Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса»





НазваниеОбразовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса»
страница1/7
Дата публикации28.06.2015
Размер0.82 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей

Первомайского района Томской области
Рассмотрено на заседании Методсовета «__»___________2011г.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ЦДОД ________________________ Н.А. Кротова «__»___________2011г.


Дополнительная

образовательная программа

по курсу тестопластики

«Когда творим мы чудеса»

Возраст обучающихся – 6-16 лет

Срок реализации – 3 года

Автор: Киселёва Анастасия Александровна педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

636930

Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Коммунистическая, 7.

т. 838(245)2-14-76, 2-16-31
Первомайское 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………..3

Учебно-тематический план 1-ого года обучения……………….. …………….......10

Содержание программы 1-ого года обучения………………………………………11

Учебно-тематический план 2-ого года обучения……………….. …………………13

Содержание программы 2-ого года обучения…………………………………........13

Учебно-тематический план 3-ого года обучения……………….. ............................15

Содержание программы 3-ого года обучения……………………............................16

Условия реализации программы…………………………………………………….18

Комплексное методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………………………19

Библиографический список………………………………………………………… 20

Приложения…………………………………………………………………………..21

Приложение 1. «Мои достижения» ……………………………………………..…..21

Приложение 2. План культурно-массовых мероприятий в студии ДПТ «Синтез»……………………………………………………………………………….22. Приложение 3. Компонент образовательной программы по курсу «тестопластика» «Когда творим мы чудеса» программа индивидуальной образовательной траектории одарённого ребёнка Янушевой Тамары…….. ………………………………………23 Приложение 4. Модель выпускника студии ДПТ «Синтез»…………………. ……28 Приложение 5. Диагностические материалы ………………………………………..29 Приложение 6. Система мониторинга и диагностики результативности программы дополнительного образования по курсу «тестопластика» «Когда творим мы чудеса» ………………………………………………………………………………………….47

«Когда творим мы чудеса,

Порою не осознавая,

Мы вносим в детские сердца

Крупинку радости и смеха, и тепла.

Мы учим видеть и ценить

То,что другие часто и не замечают.

Природу, мир вокруг себя любить,

Традиций предков наших не забыть.

Мы вносим в мир прекрасные слова

Тогда, когда творим мы чудеса…»
Киселёва А.А.
Пояснительная записка
Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания.

Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.

В связи с отсутствием типовых образовательных программ по курсу тестопластика, возникла необходимость в создании авторской образовательной программы с учётом образовательных компетенций.

Данная программа является авторской, её содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Программа «Когда творим мы чудеса» реализуется в студии декоративно-прикладного творчества «Синтез».

Студия «Синтез» подразумевает обучение детей различным видам декоративно-прикладного творчества, вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё решение в условии студии, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими.

Одним из направлений в студии является лепка из солёного теста.

Программа рассчитана на три года обучения.

Руководящими принципами построения программы являются: реалистичность, реализуемость, управляемость.

По направлению деятельности программа является художественно-эстетической и профессионально-прикладной, по форме образовательного процесса – сквозной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели познавательной и профессионально-прикладной.

Содержание отражает опыт и интересы педагога-автора программы с учетом способностей детей. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Актуальность программы:

  • Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;

  • Социализация выпускников в обществе;

  • Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;

▪ Существенное снижение знаний по народному промыслу и традициям

России;

  • Доступность для детей разного уровня развития и возможностей;

  • Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.


Новизна и оригинальность:

1. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, литературой, географией, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам, то есть способствует профилизации выпускников.

2. Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала участием в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

3. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т.д.

4. В структуру программы включен самостоятельный компонент «Индивидуальная траектория одаренного ребенка» для развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной, творческой самореализации с учетом их одаренности и образовательных потребностей.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в возможности детей, продолжать обучение по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», которая рассчитана на развитие творческих способностей наиболее успешных, одарённых детей, освоивших программу «Когда творим мы чудеса» (Приложение №3).

Организация образовательного nроцесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используют­ся различные методы обучения. Как правило, сочетаются словес­ные, наглядные и практические методы работы.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведе­ния - это объяснение нового материала, информация познаватель­ного характера по выполняемой теме. Практическое задание объяс­няется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.

Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологи­ческий процесс изготовления работы, её особенности. В практи­ческой части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведе­ний, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.

Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональ­ных возможностей детей и разные виды помощи. Это:

- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодо­ления трудностей);

- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);

- направляющая помощь (организация умственной деятель­ности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребе­нок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.

Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ из соленого теста, направляет деятельность учащих­ся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоя­тельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.

Постоянно развивая интерес учащихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.

Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащи­мися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста в студии декоративно-прикладного творчества «Синтез»

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:

        1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

        2. Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста.

  2. Воспитательные задачи:

        1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

        2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

  3. Развивающие задачи:

        1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

        2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.



Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;

  • Формированию интереса к художественной деятельности;

  • Формированию эстетического вкуса;

  • Развитию пространственного воображения и мышления;

  • Развитию мелкой моторики рук;

  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

  • Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.


Педагогические принципы программы

Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• межпредметных связей. Занятия по тестопластике должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции;

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Механизм реализации

дополнительной образовательной программы

Учебная деятельность

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях студии ДПТ «Синтез». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с окружающими.

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 16 лет и реализуется в свободное от занятий время.

Продолжительность обучения рассчитана на три года. Для каждого года обучения поставлены конкретные цели, задачи и определенные прогнозируемые результаты, которые позволяют осуществлять контроль динамики роста профессионального уровня учащихся.

Занятия в группе первого года обучения проходят два раза в неделю по 3 часа. Программа предусматривает учебное расписание, при котором учебная нагрузка предполагает 216 часов в год.

В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не производится, учитываются лишь результаты входящей диагностики ребёнка.

В группу второго года могут поступать как вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса, или дети, прошедшие курс первого года обучения.

Третий год обучения направлен на индивидуальный подход и творческие разработки.

Занятие проводится в составе группы до 10 человек. Имеют место индивидуальные занятия при наличии индивидуальной образовательной траектории.

Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из опыта работы и наличия оборудования в студии и в связи с индивидуальным подходом обучения учащихся, преследуя цель в достижении лучших результатов.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.)

Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.

Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.

Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный;

- эвристический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Воспитывающая деятельность

Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:

- сотрудничество с родителями;

- проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;

- организация игр на переменах;

- организация прогулок в рощу, игровую площадку, цветник;

- участие в выставках и выставках-распродажах;

- участие в делах и мероприятиях ЦДОД;

- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;

- беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на

улице с незнакомыми людьми;

- цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и

конструктивное их решение;

- мастер-класс.

Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение;

  2. Спортивно-оздоровительный;

  3. Культурно-досуговой;

  4. Работа с родителями;

  5. Художественно-эстетический;

  6. Нравственный.


Работа с родителями

Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.

Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.

Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте, когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.

В процессе реализации программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Члены семьи приглашаются на организованные выставки, мастер-классы и конкурсы в объединении, привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать на занятии. Особенно важен полноценный контакт педагога и родителей тех обучающихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В этом возрасте особенно необходимо для ребенка получить эмоциональную поддержку от родителей. Ввиду своего возраста ребенок порой еще не может самостоятельно посещать библиотеку, правильно выбрать литературу, хорошо подготовить выступление. Во всем этом в семье должны помочь и поддержать начинающего исследователя.

Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно одаренным, эстетически тонким и воспитанным.

Успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувство цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. Педагог, используя потенциал своей программы, стремится создавать условия для эстетического развития своих обучающихся. Это систематические экскурсии и прогулки на свежем воздухе, на которых дети учатся понимать, ценить и беречь родную природу, этические беседы о культуре поведения в объединении, дома, на улице; обучение правильному общению с книгой; при изготовлении поделок, макетов, моделей большое внимание на занятии уделяется аккуратности, гармоничности, развитию чувство красоты. Этому же способствует совместное обсуждение с детьми лучшей модели, поделки по вышесказанным параметрам.
Развивающая деятельность

- посещение выставок;

- посещение краеведческого музея;

- беседы о народных умельцах родного края;

- изготовление поделок на выставки и выставки – распродажи.

Структура занятий:

Структура теоретического занятия

1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.

2. Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.

3. Закрепление материала: беседа по вопросам.

4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура практического занятия

1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.

2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.

3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество.

4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.
Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.



Общекультурные компетенции:

Знают:

  1. Историю лепки,

  2. Современное использование пластических материалов,

  3. Морально-эстетические нормы поведения в коллективе.


Учебно - познавательные компетенции:

Умеют:

  1. Правильно изготавливать рабочий материал.

  2. Составлять простые композиции на определенную тематику.

  3. Стилизовать простые формы.

  4. Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь.

  5. Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы.

6. Инструменты и материалы, используемые при работе с тестом,

7. Технику безопасности при работе с инструментами и материалами,

8. Основные принципы стилизации и построения простых композиций,

9. Возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров,
Коммуникативные компетенции:

Умеют:

  1. Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других.

2. Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию.
Ценностно-смысловые компетенции:

Умеют:

  1. Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.

  2. Планировать и с пользой использовать своё свободное время.


Форма фиксации результатов представлена в разделе «Мониторинг образовательных результатов» - индивидуальная карточка детских достижений (приложение № 2).


Первый год обучения
Предметные образовательные компетентности:

Теоретические:

1. Компоненты, используемые при изготовлении солёного теста, без каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).

2. Что такое деталь? Способы приклеивания деталей (в разных случаях).

3. Виды декоративно-прикладного творчества.

4. Типы кистей, используемые в случаях работы с тестом или раскрашивание высохшего изделия. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем, Технология сушки изделий, необходимые условия.

Практические:

1. Самостоятельно приготавливать солёное тесто, правильно его хранить и использовать.

2. Пользоваться инструментами и приспособлениями.

3. Исполнять простые композиции по образцу.

4. Декорировать работу, используя подручные материалы,

покрывать лаком готовые изделия.
Учебно-тематический план занятий. 1-й год обучения




Тема

К-во часов

В том числе

Теориетич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

3

2

1

2.

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из солёного теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста.

12

5

7

3.

Сушка и обжиг изделий из солёного теста.

6

2

4

4.

Основы цветоведения.

25

8

17

5.

Лакирование изделий.

6

1

5

6.

Технология изготовления цветного теста.

23

7

16

7.

Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий.

36

9

27

8.

Понятие «фактура» и «теснение», способы изготовления и варианты использования.

30

9

21

9.

Объёмные композиции.

40

8

32

10.

Творческая аттестационная работа.

12

2

10

11.

Заключительное занятие.

3

2

1

12.

Воспитательные и профилактические мероприятия

20

-

20




Итого:

216

55

161
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» icon«Наука чудеса творит»
Погорская, Т. «Наука чудеса творит» : [об открытии Недели детской книги, посвященной Году российской космонавтики] // Автозаводец....
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconРабочая программа творческого объединения «Чудеса в пробирке»
...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» icon«Чудеса» в школе на Ленинском
«Школьное телевидение». И первым среди них был директор школы Григорий Исаакович Липман. Вы можете подумать, что наступило время...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» icon«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания школьников «Учимся, творим, созидаем»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Список участников Первого цикла проекта «Сборник методических разработок «Учим, воспитываем, творим!»
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма по курсу «Окружающий мир»
«Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма по курсу “Литература” (Бунеев. Р. Н образовательная система...
Программа по курсу “Литература” (Бунеев. Р. Н образовательная система “Школа 2100”). Сборник программ под научной редакцией А. А....
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconОбразовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне очень нравятся уроки труда. Мы делаем аппликации, лепим, творим из пластмасса. Эти уроки развивают у нас фантазию, любознательность....
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: (непосредственная образовательная деятельность (фронтальная); игра «Что? Где? Когда? – зимняя серия»;и др.)
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconРукотворные общественнополезные чудеса и тексты
Финские мудрецы не скупясь заметили 21-о общественнополезное рукотворное чудо планеты 21-го века
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconВосприятие героев Великой Отечественной Войны современной молодежью
Прошло уже 72 года, но мы должны помнить, когда фашистская Германия без предупреждения объявила войну, когда Гитлер приказал открыть...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconПочему не работает реклама стоматологии?
Когда мы говорим тост в большой компании, когда мы пишем статью, когда мы открываем свой блог в интернете и заводим виртуальных друзей,...
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconДекада иностранных языков «Чудеса под рождество»
Девиз: «Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности» А. Н. Леонтьев
Образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» iconС русским языком можно творить чудеса
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск