Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля)





Скачать 361.35 Kb.
НазваниеНародное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля)
страница1/3
Дата публикации01.03.2016
Размер361.35 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3
ГАНГУР Наталья Александровна

 

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО

НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ

(на примере текстиля)

 

24.00.01 - теория и история культуры

 

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

 

Краснодар - 2002

 

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

 

Научный руководитель:

доктор исторических наук Зырянов Александр Федорович

 

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Еремеева Анна Натановна,

кандидат исторических наук, доцент Кузнецов Игорь Валерьевич

 

Ведущая организация: Ростовский государственный университет

 

Защита состоится «03» июня 2002 г. на заседании диссертационного совета Д.210.007.02 в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу: 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы 33, кор. 1, ауд. 116.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств

 

Автореферат разослан «__» ____________ 2002 г.




Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор

В. И. Лях

 

 

 

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. В настоящее время отмечается повышенный интерес в научной среде к исследованию народной культуры. Значительное внимание уделяется культуре регионов. В некоторых регионах, это относится и к Кубани, не выявлен изобразительный фонд традиционного народного искусства.

Кубанская область заселялась русскими сравнительно поздно с конца XVIII в. На этой территории исторически соединились две культуры - восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе, при взаимодействии с культурой народов северокавказского региона, происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. Это во многом обусловило специфику и характер образцов народного изобразительного искусства.

Данная диссертация посвящена основным видам прикладного искусства восточнославянского населения Кубани — вышивке и ткачеству. Изучение крестьянской вышивки, по словам В. С. Воронова, «задача равно интересная и увлекательная и для психологии искусства, и для его истории, и для его формального изучения».

Необходимость и важность изучения народного прикладного искусства рассматриваемого региона определили выбор диссертационной темы, что обусловлено не только сферой научных интересов. Обращение к этнокультурным традициям в воспитательном и образовательном процессе - одна из актуальных проблем современного художественного образования, которая активно разрабатывается в педагогических исследованиях (Т. Я- Шпикалова, А. С. Хворостов и др.). В Краснодарском крае активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства, как части региональной культуры, в учебно-воспитательном процессе образовательных и культурных учреждениях различного уровня. Складывается ситуация, когда педагогическая экспериментальная база исследования намного опережает научно-теоретическую разработку комплекса проблем истории народного декоративно-прикладного искусства изучаемого региона.

В течение десяти лет активной поисково-исследовательской работы автором был выявлен, зафиксирован изобразительный фонд традиционного народного искусства, который и был положен в основу данной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Основоположником науки о русском прикладном искусстве считают В.В. Стасова.

Он первым поставил вопрос о происхождении народного орнамента, опубликовал обширный материала по шитью, тканям, кружевам. Во второй половине XIX в. появляются публикации образцов русской вышивки, кружева из частных коллекций - в виде альбомов (А. Г. Шаховской. Шабельской Н. П., К. Далматова и др.). В этот период земские учреждения с большой тщательностью и скрупулезностью собирают и публикуют материалы о различных ремеслах России, которые изучалисьв рамках программ исследования «кустарной промышленности». В итоге был собран, осмыслен и частично опубликован ценнейший материал по народному искусству.

В первые послеоктябрьские десятилетия значительным явлением в искусствоведческой литературе стала книга В. С. Воронова «Крестьянское искусство» (1924), в которой впервые была дана четкая классификация и описание основных видов народного искусства, рассмотрено содержание многочисленных видов народной орнаментации. Статья археолога В.А. Городцова «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве» (1926), посвященная вопросу происхождения ряда сохранившихся в народном творчестве древних мотивов, положила начало изучению семантики в народном искусстве.

В 1940-1950-е гг. Л.А. Динцес, Б.А. Рыбаков и А.К. Амброз обращаются к проблеме генезиса и раскрытия семантики древних орнаментальных мотивов русской вышивки.

В 50-60-е гг. расширялось и углублялось изучение народного искусства, обновлялись методы исследований. В. М. Василенко с позиций историка культуры дал динамику художественной культуры русской деревни, расчленив материал на хронологические группы и проследив эволюция стиля, художественных особенностей творчества русских крестьян ХVII-ХХ вв. В работе «О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII -XIX» он подчеркнул наличие глубокого содержания в фольклорном изобразительном творчестве.

Научно-исследовательский институт художественной промышленности с 50-х гг. начал издавать серию трудов «Художественные промыслы РСФСР». Серия книг-альбомов, составленных НИИХП. явилась первым опытом изучения региональных особенностей русской вышивки (В. Я. Яковлева). Государственный Русский музей издает работы, посвященные вышивке и кружеву (В. А. Фадеева и др.).

Среди этнографов вопросами, связанными с народным искусством. занимались Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова. Собранный ими обширный материал содержит ценные сведения об одежде, узорном ткачестве («Восточнославянский сборник», 1960). В историко-этнографическом атласе М. Н. Шмелева и Л. В. Тазяхина рассматривают общий характер орнаментации одежды русского крестьянского населения Европейской части России в середине XIX — начале XX в., выявляют многообразие форм и технических приемов ее украшения.

Материалы по народному текстилю представлены в альбомах и изданиях альбомного типа. И. Я. Богуславская в книге «Русская народная вышивка» (1972) исследовала образно-сюжетный и колористический строй вышивки юга России. Среди этнографов развилось и утвердилось изучение орнамента в качестве исторического источника (С. В. Иванов). В 1978 г, вышел фундаментальный труд Г. С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник», в котором автор на примере северных и частично центральных областей России рассмотрела технику исполнения, сюжеты орнамента, их семантику, определила связи вышивки с социальной средой и этнокультурной историей населения.

О полотенцах в русском быту и обрядах есть несколько публикаций - Д.К. Зеленина, Е.Э. Бломквист, Н.И. Гаген-Торн, Н.И. Шангиной, А.А. Лебедевой. В наиболее фундаментальных исследованиях (Г.С. Масловой, К.И. Матейко, М. Раманюк), посвященных одежде, привлекаются сравнительно-этнографические материалы по одежде русского, украинского, белорусского народов, одежда рассматривается как источник исследования этнической истории, культурной близости восточнославянских народов.

О символике народного костюма, о знаковой сущности орнамента существует значительная литература, во многом противоречивая в виду сложности и спорности самого предмета исследования, что проявилось и в дискуссии о семантике народного искусства, прошедшей на страницах журнала «Декоративное искусство СССР» (1973-1975). Семантическая сторона славянского искусства получила глубокое освещение в работах академика Б. А. Рыбакова, ею занимаются и исследователи знаковых систем семиотики -В.В. Иванов, В.Н. Топоров. В известном труде «Функции национального костюма в Моравской Словакии» русского этнографа и фольклориста П.Г. Богатырева народный костюм анализируется как особая семиотическая система.

При изучении кубанского народного текстиля диссертантом привлекались исследования украинских ученых. Подробный анализ научной литературы, посвященной украинскому орнаменту, вышивке содержится в докторской диссертации С.А. Китовой (М., 2000). Для темы данной диссертации большое значение имеют работы Ф.К. Волкова [Вовк X.К.], В. Щербакивского, Н.Д. Манучаровой, Г.В. Кара-Васильевой, Т. А. Николаевой, Л. Булгоковой, В.В. Малины. Особую ценность представляют альбомы, каталоги, посвященные народной вышивке, тканям, одежде, рушникам, выходившие на Украине с 1950-х годов.

Среди исследований, созданных в разные годы на основе местного материала и представляющих интерес для темы данной диссертации, можно выделить работы, посвященные: традиционной одежде, в том числе и обрядовой, - Н.А. Дворниковой, А.А, Лебедевой, Г.В. Румянцевой, И.А. Баранкевич; знаковой функции предметов народного декоративно-прикладного искусства - С.Ю. Капышкиной; различным аспектам традиционной культуры кубанского казачества - Н. И. Бондаря; общей характеристике народного прикладного искусства Кубани - И. Бабенко, С. Капышкиной, Н. Корсаковой, О. Слобченко.

Печатных обобщающих работ по народному текстилю восточнославянского населения Кубани нет. Об этом писала Г.С. Маслова в своей известной книге: «Недостаточно исследована вышивка среднего и нижнего Дона, Кубани... Освещение хотя бы в общих чертах вышивки этих областей возможно при условии накопления необходимых, сейчас крайне недостаточных данных». До последнего времени вне научного изучения оставалась и орнаментальная сторона народного прикладного искусства, а также его генезис, формирование и динамика развития.

Объект исследования - народный текстиль восточнославянского населения Кубани как культурно-исторический феномен.

Предмет исследования - художественные, стилистические, функциональные, семантические особенности текстильного орнамента и знаковые функции его носителя.

Исходя из степени изученности обозначенной проблемы и учитывая актуальность ее дальнейшей разработки целью диссертации является комплексное исследование народного текстиля восточнославянского населения Кубани в качестве базового материала при изучении народного искусства изучаемого региона.

Данная цель определила решение ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

- выявить совокупность малоисследованных и практически не изученных аспектов темы, определить методологию и источниковую базу;

- изучить как региональные, так и типологически общие черты в развитии традиционного текстиля Кубани;

- исследовать основные виды народного прикладного искусства в историческом аспекте и проследить динамику их развития;

- определить знаковые функции изделий из текстиля (интерьерная ткань, одежда) в различных структурных элементах обряда;

- систематизировать материал по орнаменту славянского населения Кубани, характеризовать его сюжет, композицию, цветовую гамму, материал и технику выполнения;

- исследовать источники и семантику народного орнамента;

- выявить традиции и новации в орнаментике изделий;

- изучить культуру производства текстиля.

Круг поставленных задач определил характер основных направлений исследования народного прикладного искусства: исторический анализ, функциональный, содержательный, структурный.

Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX - началом XX века, что обусловлено степенью обеспеченности имеющимися источниками.

Территориальные границы исследования ограничены пределами бывшей Кубанской области, образованной в 1860 г., и выделившейся из нее в 1896 г. Черноморской губернии,

Источниковая база диссертации. Для разработки обозначенной темы привлекался широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Произведения народного прикладного искусства из этнографических коллекций местных историко-краеведческих музеев Краснодарского края и Республики Адыгея, собрание культовых рушников Свято-Екатерининского собора г. Краснодара, а также вышитые предметы из частных собраний.

2. Музейные документы: книги актов, коллекционные описи, учетные карточки, в которых содержатся сведения о мастере-изготовителе, его этнической и социальной характеристике, указания о месте, времени изготовления и функциональном назначении изделия, терминологии узоров.

3. Полевые материалы: дневники, фотографии, зарисовки этнографических экспедиций Краснодарского государственного историко-археологического музея заповедника им. Е.Д. Фелицына; аудиокассеты ежегодных фольклорно-этнографических экспедиций отдела фольклора и этнографии Краевого государственного творческого научного учреждения «Кубанский казачий хор»; полевые исследования автора (личный архив).

4. Фольклорные материалы: народная поэзия, пословицы и поговорки, бытовавшие на территории Кубани.

5. Материалы Государственного архива Краснодарского края: статистические отчеты о состоянии области и войска, сведения о кустарных промыслах и ремеслах, материалы сельскохозяйственных выставок и т.д.

6. Иллюстрации произведений народного прикладного творчества в альбомах и изданиях альбомного типа.

7. Публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера, относящиеся к дореволюционному периоду, содержащиеся в периодических изданиях: «Кубанский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». В них имеются сведения об истории заселения, хозяйстве, одежде, обрядах и других аспектах культуры отдельных населенных пунктов Кубанской области. Однако сравнительно редко встречается квалифицированное описание, чаще всего это поверхностное освещение внешних черт сельской жизни, которое не дает нам необходимого представления об изучаемых объектах. Отдельные публикации посвящены обычаям и обрядам населения Кубани.

В 1889 г. Управление Кавказского учебного округа выпустило издание о кустарных промыслах и ремеслах Терской и Кубанской областей. Составленное по материалам сельских учителей, оно дает общее представление о состоянии и степени развития кустарных промыслов как в целом на Кубани, так и в отдельных (но не во всех) населенных пунктах области. В книге О. В. Маргграфа имеется материал о промыслах в Кубанской области. Сведения о развитии ткацкого, вышивального производства среди жителей нагорных станиц Кубанской области содержатся в исследованиях Л.В. Македонова. Несомненный интерес представляет описание Екатеринодарской сельскохозяйственной выставки 1869 г., сделанное Крым-Гиреем по поручению Вольного экономического общества. В нем есть разделы, посвященные культуре льна и конопли, состоянию полотняного производства в Кубанском войске и вышивальному искусству казачек.

Разнохарактерная и во многом разноплановая источниковая база, а также отсутствие или ограниченность материалов по ряду вопросов, обусловили задачу комплексного освещения и исследования проблемы. Поэтому при реконструкции фактов материальной культуры пришлось расширить источниковую базу за счет привлечения сравнительного материала по различным аспектам русской и украинской культуры.

Методология исследования. Методологической основой явился комплексный подход к обработке и систематизации имеющегося материала по данной теме. Автор широко опирается на исследования по проблемам народной художественной культуры видных историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов и культурологов. Изучение теоретических аспектов проблемы потребовало обращения к трудам отечественных ученых: М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.С. Канцедикаса, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и др. В трудах фольклористов - В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, П.Г. Богатырева разрабатываются вопросы специфичности народного творчества, его связи с окружающей действительностью, культурой и бытом народа.

Изучение славянской мифологии, символики фольклорных образов и обрядов базировалось на трудах А. Н. Афанасьева, А.А. Коринфского, А.А. Потебни, Н.Ф. Сумцова, Б.А. Рыбакова, В.И. Чичерова, А.В. Гуры, Н. Н. Белецкой, Т.А. Бернштам, В.В. Иванова, В.Н. Топорова.

М.Т. Маркелов в неизданной книге «Одежда мари-черемис» определил методологическую основу описания вышивки как этнокультурного явления. Принцип историзма является основой методологии изучения народного искусства. Современный уровень знаний требует комплексного подхода к явлениям народного творчества и необходимых контактов со смежными науками - археологией, этнографией, историей, фольклористикой, искусствознанием. В круг задач исследователя, занимающегося изучением народного искусства, входит изучение разнообразных функций народного искусства. Функциональный аспект проблемы имеет два типа анализа - исторический и синхронный. Системный подход позволяет рассматривать народную художественную традицию как результат взаимодействия внутренних и внешних связей народного искусства с окружающей средой.

При дешифровки орнаментальных мотивов в качестве объяснительного принципа их семантики автором применяются данные фольклора, этнографии, мифологии, истории религии. «Сегодня немыслимо рассмотрение вопроса о содержании произведений народного изобразительного искусства вне их культурного контекста - обычаев, обрядов, устного народного творчества» (А.С. Канцедикас).

Специфика изучаемой темы определяет доминирование этнографического и искусствоведческого подходов в рамках применяемого здесь историко-культурного подхода.

Методы исследования. Для полноты раскрытия проблемы, выявления потенциальных возможностей всей имеющейся базы источников, а также для анализа и обобщения фактов, автором привлекаются различные методы научного исследования: исторический, логический, классификационный, описательный, эмпирический, ретроспективный, структурно-функциональный, семантический. В полевой работе применялся метод наблюдения, который включал следующие методические составляющие: личные непосредственные наблюдения, опрос-работа с информаторами, фиксация полученных материалов (фотографирование, зарисовки).

Важную часть методики научного исследования составляет сравнительно-исторический метод. Применение этого метода помогает определить распространенность явления, выявить локальные и типологически общие черты в развитии народного прикладного искусства Кубани. Задача сравнительно-исторического изучения орнамента, как и в целом народного искусства, предполагает исследование его не только во времени, но и в пространственном отношении, Сочетание диахронных и синхронных методов исследования дает возможность построить модели, близкие к действительности.

Сюжеты, мотива орнамента, их семантика, композиционное и колористическое решения, стилистические приемы — весь этот круг проблем, связанных с изучением народного искусства, довольно широк и требует комплексного метода исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная тема не была предметом специального исследования.

Во-первых, выявлен и систематизирован изобразительный фонд традиционного народного искусства. Во-вторых, данная работа является первой попыткой обобщения материалов по обозначенной теме. В-третьих, впервые на комплексной основе исследуется генезис, процесс формирования и развития локальной художественной традиции в ходе исторического освоения и окультуривания пространства изучаемого региона, рассмотрены основные виды народного прикладного искусства, их функции, семантика, декор. Особое внимание уделяется изучению семантической стороны предметов народной культуры, знаковой функции вещей. Эта сторона проблемы на материале традиционной культуры кубанского казачества остается практически неизученной. В-четвертых, в научный оборот вводится блок систематизированных данных о характере и способах орнаментации текстиля, технике и технологии ткацкого производства на территории изучаемого региона, а также неопубликованные архивные документы и полевые материалы этнографических экспедиций по данной теме. В-пятых, новыми в работе являются многие приемы комплексного подхода к освещению вопросов темы, граничащих с таким областями знаний, как этнография, искусствознание, культурология.

Практическое значение. Результаты исследования способствуют более полному изучению художественной культуры Кубани и возрождению традиций народного ремесла. Основные выводы и материалы работы могут быть использованы:

- для написания обобщающих работ по истории художественной культуры, этнографии данного региона;

- в практике вузовского, школьного образования и воспитания

- в курсах «Культурология», «Этнография», «История искусства», «Народный костюм», «История и теория народного декоративно-прикладного искусства». «Краеведение», на уроках изобразительного искусства и труда;

- в системе дополнительного образования - в художественных школах и отделениях школ искусств, в кружках народного творчества;

- в практике художественного творчества профессиональных и самодеятельных коллективов, творчестве отдельных лиц, занимающихся художественной вышивкой, народно-сценическим искусством;

- при оформлении экспозиций и в практике просветительской деятельности краеведческих музеев и музеев изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в учебном пособии автора «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани XIX -начала XX века» (Краснодар, 1999. - 8,4 п.л.). Выводы и основные результаты работы излагались автором в докладах и сообщениях на международной научной конференции «Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности» (Краснодар, 1999), XXVI научной конференции студентов и молодых ученых Юга России, посвященной 30-летию КубГАФК (Краснодар, 1999), научно-практической конференции «Возникновение казачества и становление казачьей культуры» (Ростов-на-Дону, 1999), VIII краевой межвузовской и аспирантско-студенческой конференции «Археология, этнография и краеведение Кубани» (Армавир-Краснодар, 2000).

Кроме того, по теме диссертации, по результатам ее апробации были опубликованы четыре научные статьи в следующих изданиях: «Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Дикаревские чтения (Краснодар, 1999), Трудах НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Юбилейный выпуск (Краснодар, 1999), сборниках научных статей «Православие, традиционная культура, просвещение» (Краснодар, 2000) и «Вопросы истории Кубани (XIX - начала XX вв.)» (Краснодар, 2001).

Результаты исследования были внедрены:

- в учебный процесс Краснодарской экспериментальной художественной школы им. В. А. Филиппова (декоративно-прикладного направления) на занятиях по прикладной композиции, уроках вышивального искусства, использованы в преподаваемом автором курсе «История изобразительного искусства»; материалы широко и эффективно использовались учащимися при создании станковых композиций по теме «Народные праздники и обряды славянского населения Кубани» и иллюстрировании книги «Кубанские народные сказки и легенды» (Краснодар, 2001);

- в практике вузовского образования - в курсах «Краеведение», «Культурология» (студенческие доклады, рефераты); в учебный процесс Краснодарского государственного университета культуры и искусств на факультете традиционных культур (кафедра народного декоративно-прикладного искусства);

- апробировались в художественных и музыкальных школах, отделениях школ искусств, в кружках и центрах народного творчества и дошкольных учреждениях;

- использовались в общеобразовательных школах на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду;

- в культурно-просветительской работе автора: лекции в образовательных школах, тематические передачи но краевому радио в рубрике «Мир без границ - мир искусства».

Структура и объем работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения, включающего в себя графические авторские рисунки и фотографии, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconНародное декоративно-прикладное искусство Славянского района Краснодарского...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconУровень
Российская выставка «Олонхо. Этно-Арт» Народное и декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности...
«Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconДекоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы
Приложение 1: Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconПрограмма объединения «акварелька»
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Помогает формировать художественный вкус, учит...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconПрограмма кружка «Рукодельница»
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество,...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) icon1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика))
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) icon«Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство. Витраж»
Использование нетрадиционных методик на уроках изобразительного искусства для определения психологического состояния учащихся
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для специальных коррекционных классов VII вида является интегрированным...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconПланирование составлено на основе образовательной программы фгос...
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская Москва «Просвещение» 2011г
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани (на примере текстиля) iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 54. 03....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск