу школьное научное общество учащихся (рук. Рагимова Л.Д.).
5 учащихся школы обучались в краевой дистанционной школе «Юный исследователь», 1 в ЕШКО, 1 из них стала участницей краевого молодежного форума «Молодежь и наука»(Гущина Анастасия, 8 класс, ), более 10 человек целый год учились в новосибирской дистанционной школе «Школа+» по разным направлениям (история, физика, русский язык, математика). На будущий год планируем продолжать работу в данном направлении.
На базе школы работает широкий спектр объединений ДО различной направленности, что позволяет удовлетворить интересы и развивать различные склонности учащихся. Активно готовимся к внедрению новых ФГОС. Дети участвуют в концертах, спортивных мероприятиях. Так, например, в творческом отчете школа заняла 2 место.
Учащиеся школы постоянно привлекаются к участию в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разных уровней. Это участие обязательно учитывается и дети получают различные вознаграждения как по итогам конкурсов, так в и конце года (конкурсы «Класс года», «Ученик года»)
Список участников муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников (призеры выделены).
Предмет
| Ф.И. ученика
| Класс
| Ф.И.О. учителя
| Русский язык
| 1.Селиванова Екатерина
| 11
| Колчанова Н.А.
|
| 2.Павлова Кристина
| 11
| Колчанова Н.А.
| Биология
| 1.Андрюхович Алена
| 7
| Обухова Н.В.
| 2.Дутко Анастасия
| 7
| Обухова Н.В.
| 3.Качаева Анастасия
| 9
| Обухова Н.В.
| 4.Ядоменко Антон
| 9
| Обухова Н.В.
| История
| 1.Шкуратова Юлия
| 7
| Джебко Г.П.
| 2.Гущина Анастасия
| 8
| Джебко Г.П.
| 3.Гущина Елена
| 8
| Джебко Г.П.
| 4.Ветошкина Диана
| 8
| Джебко Г.П.
| 5.Синицын Николай
| 9
| Джебко Г.П.
| 6.Джебко Виталий
| 11
| Джебко Г.П.
| 7.Качаева Алена
| 11
| Джебко Г.П.
| Физика
| 1.Михайлова Анастасия
| 7
| Рябинина П.Н.
| 2.Логинова Ксения
| 7
| Рябинина П.Н.
| 3.Михайлов Виталий
| 7
| Рябинина П.Н.
| Химия
| 1.Качаева Анастасия
| 9
| Медведева Е.В.
| Обществознание
| 1.Гущина Анастасия
| 8
| Джебко Г.П.
| 2.Гущина Елена
| 8
| Джебко Г.П.
| 3.Жаронкина Дарья
| 8
| Джебко Г.П.
| ОБЖ
| 1.Капошко Владимир
| 10
| Лафетов В.И.
|
| 2.Качаева Алёна
| 11
| Лафетов В.И.
|
| 3.Селиванова Екатерина
| 11
| Лафетов В.И.
|
| 4.Настенко Наталья
| 11
| Лафетов В.И.
| География
| 1.Дутко Анастасия
| 7
| Обухова Н.В.
| Экология
| 1.Качаева Анастасия
| 9
| Обухова Н.В.
| Физическая культура
| 1.Качаева Алена
| 11
| Гончаров В.Н.
| МХК
| 1.Капошко Владимир
| 10
| Сафонова Л.В.
| Двое учащихся стали участниками краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников - Джебко Виталий, 11 класс (история), Качаева Анастасия, 9 класс (химия).
Общее кол-во детей, % соотношение
| Участие в школьных олимпиадах
| Участие в олимпиадах муниципального уровня и выше
| 180 (100%)
| 81 %
| 16 %
|
Достижения детей презентуются общественности -Творческий отчет школы, выставки.
Некоторые классы школы собирают портфолио учащихся (8, 4 класс).
Ряд учащихся приняли участие в интенсивных школах районного уровня (Павлова К., 11 кл, Селиванова Е., 11 кл., Капошко В., 10 кл, Качаева А., 11 кл., Джебко В., 11 кл.) и краевого (Ветошкина Д., 8 кл.). В следующем учебном году данная работа будет продолжена.
Педагоги стараются повышать свой уровень знаний. Методическая тема ШМО классных руководителей была посвящена работе с одаренными детьми. Педагоги делились опытом по сопровождению одаренных детей (Рагимова Л.Д. «Индивидуальная программа сопровождения ученицы 8 класса Гущиной Анастасии», Джебко Г.П. «Работа с одаренными детьми в 7 классе», Обухова Н.В., Колчанова Н.А., «Организация работы по подготовке учащихся к олимпиадам».
Проведен педсовет по теме: «Интеллектуальная одаренность детей: реалии, проблемы, перспективы», в ходе которого была оценена существующая ситуация и намечены планы на будущее.
Создана краевая база данных по одаренным детям, и мы принимаем активное участие в ее заполнении. Учащиеся и педагоги имеют соответствующий рейтинг согласно своим достижениям.
Школа старается обеспечить условия для развития одаренности учащихся – школа подключена к ресурсам библиотеки СФУ, учащиеся имеют доступ в Интернет, имеют возможность обучаться дистанционно, имеют возможность получить консультации педагогов, обучаться в районных и краевых интенсивных школах, на базе школы создан спортивный клуб, многие педагоги руководят творческими и исследовательскими работами учащихся.
Несмотря на все достигнутое, есть и минусы в работе.
Проблемы в работе с одаренными детьми:
1. Не все мероприятия были проведены.
2. Нет по данной тематике повышения квалификации у педагогов.
3. Проблемы при диагностике одаренных детей.
4. Малое количество программ индивидуального сопровождения.
5. Падение качества знаний.
6. Слабые результаты олимпиад, не все педагоги занимаются подготовкой к олимпиадам.
7. Недостаточна материальная база для работы с талантливыми детьми: лучше - с гуманитарными предметами, очень плохо – научно-техническое и художественно-эстетическое направление.
8. Слабая материальная база дополнительного образования.
В связи с этими проблемами школа поставила для себя ряд проблем, которые следует решить в следующем году:
Повышать методический уровень педагогов в вопросе работы с одаренными детьми.
Продолжить привлечение детей к различным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам. Целенаправленно готовить детей к олимпиадам.
Продолжить практику работу с детьми по индивидуальным программам сопровождения.
Повышение качества знаний учащихся.
Улучшать материальную базу ОУ за счет участия в грантах, конкурсах.
Реализовать программу «Одаренные дети» в большой степени помогает система дополнительного образования.
Сведения об объединениях дополнительного образования.
№
| Название объединения
| Руководитель
| Количество учащихся
| 1.
| «Умелые руки» (Художественная обработка древесины)
| Гафнер Э.Я.
| 40
| 2.
| «Родники народные»
| Крюкова Т.Н.
| 15
| 3.
| «Эмоциональное развитие ребенка»
| Зуева Н .Г.
| 12
| 4.
| «Театральная культура» – д.Сереуль
| Кучинская Н.И.
| 10
| 5.
| «Вокально-хоровое искусство» -д.Сереуль
| Протасова Э.А.
| 10
| 6.
| «Основы журналистики»
| Сафонова Л. В
| 12
| 7.
| «Турист»
| Лафетов В .И.
| 15
| 8.
| «Беркут»
| Лафетов В.И.
| 15
| 9.
| «Хореография»
| Мальцев Т. А.
| 34
| 10.
| «Юный исследователь»
| Рагимова Л.Д.
| 16
| 11.
| «Искатели»
| Джебко Г.П.
| 15
| 12.
| «Юный музыкант»
| Липнягов А.П.
| 24
| Таким образом, в течение года работали 12 объединений, в которых были заняты более 80 % учащихся. В основном, направления работы у объединений разные: художественно-эстетическое, литературное, туристско-краеведческое, военно–спортивное, научно-исследовательское направления.
Программа «Нравственность».
Цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи:1. Создать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
2. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений.
3. Создавать условия для нравственного самовоспитания.
Формы работы:
- тематические классные часы
- киносеансы, экскурсии
- дискуссии по нравственной тематике
- поисковая работа, создание музея
- шефская работа
- школьное самоуправление
- участие в мероприятиях , конкурсах.
- походы, праздники
- занятия в дополнительном образовании и т. д.
Таблица участия классов школы во внеурочной деятельности.
Месяцы
| Школьные конкурсы
| Районные(краевые, общероссийские) конкурсы, мероприятия.
| Праздники
| Коллективные творческие дела
| Сентябрь
| Кросс «Золотая осень»
Соревнования по теннису, шашкам, шахматам.
| Соревнования по теннису, шашкам, шахматам.
| День знаний
Посвящение в старшеклассники
| Уставной урок
Выборы президента школьного самоуправления
Акция «Внимание, дети!»
Уборка урожая на пришкольном участке
Акция «Помоги пойти учиться»
Акция «Школьная перепись»
| Октябрь
| «Я – гражданин России»
«Состязания в прериях» - спортивные соревнования
| Военно -спортивная игра «Победа»
Сбор Ассоциации старшеклассников
| День Учителя
День пожилого человека
| «Осенняя неделя добра»
| Ноябрь
| Неделя волейболиста
| «Умники и умницы»
Предметные олимпиады
«Я – гражданин России»
ЭМУ
Районная предметная олимпиада
Конкурс профилактических проектов
| День Матери
|
| Декабрь
| Открытие лыжного сезона
| Открытие лыжного сезона
Соревнования по конькам
«Мое Красноярье»
Фестиваль «Родники народные»
«Знатоки дорожных правил»
Соревнования по волейболу
| Новогодние праздники
| Мастерская Деда Мороза
Классные часы «Права человека»
Акция «Знай свои права – управляй своим будущим»
Классные часы по образованию края
Неделя правовых знаний
Акция «Знай свои права – управляй своим будущим»
| Январь
| Соревнования по армреслингу
| Конкурс медиапроектов «Мой край – мое дело»
|
| «Рождественские посиделки»
| Февраль
| А ну-ка, парни !(3 звена)
| Конкурс «Лучший по профессии»(8 вид)
Научно-практическая конференция «Первый шаг в науку»
Зимнее многоборье
| День Защитника Отечества
| Месячник военно- патриотического воспитания
| Март
|
| Соревнования по баскетболу
Смотр художественной
самодеятельности «Радуга детских талантов»
Закрытие лыжного сезона
| Творческий отчет школы
Женский день
|
| Апрель
| Неделя баскетболиста
| Конкурс рисунков по пожарной безопасности
«Президентские состязания»
Ассоциация старшеклассников
| День космонавтики.
|
| Май
| Кросс «Сахаптинское кольцо»
| «Безопасное колесо»
Легкоатлетическое 4-х борье «Дружба»
Военно-полевые сборы
Парад сибирской игрушки
«Победа»
Соревнования по футболу»
| День
Победы
Последний звонок
| Акция «Обелиск»
| Июнь
|
| Конкурс детского рисунка
| День Защиты детей
| Акция «Большая перемена»
| |