Программа кружка «Рукодельница»





Скачать 141.21 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Рукодельница»
Дата публикации27.07.2014
Размер141.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа кружка «Рукодельница»

Учитель : Ильина Т.В

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.

В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы в начальной школе.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном их рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.

Занятия кружка строятся с учетом местных традиций, характерных ремесел и промыслов особенностей народного костюма и утвари.

Цели: приобщить учащихся к традиционному русскому наследию, воспитать у учащихся добрых религиозных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;

раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Основные задачи курса .1.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства.

2.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

3.Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.

4.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.

Предполагаемый результат

Обучающиеся должны знать и уметь:

Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства

Историю возникновения народной игрушки.

Основы цветоведения.

Виды и свойства тканей, ниток и других материалов.

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, клеенки и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 9-10–летнего возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях рукоделия учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

По окончании 2 –го года обучения дети оформляют большую выставку. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Методика работы.

Образовательная "Рукоделие" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами рукоделия. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.

Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделия.

Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Учет возрастных особенностей учащихся.

Данная программа курса "Рукоделие" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.

Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.

Учебно-тематический план



Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Ручные стежки. Беседы о технике безопасности труда и личной гигиены при работе.

6

1

5

2

Мережка. Беседа о нитках, как и для чего подбирают нитки по толщине, цвету и назначению.

4

1

3

3

Разметка и выкраивание деталей. Беседы о тканях, натуральных волокнах, происхождение и назначение.

4

1

3

4

Основы лоскутного шитья. Традиционные изделия в лоскутной технике. Рождественский подарок.

9

1

8

5

Ниточная кукла.

Плетение закладки из ниток.

6

2

4

6

Тряпичная кукла

5

1

4



















ИТОГО:

34

7

27

Содержание

Тема 1. Ручные стежки.

Теоретическая часть. Беседа по технике безопасности труда и личной гигиены при работе, перенесение рисунка на ткань различными способами. Практическая часть. Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.

Тема 2. Мережка.

Теоретическая часть. Различные способы выполнения мережки. Беседа о нитках, как и для чего, подбирают нитки по толщине, цвету и назначению.

Практическая часть. Выполнение мережки.

Тема 3. Разметка и выкраивание деталей.

Теоретическая часть: Экономный расход тканей с использованием инструментов: ножницы, сантиметровая лента, линейка, мел. Беседы о тканях натуральных волокнах, происхождение и назначение.

Практическая часть : Крой деталей.

Тема 4. Основы лоскутного шитья.

Теоретическая часть. Традиции народного ремесла, простейшие традиционные композиции, ритм цвета и силуэтов, тональный и световой контраст.

Практическая часть. Рождественский подарок – мягкая игрушка.

Тема 5. Ниточная кукла.

Теоретическая часть. Беседа о вязальных нитках: шерстяных, синтетических, хлопчатобумажных, шелковых и т.д. Расширение знаний о волокнистых и плетеных материалах: пеньке, шпагате, бечевке. Значение пояса в русском народном костюме.

Практическая часть. Изготовление ниточной куклы, плетение закладок и поясов.

Тема 6. Тряпичная кукла.

Теоретическая часть. История возникновения и виды тряпичных кукол, куклы на чайник и т.д. Рассказ об украшении одежды вышивкой, бисером, аппликацией.

Практическая часть: Изготовление куклы – скрутки.

Методическое обеспечение программы



Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Ручные стежки.Бе- седа по ТБ

Индиви -дуальная

Работа со схемой и по образ- цу.

Образцы стежков, учебник по труду «Уроки мастерства»

Трафареты, ножницы, Иголки, нитки, ткань.




2

Беседа о перенесе-нии рисун- ков на ткань

Коллек- тивная

Беседа

Образцы

Мел, калька. Карандаш, ткань, трафа-реты, лекало.

Опрос

3

Выполне-ние мережки.

Индиви-дуальная

Демонст-рация го-тового изделия

Книга «Как шить?», «Переши ваем ,шьем, вы-шиваем»

Ножницы, игла, нитки, ткань.

Выставка

4

Беседа о нитках.

Коллек- тивная

Беседа

Книга «Как шить красиво».

Нитки разных номеров

Опрос

5

Разметка и выкраива-ние дета-лей

Индиви-дуальная

Работа по лекалам

Книга «Констру-ирование жен-ской одежды»

Ножницы, ткань,лекало, шаблон,мел, трафарет ,см-лента.

Оценка результатов работы

6

Беседа о тканях и натураль-ных волок-нах.

Коллек- тивная

Демонст-рация тканей.

Книга «Как шить красиво».




Опрос

7

Основы лоскутного шитья

Коллек- тивная

Беседа

Книга «Мягкая игрушка»




Опрос

8

Рождествен-ский пода-рок –мягкая игрушка.

Индиви-дуальная

Демонст-рация го-тового изделия

учебник по труду «Уроки мастерства»

Ножницы, игла, нитки, ткань, синтепон

Оценка результатов работы

9

Ниточная кукла

Индиви-дуальная

Демонст-рация го-тового изделия

Книга «Для тех, кто вяжет», иллю страции из журналов

Вязальные нитки , ножницы.

Оценка результатов работы

10

Плетение закладки из ниток

Индиви-дуальная

Демонст-рация го-товой поделки

Книга «Для тех, кто вяжет», «Азбука плетения», иллюстрац

Вязальные нитки , ножницы.

Оценка результатов работы

11

Тряпичная кукла

Индиви-дуальная

Беседа

Книга «Мягкая игрушка»







12

Выполнение куклы- скрутки

Индиви-дуальная

Демонст-рация поделки

Книга «Мягкая игрушка»

Нитки,лоску-ты разных тканей

Оценка результатов работы






















Методические рекомендации

Процесс обучения должен строиться по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе обучающиеся учатся выполнять ручные стежки, переносить рисунок на ткань и только потом выкраивают самостоятельно по схемам, трафаретам, шаблонам, выкройкам детали из ткани, меха для изготовления объемной игрушки.

В конце второго учебного года обучающиеся должны выполнить творческую работу, которая предполагает:

-сбор материала по теме;

-работу над эскизами в масштабе и в натуральную величину;

-решение композиции в цвете;

Выполнение технического рисунка;

-выполнение изделия в материале.

Условия реализации программы

Для занятий рукоделия необходимы:

-Ткань разных видов (х/б, шерсть,синтетические и т.п.),искусственный мех.

-Нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные);

-Иголки, нитковдеватель;

-Ножницы, мел, калька, карандаш,

-Лекало, трафареты, выкройки, см.лента, синтепон;

-Клей ПВА, лента-скотч;

-предметы для отделки (пуговицы, бисер, цветная клеенка и др.)

-Бумага, кисти, краски, линейка металлическая, циркуль.

Кроме того, у педагога должны быть коллекция выкроек, готовых изделий, открыток или фотографий с различными примерами изделий из ткани, а также литература по истории декоративно-прикладного искусства и различным видам рукоделия.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Рукодельница» iconОбразовательная программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Рукодельница»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» муниципального...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа кружка «Рукодельница» составлена на основе типовой программы Л. С. Пучковой «Кружок вязания на спицах» Москва....
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «Рукодельница» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа кружка «Рукодельница» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «Рукодельница» iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа кружка «Рукодельница» iconПлан основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года №
Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда»
Программа кружка «Рукодельница» iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка по экспериментальной органической химии для 10 класса...
Костромская область. Галичский район. Муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа кружка «Рукодельница» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного...
Отдел : боу «Фроловская основная общеобразовательная школа, боу «Слободская сош им. Г. Н. Пономарёва»
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка «Думай! Смекай! Решай!»
Программа «Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут...
Программа кружка «Рукодельница» iconРабочая программа кружка «За страницами учебника физики»
На занятиях кружка используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая беседа, разрешение...
Программа кружка «Рукодельница» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск