Приемы и формы инновационной деятельности, используемые на уроках в начальных классах
Учитель начальных классов Самарова Антонина Михайловна. Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в воспитании всесторонне развитой личности; учить детей быть честными, добрыми, отзывчивыми, т.е. быть настоящим человеком.
Преследую эту цель не только в воспитательной работе со школьниками, но и на уроках. Ведь на уроке, при выполнении работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена. Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие. Мною составлено много презентаций по разным темам на урок русского языка. С помощью электронного приложения по математике, отслеживаю знания учащихся. Статистическая обработка данных позволяет получить сведения о результатах выполнения контрольных и самостоятельных работ. На уроках математики в работе над устными приёмами нам помогают разработки слайдов по устным вычислениям. Слайд показывает задание, и если оно выполнено правильно, то компьютер графически или звуковым сигналом одобряет ребят, а если допущена ошибка, просит вернуться к исходному заданию. При объяснении новой темы все схемы демонстрируются на мониторе. Ребята могут подставить в схему данные задач выражений, и с помощью приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Использую компьютер при подготовке классных часов: «Как вести себя в природе», «С чего начинается Родина»» и т.д. Провела родительское собрание на тему «Мудрость воспитания».
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Технология проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Например:
1.Определение темы урока:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске: душ ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
Чем все эти слова похожи?
А чем слова отличаются?
-Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)
Математика, 3 класс.
Тема: «Умножение на двузначное число»
Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Окружающий мир, 2 класс.
Тема: «Что такое карта и как ее читать»?
-Велика наша страна, но мы можем совершить путешествие в любой уголок, не выходя из класса.
-Как нам это удастся? (предположения детей)
-А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Моря есть – плавать нельзя.
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
-Что это?
-Правильно, это карта.
2. Объяснение нового материала.
Русский язык.
Тема:«Имя существительное».
(задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное).
Задание 1.Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.
Я кладу в портфель тетради,
учебники и пенал.
| Я первого класса.
В пенале лежат.
Я кладу в портфель.
|
-Обе ли записи слов являются предложением?
-Если нет, то почему?
-Какие слова нужно добавить, чтобы записи второго столбика стали предложениями?
-Выпишите пропущенные имена существительные, задавая к ним вопрос.
-Что называют именами существительными?
Задание 2.Дается цепочка слов:
Малина ,страна, Маша, Жучка, река, город, Волга, Москва.
-Можно ли среди этих слов выделить группы?
-Если можно, то, по какому принципу? (по написанию).
-Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой.
Математика,1 класс.
На доске изображены несколько четырехугольников и пятиугольников разного размера. Все эти фигуры не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в зелёный цвет, а пятиугольники – в синий.
-На какие группы можно разделить эти фигуры?
(по цвету, по форме, по размеру)
-Как вы думаете, почему зеленые фигуры можно назвать четырехугольниками, а синие –пятиугольниками?
(Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений).
3.Закрепление.
На этапе закрепления основным средством создания
проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
Русский язык.
Тема:«Имя существительное»
Задание1. Из данных слов выпишите существительные.
Холодно,смелый, нос, радость, кошка, сорока,воробей.
Задание2. Выпишите имена собственные:
Фамилия Сидоров. Озеро Байкал, Гора Эльбрус. Пустыня Сахара. Республика Казахстан. Река Волга.
Задание3. Разделите слова на 2 группы:
Конь,машина, волк, автобус, самокат, лось,ролики, вертолет.
-По какому признаку вы разделили эти слова?Повторите правило.
-По какому принципу я разделила эти слова:
Сорока машина
собака кровать
заяц город
медведь дерево
девочка бревно
Математика.
Тема: «Решение задач»
-Решите задачу:
В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем
тюльпанов?
-Можно ли ее решить? Почему?
(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).
4.Самостоятельная работа.
Включение проблемных заданий в самостоятельную работу с учетом дифференцированного подхода.
Русский язык.
Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»
На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.
Задания по уровням.
Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.
Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.
Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? что делать?
Окружающий мир.
Тема: «Дорожные знаки»
Задача1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
-Сколько ребят правильно перешли дорогу? А как бы поступили вы?
Задача 2.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.
-Сколько ребят поступило правильно? Что вы можете им посоветовать?
Вывод.
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
-активизация мыслительной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
-формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательного интереса;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Как видно, проблемные уроки можно проводить по любым предметам и
очень эффективны.
Дифференцированное обучение.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы. Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
2-ая группа, учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. 3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.
Информационно-коммуникативные технологии
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Мною составлено много презентаций по разным темам на урок русского языка. С помощью электронного приложения по математике, отслеживаю знания учащихся. Статистическая обработка данных позволяет получить сведения о результатах выполнения контрольных и самостоятельных работ. На уроках математики в работе над устными приёмами нам помогают разработки слайдов по устным вычислениям. Слайд показывает задание, и если оно выполнено правильно, то компьютер графически или звуковым сигналом одобряет ребят, а если допущена ошибка, просит вернуться к исходному заданию. При объяснении новой темы все схемы демонстрируются на мониторе. Ребята могут подставить в схему данные задач выражений, и с помощью приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Использую компьютер при подготовке классных часов: «Как вести себя в природе», «С чего начинается Родина»» и т.д. Провела родительское собрание на тему «Мудрость воспитания».
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Проектная деятельность
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проект «Давайте дружить». Цель проекта – составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о дружбе. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал обрабатывается и проводится классный час.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Например:
Расставь слова в нужном порядке, чтобы получились предложения.
пчёлы, мёд, собирают, летом Когда ? Что ? Что делают ? Кто ? Рассмотрите «слова-карандаши», которые употребляются только во множественном числе. Расставьте их в нужные стаканы. игры Отрезки
времени одежда Щипцы санки
Прятки клещи
Сутки каникулы брюки Шахматы ножницы Здоровьесберегающие технологии
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
-Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток. Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». |