А. С. Макаренко о воспитании в коллективе





НазваниеА. С. Макаренко о воспитании в коллективе
Дата публикации14.08.2015
Размер68.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

А.С.Макаренко о воспитании в коллективе


Реферат педагога дополнительного

образования ЦРТДиЮ «Ровесник»

Яхонтовой Е.Н.

г. Истра, 2013 год

Антон Семёнович Макаренко – видный педагог начала прошлого столетия. В те послереволюционные годы страна была буквально наводнена беспризорными детьми, и Антону Семёновичу предложили заведовать исправительной колонией. На этой работе педагог достиг огромных успехов. Он научился из лишённых всякого положительного воспитания оборванцев делать образованных, культурных, а главное, высоконравственных людей, полезных своей стране. Такое замечательное превращение А.С.Макаренко делал при помощи умной организации своих воспитанников в коллектив.

Вся работа в таком коллективе была построена таким образом, что ребятам просто приходилось меняться в лучшую сторону. Как это удавалось знаменитому воспитателю?

В первую очередь он старался объединить ребят одной общей целью, одной идеей. Тогда это было построение общества нового типа. Ведущее начало педагогики Макаренко – вера в лучшее в человеке. Он призывал своих коллег: «Когда вы видите перед собой воспитанника – мальчика или девочку, - вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения…Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчишки, которых выгоняли изо всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального коллектива, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд».

В коллективе Макаренко всегда существовала стройная система самоуправления, позже позволившая ему даже отказаться от наличия в колонии штатных воспитателей. Он старался установить ответственную зависимость одного от всех и всех от каждого. Вся колония была разделена на отряды, во главе которых поначалу ставились самые активные, передовые ребята. Впоследствии на месте отрядного командира должен был побывать каждый воспитанник, чтобы развить в себе организаторские качества. Все командиры составляли Совет командиров, а высшим органом самоуправления было общее собрание всех членов колонии. На нём ежедневно обсуждались все дела коллектива.

Существовало такое правило: каждый должен научиться и приказывать, и подчиняться. « И где такой системы нет, - считал педагог- новатор, - там часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди. Можно ли закалить человека, обмотав его ватой, чтобы он не простудился? Нельзя закалить человека, если не ставить перед ним трудных задач, на которых иногда можно и сорваться. Если вы будете бояться, что он сорвётся, не поставите перед ним трудных задач, значит, он сорвётся обязательно. » А начинать он советовал с себя.

« Вот распространённое мнение, что у человека должны быть и достоинства, и недостатки. Как «удобно» становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. А дальше идёт самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек. Недостатки должны быть для красочности.

Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. И если у вас двадцать достоинств и десять недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас десять недостатков? Долой пять. Когда пять останется – долой два, пусть три останется. Вообще, от человека нужно требовать, требовать и требовать! И каждый человек от себя должен требовать. Я бы никогда не пришёл к этому убеждению, если бы мне не пришлось в этой области работать. Зачем у человека должны быть недостатки! Я должен совершенствовать коллектив до тех пор, пока не будет недостатков. И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью».

В своей работе Макаренко руководствовался очень важным принципом: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Он заботился, чтобы отношения в коллективе строились на доверии, но очень большое внимание уделял учёту и контролю. Он старался, чтобы жизнь в его коллективе никогда не стояла на месте, чтобы всё время было стремление, развитие, яркая и приятная перспектива.

Огромную роль Макаренко отводил заботе о дисциплине. Он добивался, чтобы сами ребята ценили дисциплину и поняли, что без неё не обойтись. Однако не стоит думать, что коллектив под руководством Макаренко представлял собой безликую, послушную массу. Умный педагог старался создать все условия для многогранного развития своих питомцев. В колонии было много кружков: духовой оркестр – особая гордость, театральный и технические кружки, спортивные, интеллектуальные.

Антону Семёновичу чужда была идея «беззаботного детства». Его формула была другая: единственная форма радостного детства – посильная трудовая нагрузка. «Если мы, взрослые, бываем счастливы в нашей трудовой заботе, в наших трудовых победах, в нашем росте и преодолениях, то какое мы имеем право выделять для детей противоположные принципы счастья: безделье, потребление, беззаботность?

В помещении и на территории колонии, а впоследствии коммуны Макаренко всё содержалось в образцовом виде: натирались полы, чистились медные ручки, зеркала, всегда имелись свежие цветы из собственной оранжереи. Эта огромная работа выполнялась не отдельными лицами, не уборщиками, а всеми вместе. Все 500 человек с 6.15 до 6.45 утра выходили на уборку. Такую работу, чтобы она протекала продуктивно, надо было хорошо продумать. Поручения распределялись на полгода вперёд между отрядами. Самый передовой отряд обычно получал самое трудное, часто неприятное задание, например, чистка уборных. Уборку же театрального зала поручали отряду, находящемуся на последнем месте. За плохо произведённую работу наказывался только командир отряда. Не интересовались, кто не вытер пыль на батарее. Наказывали только командира. Так учили товариществу, ответственности. В коммуне были очень популярны походы в театр. Награждали билетами весь отряд: и отличников, и двоечников. И двоечник понимал, что такая награда для него – аванс, и в следующем месяце старался учиться лучше, чтобы награда была заслуженной. Здесь налицо воспитание сознательности.

Большое внимание А.С.Макаренко уделял внешней эстетике. «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, некрасивым с внешней стороны. Эстетика костюма, комнаты, лестницы имеет нисколько не меньше значения, чем эстетика поведения. Я не могу вам перечислить всех норм красивой жизни, но эта красивая жизнь должна быть обязательной. И красивая жизнь детей – это не то, что красивая жизнь взрослых. Дети имеют свой тип эмоциональности, свою степень выразительности духовных движений. И красота в детском коллективе не вполне может повторять красоту коллектива взрослых.

Вот хотя бы игра. Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив неиграющий не будет настоящим детским коллективом… Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал ото всех своих коллег.

Очень интересны рассуждения А.С.Макаренко о счастье. Он не принимал логики «я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных». Он учил по-другому: « Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я буду поступать так, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив…Несчастных людей быть не должно. И я убеждён, что когда-нибудь будет так: такой-то привлекается к судебной ответственности по такой-то статье за то, что он несчастлив. Нельзя быть несчастным. Нужно уметь быть счастливым. Это относится и к любви. Мы должны уметь любить, знать, как нужно любить. Мы должны к любви подходить, как сознательные, здравомыслящие, отвечающие за себя люди, и тогда не может быть любовных драм. Любовь так же нужно организовать, как и все дела. Любовь так же любит организацию, как и всякая работа, а мы до сих пор думали, что любовь – это наитие свыше, налетела вот такая стихия, и у человека только его «предмет» и больше ничего. Я полюбил, поэтому я опаздываю на работу, забываю дома ключи от служебных шкафов, забываю деньги на трамвай. Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. Я учил своих воспитанников и в любви проверять себя, думать о том, что будет завтра

Пора подвести итог. Каким же хотел видеть А.С.Макаренко каждого из своих воспитанников?

« Мы желаем воспитать культурного человека. Следовательно, мы должны дать ему образование, квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря – он должен ощущать достоинство своё и своего общества и гордиться им. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закалён, уметь владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».

Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. А.С Макаренко о воспитании. М , Издательство педагогической литературы. 1990г.



2. А.С.Макаренко. Сочинения в семи томах. Тт. 2 и 5. М., Издательство Академии педагогических наук. 1956 г.

3. А.С.Макаренко. Воспитание в советской школе. М., «Просвещение» 1966г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconДанная публикация (по журналу «Советская педагогика» 1991,6,7) представляет...
Настоящая книга содержит воспоминания брата А. С. Макаренко – Виталия Семеновича о проведенных им совместно со старшим братом детских...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПрограмма ставит перед педагогами задачу воспитывать молодёжь, понимающую...
А. С. Макаренко ознаменовалось Международной научно-практической конференцией «Педагогика А. С. Макаренко в решении проблем современного...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconЛекция «Художественная литература о воспитании безнадзорных детей»,...
М 15 А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг. Серия:...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан о роли общества в формировании человека, «о воспитании для государства» и необходимости...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconНасыри Каюм «книга о воспитании»
Содержанием этого сочинения являются наставления, поучительные истории и притчи, каждое его слово преследует одну цель — воспитание,...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconИли задание
Общая теория и современные технологии физического воспитания, Физическая культура детей раннего и дошкольного возраста, Физическая...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconНовослободская, дом 23
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconР оссийской федерации
Макаренко С. Н. Профессиональная этика: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во тти юфу, 2012. – 34 с
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе icon«Формирование социально психологического климата в спортивном коллективе»
Тема: «Формирование социально – психологического климата в спортивном коллективе»
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПовесткА заседания Правительства Калининградской области
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconСобрание сочинений Марбургское издание, сканированные тома
Издания и исследования по А. С. Макаренко в Германии и в других странах мира за десятки лет
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconАнализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная...
Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической...
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconКакая философия науки нам нужна? Факультет философии и политологии спбгу
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
А. С. Макаренко о воспитании в коллективе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Макаренко учителей истории от 30. 08. 2013 г. №149 Протокол от 27. 08. 2013 г. №1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск