Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Янтиковская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Развитие детской одаренности» Формирование личности одаренного ребенка через развитие критического мышления в начальной школе Авторы: Ильина Лидия Васильевна, Шакрова Валентина Геннадьевна, учителя начальных классов МБОУ «Янтиковская СОШ» Янтиково – 2012г.Содержание Теоретическое обоснование ------------------ 3-4
Практическая часть (фрагменты уроков) ------------ 5-10
Результативность ---------------------------------- 11
Литература ------------------------------------------------ 12
Приложение ---------------------------------------------- 13-26
Формирование личности одаренного ребенка через развитие критического мышления в начальной школеТеоретическое обоснованиеОдаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школыРазличают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует' учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека). Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Говоря о специфической детской одарённости, классифицируем такие виды: -социальную. Мы руководствуемся следующими принципами развития РКМ: -принцип развивающего и воспитывающего обучения; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип учета возрастных возможностей. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными. К числу современных образовательных технологий можно отнести технологию «Развитие критического мышления» (РКМ) Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).В технологии РКМ учитель направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. В режиме использования технологии РКМ у ученика повышается эффективность восприятия информации, интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, ответственность за качество собственного образования; формируется умение критически мыслить, строить умозаключения и логические цепи доказательств; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать с другими людьми.Базовая модель технологии состоит из трёх этапов: стадии проблемы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:- актуализация уже имеющихся сведений по теме;- ознакомление с новой информацией;- осмысление пользы и применения полученных знаний.Первая стадия - проблема. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.На стадии проблемы используются следующие методические приёмы: «Кластер», «Корзина идей», «Покопаемся в памяти», «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», « Таблицы - напоминалки»Вторая стадия — осмысление. Эта стадия позволяет ученику- получить новую информацию;- осмыслить её;- соотнести с уже имеющимися знаниями.Приёмы, используемые на стадии осмысления: «Инсерт», чтение с остановками, «Рыбий скелет» («Фишбоун»), таблица «Знаю - хочу узнать - узнал», таблица-синтез, сводная таблица, «концептуальная» таблица, таблица «Что? Где? Когда? Почему?», таблица «толстых» и «тонких» вопросов, «Ромашка вопросов»Третья стадия — рефлексия. На данной стадии основным является- целостное осмысление, обобщение полученной информации;- присвоение нового знания, новой информации ученико м-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Приёмы, используемые на стадии рефлексии: эссе, диаманта, синквейн, хокку (хайку), «Бортовой журнал», «Двухчастный дневник», «Трёхчастный дневник», «Шесть шляп мышления». Любой приём, используемый в технологии РКМ, должен выполняться правильно и иметь логическое завершение. На стадии проблемы тему формулировать должны дети. На протяжении всего урока учитель - координатор. На стадии рефлексии необходимо делать переход к изучению следующей темы. Фрагменты уроков с использованием технологии РКМ в начальной школе при обучении по программе «Школа 2100»Обучение грамоте, 1-й классТема «Звук [ж], буква Ж». Цели урока: создать условия для ознакомления со звуком [ж] и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука; содействовать развитию фонематического слуха, речи, познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, внимания, воспитывать интерес к предмету. Организационный момент.Подготовленный ученик под музыку читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». Стадия проблемы. Приём «Знаем — хотим узнать — узнали».Учитель (У.): Назовите героиню стихотворения. Дети (Д.): Снежинка. У.: К нам на урок прилетели на сне- жинках наши друзья, буквы-человечки (С, X, Ш). Назовите имена всех букв-человечков. Обсудите в парах, что вы знаете об этих буквах. После обсуждения учитель заполняет первую графу таблицы. Д.: Знаем: буквы, обозначают звуки согласные, глухие; буквы С, X могут обозначать два звука, а буква Ш - только один звук. У.: Что заметили необычного? Д.: Один человечек без имени. У.: Мы должны помочь ему. Согласны? А помогут нам снежинки, на которых прилетели буквы-человечки. Произнесите медленно слово снежинка. Назовите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Обсудите в парах, что мы хотим узнать. Дети высказывают свои мнения, учитель заполняет вторую графу таблицы. Д.: Хотим узнать: о звуке [ж] и букве, которой он обозначается. Стадия осмысления. Приём «Бортовой журнал».У.: Как вы знаете, в ходе исследований учёные ведут журналы наблюдений. Давайте подумаем, что нужно знать о звуке, и заполним левую колонку нашего журнала наблюдений. Учащиеся работают в парах. После обсуждения учитель фиксирует высказывания детей, заполняет первую графу таблицы. Известная информация: согласный или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. У.: Придумайте любые слова с новым звуком. Он произносится в словах одинаково или по-разному? Какой вывод можно сделать? (Учитель заполняет вторую графу таблицы.) Новая информация: звук [ж] всегда твёрдый. У.: Ребята, оденьте человечка на снежинке. Дети «надевают» на него башмачки и головной убор. У.: Что добавим в таблицу о звуке? (Учитель заполняет первую графу таблицы.) Новая информация: звук звонкий. У.: Работа в парах. Составьте звуковую модель к слову снежинка. Знакомые звуки обозначьте буквами. Какой звук мы не обозначили? Кто знает, какой буквой можно обозначить этот звук? (Заполняется вторая графа таблицы.) Новая информация: буква Ж. Знакомство с буквой Ж, ж.Работа с учебником. У.: Найдите букву-человечка в «Азбуке» на с. 128. С какими гласными он дружит? Д.: А, у, о, и, е.У.: Как будем читать слоги с буквами Е, И? Почему? (Ответы детей.) У.: Прочитайте слоги друг другу, затем хором. На какой слог вы бы обратили внимание и почему? Поработайте в группах. Сформулируйте правила правописания сочетания ЖИ. Заполняем бортовой журнал. Новая информация: ЖИ пиши с буквой И. У.: Вспомните и назовите сочетание, похожее на это. Д.: ШИ. У.: Найдите в «Азбуке» слоги, записанные в обратном порядке. Прочитайте их друг другу, затем хором. Что вы заметили? Какое ещё открытие можно сделать, что запишем в таблицу? Новая информация: [ж] - [ш] - парные согласные. Стадия рефлексии. Приём «Знаем — хотим узнать — узнали». У.: Ребята, обсудите в парах, что нового вы узнали на уроке. Дети высказывают свои мнения, учитель заполняет третью графу таблицы. Д.: Узнали: новую букву Ж и звук, которым она обозначается. Звук [ж] всегда твёрдый. Сочетание Ж И пишется с буквой И, [ж] - [ш] - парные согласные. Русский язык, 4-й классТема «Творительный падеж имён существительных ».Цели урока: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах имён существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом в технологии РКМ; развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; формировать умения работы с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Минутка чистописания. На доске написаны слова: те...итория, подста...ка, ул...ца, праз...ник, гру...а.Ученики вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание. У.: Что могут обозначать пропущенные в словах буквы? Д.: Названия падежей. Стадия проблемы. У.: Используя пропущенные буквы, составьте кластер. Ученики самостоятельно, работая в парах, составляют кластер (табл. 1). У.: Какой падеж отсутствует в вашем кластере? Почему? Д.: Отсутствует творительный падеж, потому что в словах, написанных на доске, нет пропущенной буквы Т .
П Падежи Таблица:1 Таблица 2 «V» - уже знал
| «+» - новое
| «?» - не понял
| Существительное в Т.п отвечает на вопросы кем? чем?. Чтобы определить падеж существительного, будем использовать слово- помощник: творить
| Т.п. употребляется с предлогами с, на, над, между, перед, под. Существительное, стоящее в Т.п., в предложении является второстепенным членом предложения. В Т.п. ставится имя того лица или предмета, вместе с которым лицо, обозначаемое подлежащим, выполняет какое-либо действие. Отсюда естествен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие
|
| Та Таблица 3
Может, творительного падежа нет, потому что сегодня на уроке мы будем изучать творительный падеж существительных.
Стадия осмысления.
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу «Инсерт».
У.: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, « + » — новое, «?» — не понял.
Индивидуальная работа учащихся.
Творительный падеж существительных
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?. Чтобы определить падеж существительного, будем использовать слово-помощник творить. Творительный падеж употребляется с предлогами с, над, между, перед, под. В творительном падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым лицо, обозначаемое подлежащим, выполняет какое-либо действие. Отсюда естествен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие. Существительное, стоящее в творительном падеже, в предложении является второстепенным членом предложения.
У.: После работы с текстом заполните таблицу «Инсерт» (см. табл. 2), количество графов которой соответствует числу значков маркировки: «V», « + », «?»... А теперь проверим ваши таблицы.
Ученики зачитывают столбцы.
Стадия рефлексии.
У.: Давайте вернёмся к кластеру, который вы заполняли в начале урока. Дополните его.
Ученики заполняют кластер (табл.3).
Таким образом, применение технологии РКМ позволяет формировать у младших школьников умение критически мыслить, строить умозаключения и логические цепи доказательств; развивать творческие и аналитические способности; формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.
Формируя критическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала необходимо учить работать с текстом нужно уже в начальной школы. При этом следует ставить и решать такие задачи: обязательная мотивация учебной деятельности для повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида; развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией; формирование коммуникативных умений.
Ребенок, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить ее с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.
Тексты могут быть как художественные (на уроках русского языка и литературы), так и деловые, а также научные статьи (на уроках истории и природоведения).
При работе с текстом мы используем следующие приемы:
- чтение-суммирование в парах;
- чтение с остановками;
- парная «мозговая атака»;
- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- работа с вопросником;
- написание творческих работ;
- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
- уголки;
- кластер.
Прием «Чтение-суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4-х классах. Детям в классе предлагаются несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении темы «Принятие христианства» дается несколько текстов, рассказывающих о данном событии. Каждая пара изучает свой текст, на большом листе фиксирует его содержание, затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные дети могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех вариантов текста делается коллективный вывод.
Другой прием - «Работу с вопросником» - применяем при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка правильности и точности найденных ответов, отсеивания лишнего.
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаемся как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении темы «Водоемы нашего края» дети самостоятельно составляют таблицу, где пишут, что знали о растениях и животных водоемов, что узнали нового и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом часто выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» в таблице дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Кластер» тоже можно использовать при решении разных задач урока: для определения границы знаний, для подведения итогов урока, в процессе формулирования вывода о предмете сообщения. Например, при изучении темы «Лес - природное сообщество» этот прием применяется на уроках дважды. Сначала дети в группах создают кластер, опираясь на собственный опыт. Затем идет введение нового материала, работа с учебником, а дальше детям предлагается дополнить кластер самостоятельно с помощью учебного текста.
Прием «Уголки» - можно использовать на уроках истории. Например, при изучении темы «Необычный царь» класс делится на две группы. Одна говорит о пользе правления Петра I, другая - об отрицательных сторонах правления. Предварительно на дом детям предлагаются, помимо учебной информации, дополнительные тексты для чтения. Данный прием используется в конце изучения темы (2-3-й урок). В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученного материала. Например, детям предлагается написать о Батыевом нашествии.
К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или не-скольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в несколько групп и проводится соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. О том, как мы включаем в работу один из приемов - таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать», расскажем подробнее на примере урока русского языка в 3-м классе. Урок разработан по программе развивающего обучения (система «Школа-2100» с использованием учебника русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). На уроке применяются приемы критического мышления, которые в сочетании с технологиями развивающего обучения помогают повышать интерес учащихся к учебному материалу. В результате у ребенка формируется умение работать в паре, группе и самостоятельно по заданному алгоритму, он учится оценивать и анализировать свою деятельность, овладевает навыками контроля. Все это позволяет сформировать у детей навыки учебного сотрудничества.
Тема урока «Буква Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы и действия».
Задачи:- подвести детей к выводу, что мягкий знак после шипящих пишется в словах женского рода единственного числа, называющих предметы;
-продолжить работу над словами с непроверяемой орфограммой; -развивать речь;-продолжить работу по формированию учебной деятельности;
-продолжить работу по развитию критического мышления.
Ход урока.
1.Словарная работа.
Запись под диктовку слов: вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира. (Диктую по 3 слова.) Взаимопроверка в парах по словарю
.
2.Прочтите на доске словосочтания: печь блины, взрослая дочь, тугой мяч.-Какая орфограмма есть во всех этих словосочетаниях? (Выслушиваются ответы детей, делается вывод.)
3.Сделайте ( на черновике) таблицу:
Заполните 1-й столбец самостотельно, задавая себе вопросы.
-Что я знаю об орфограмме «мягкий знак после шипящих»?
-Что я встречал непонятного про эту орфограмму и хотел бы узнать?
(Выслушиваются варианты ответов детей.)
Заполнение 2-го столбца таблицы в группах. Обсуждение написанного. Фиксация на доске всех вариантов ответов.
Знаю: Ь пишется на конце слов, называющих действия, после шипящих.
Хочу узнать: как пишется Ь на конце слов, называющих предметы.
4.Давайте вернемся еще раз к словосочетаниям на доске.
-Как вы думаете, что может служить причиной разного написания? (Выслушиваются все предположения и выносятся на доску.)
-Давайте проверим, действительно ли род, число и падеж могут влиять на написание слов.
5.Запишите словосочетания в тетрадь и проверьте самостоятельно работу окончаний.
-Что заметили? (Фиксация вариантов ответов на доске.)
-Давайте проверим, всегда ли это так, действительно ли род может влиять на написание Ь.
6.Проверка вывода. С доски выписать слова в 3 столбика: ж.р. ед.ч.; м.р. ед.ч.; ж.р. мн.ч.
-Можем ли мы сказать, что только род влияет на написание Ь?
-Когда же в словах, называющих предметы, после шипящих пишется Ь?
7.Рефлексия.
Задания в группах.
-Попробуйте показать на модели наш вывод.
Результаты работы каждой группы выносятся на доску. Обсуждение.
8.Упражнение: определение наличия в словах Ь.
Слова диктует учитель.
-Самостоятельно определите наличие Ь и запишите слова в два столбика: ночь, смотришь, врач, калач, кирпич, мышь, вещь, сторож, мяч, лечь, речь, грач, ёж, печь.
Проверка устно.
9.Рефлексия.
-Если вы не поняли, как определять, пишется ли Ь после шипящих, на полях тетради поставьте «-». Если поняли, но еще немного сомневаетесь, то « + ». Если поняли очень хорошо, обведите «+» в кружок.
-Поднимите руки, у кого «-» , « + ».
10.Запись орфограммы в орфографическую тетрадь.
Результативность.
Применяя в своей работе технологию «Развитие критического мышления», развиваем личность одаренного ребенка. В результате у ребенка формируется умение работать в паре, группе и самостоятельно по заданному алгоритму, он учится оценивать и анализировать свою деятельность, овладевает навыками контроля. Все это позволяет сформировать у детей навыки учебного сотрудничества.
При совместной работе учителей, учащихся и их родителей достигнуты следующие результаты:
1. Всероссийский конкурс декоративно- прикладного искусства» Безопасная дорога» - Григорьева Кристина;(диплом)
2. Интеллектуальная игра младших школьников - призер
муниципального уровня (Григорьева Кристина);
3. Республиканский дистанционный конкурс творческих работ
учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений ЧР
«Почемучка -2011» (05.12.11)
Григорьева Кристина – победитель;
Лашманова Варвара – победитель; 4. Районный конкурс творческих работ «Сердце матери» в 3 номинациях
Номинация «Подарок маме своими руками» - Лебедева Вика – 2 место;
Номинация «Лучший рисунок» Григорьева Анастасия – 3 место;
Владимирова Анастасия -2 место;
Номинация «Лучшая сказка. Сочинение. Рассказ."- Лашманова Варя -3 место; Григорьева Кристина – 1 место;
3. Районный конкурс рисунков «Сегодня я рисую, завтра голосую» - Чернов А. -2 место,
4. Районные лыжные гонки на дистанцию 1000 м среди девочек 1-4 классов – 2 место;
5. Районный конкурс «Молодежь. Здоровье. Жизнь». Иванов Даниил – 3 место
6. Результаты участников научно – практической конференции:
Григорьева Анастасия – 1 место;
Григорьева Кристина – 2 место;
Егорова Аня и Владимирова Анастасия – 3 место;
Лебедева Виктория -2 место;
7. Активно участвовали в конкурсах и интеллектуальных состязаниях:
Большая Республиканская олимпиада «Радиус», секция «Незнайка
Эрудит»
8. Всероссийская игра – конкурс «Инфознайка-2012»;-
Лебедева Вика – победитель;
9. «Чувашская ласточка» 10. Конкурс «IQ -200»
Турнир оригами «Хотару» - Захарова Людмила – победитель;
Владимирова Анастасия – победитель;
Максимов Евгений – лауреат;
11. Международный конкурс «Кенгуру» 12. Результаты участников научно – практической конференции:
Григорьева Анастасия – 1 место;
Григорьева Кристина – 2 место;
Егорова Аня и Владимирова Анастасия – 3 место;
Лебедева Виктория -2 место;
13. Российский образовательный центр «Дарование»
Конкурс рисунков гжельской росписи
Порфирьева Екатерина – диплом за 1 место – абсолютный победитель в российском
конкурсе рисунков
14. Результат участника научно – практической конференции:
(муниципального уровня) Борисова Александра -3 место
Наш опыт может быть использован учителями начальных классов
Литература
1. Бутенко, А.В. Критическое мышление : метод, теория, практика : учеб.-метод, пос. / А.В. Бутенко, Е. А. Ходос. - М. : Мирос, 2002.
2. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб. : Альянс «Дельта», 2003.
3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке : пос. для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2004.
4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо : стадии и методические приёмы / С.И. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - № 4.
5. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - № 2.
Приложение 1
Учебный предмет
| Математика
| Учебник
| «Моя математика» 1 класс
| Авторы
| Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких
| Раздел программы
| Уравнение
| Тема
| Уравнение. Алгоритм решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.
| Этапы фрагмента урока
| Анализ
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Постановка учебной проблемы. Открытие нового.
Осмысление
|
Проблема Обсуждение проблемы.
Вывод учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог
Ученики удивлены.
Побуждение к осознанию противоречия
| 1 – Составь равенство с «окошком».
- Какое число вставили в «окошко»?
- Почему?
-Рассмотрите равенство: а+2=7 -Сможете ли вы его решить?
-Что интересного заметили?
-Что вас удивило?
|
□ + 5 = 8
-Вставим 3
т.к. 8 – это 5 и 3 Дети затрудняются -Равенства одинаковые
- Вместо «окошка»,буква а
|
|
Прием:
Столкновение мнений
Работа по учебнику
№
2, с 20.
Подводящий диалог
приводит к осознанию темы урока (работа с детьми с пониженной обучаемостью)
| -Как мы решили?
-Вы смогли выполнить задание? -Что объединяет эти выражения?
Вывод: Выражение, равенство, в которых есть неизвестный компонент, называется уравнением . Неизвестный компонент можно обозначить по-разному (,а, б, с…) -Чаще всего используют латинские буквы. Например, х: х+5=8
х=3
(на доске)
Число3-это корень уравнения. Мы его нашли с помощью подбора.
-Но всегда ли можно пользоваться данным способом?
-Сколько же в нашем классе мнений! -Объясните, что нужно сделать в этом задании?
-Как называются такие равенства?
-Верно ли решено уравнение а) Докажите.
-Что мы вычисляли? -Что получили? -Легко ли было найти неизвестное число?
-Давайте попробуем раскрыть секрет, который поможет нам быстро и безошибочно решать подобные уравнения.
-Какое действие нужно выполнить, чтобы найти х ?
-Почему именно вычитание?
-Какой вывод можно сделать?
Сравните его с выводом учебника.
| -Вставим 5,т .к 7-это 5и2 - Данное выражение решается как и первое
-В них есть неизвестные (буквы и «окошко») компоненты
-Да.
-Не всегда, когда большие числа
-Подобрать фигуры в мешок- слагаемое так, чтобы получилось верное равенство
-Уравнения.
-Неизвестное слагаемое.
-Получили корень уравнения.
-Легко
-Не совсем легко
-Вычитание
-Так как х- это часть целого
-Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого отнять известную часть.
| Рефлексия
| В процессе беседы с детьми повторяется последовательность решения уравнения Совместное составление алгоритма решения уравнения
|
См. схему
|
| |