Программа кружка Маленький мастер





НазваниеПрограмма кружка Маленький мастер
страница1/5
Дата публикации02.09.2014
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность:

занятия в кружке «Оздоровительная аэробика»

Деятельность кружка осуществляется БОУ города Омска «ДЮЦ «Смена», педагогом дополнительного образования Клыковой Татьяной Сергеевной

  1. Общекультурная деятельность



  1. Программа кружка Маленький мастер»

Пояснительная записка

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Маленький мастер» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 272ч. часов (2 часа в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Маленький мастер»

Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс










теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак

I.

Введение: правила техники безопасности


4

1




1




1




1




II.

Пластилинография


81

2

16

5

16

3

18

2

19

III.

Бумагопластика


52

1

15

2

10

3

9

2

10

IV.

Бисероплетение


77

1,5

18.5

1

18

3

16

3

16

V.

Изготовление кукол


58

1

12

3

12

3

12

1

14




Итого


272

34

34

34

34



















Тематический план занятий по программе «Маленький мастер»

1 год обучения. (2 часa в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности.

1

1




II

Пластилинография

18







1

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

1

1




2

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

2




2

3

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

1




1

4

«Кактус в горшке»

1




1

5

Плоскостное изображение. «Рыбка»

2




2

6

«Натюрморт из чайной посуды»

1




1

7

Рельефное изображение. «Ферма»

2




2

8

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

1




1

9

Божьи коровки на ромашке

1




1

10

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

3

1

2

11

«Ромашки»

1




1

12

«Совушка – сова»

1




1

13

«Снегурочка в зимнем лесу»

2




2

III

Бумагопластика

16







1

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

2

1

1

2

Фрукты

2




2

3

«Чудо – дерево»

2




2

4

Птенчики

2




2

5


«Снегирь»

2




2

6

Новогодняя игрушка. Символ года

2




2

7

Открытка к Новому году

2




2

8

Праздничный салют

2




2

IV

Бисероплетение

20







1


Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности

1

1




2


Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку

1

0,5

0,5

3


Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

.

16





16


4

Низание крестиками

2




2

V

Изготовление кукол

14







1

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

1




2

Кукла на картонной основе.

4




4

3

Композиция «В лесу»

4




4

4

Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.

4




4

5

Выставка- ярмарка Итоговое занятие.

1




1
















Итого: 68 часов

Список литературы

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

      • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

  • Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14



Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

  • Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

  • Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

Терминологический словарь

к программе «Декоративное творчество»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

  • Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

  • Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.



Программа кружка «Волшебная глина»

Пояснительная записка

Актуальность.

Мы живем в сложном противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Так как нарастает нравственная деградация, их причина - утрата понимания смысла своего существования (особенно у подростков), т.е. происходит утрата человеческих духовных ориентиров своей жизни. Чтобы выйти из кризиса и в дальнейшем эволюционировать, раскрывая в себе те возможности, которые заложены в нас природой - это путь духовно - нравственного совершенствования по законам красоты и гармонии.

Необходимо в детях развивать чувство прекрасного, интерес к искусству и ощущать на себе его благотворное воздействие. Ребенок нуждается в духовном убежище, только в этом условии взросление может найти свой нравственный выход. Если ребенок не находит укрытия в семье, в школе, то он будет искать его в другом месте. Вредное не запретишь, лучше отвести внимание на более полезное. Занятия творчеством (лепка, шитье, изобразительное искусство) - свободная, естественная форма проявления деятельности, дает радость творения красоты, внутреннее удовлетворение: что они творцы своей личности, своей судьбы, путь к самоопределению.

Тип программы.

Программа образовательная, комплексная (включает в себя 2 раздела), компилятивная (составлена на основе методических пособий), адаптированная к условиям школы-интерната (приложение № 1).

Связь с основным образованием.

Программа способствует усилению межпредметных связей с предметами гуманитарного цикла основного образования МХК: изобразительное искусство, литература, история, краеведение.

Цель.

Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через освоение техники лепки из глины, росписи готовых изделий из глины, знакомство с декоративно - прикладным искусством. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности. Адаптация детей к жизни в обществе.

Педагогические задачи, реализующие эту цель: Обучающие:

Знакомство и продолжение знакомства с основами декоративно - прикладного искусства, русского народного творчества и народов мира. Привлечение к умению навыков лепки, росписи.

Развивающие:

Развитие воображения и творческих способностей через композиционные решения, характерные особенности цветового решения в орнаменте.

Развитие у детей моторики, что способствует развитию речи. Воспитательные:

Организованность работы, соблюдение дисциплины во время занятий и техники безопасности. Воспитание усидчивости и терпения, уважения к своим товарищам, к их работам, воспитание художественного вкуса, умение видеть красоту вещей, природы, бережное отношение к произведениям искусства.

Организация обучения:

Программа рассчитана на 2 года для детей от 7 до 12 лет и для детей с 12 до 14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа для каждой возрастной группы. Всего 216 часов (1 группа 108 часов, 2 группа 108 часов).

Программа включает в себя 2 раздела:

  1. Лепка из глины: мелкая пластика и традиционная русская народная глиняная игрушка.

  2. Цветоведение: роспись изделий.

Формы работы:

репродуктивный,

наглядно - иллюстративный,

рассказы,

беседы.

Цели и задачи достигаются при помощи следующих методов:

  • Наглядный (показ иллюстраций, наглядных пособий)

  • Познавательный (чтение книг, рассказы о декоративно - прикладном искусстве, о традициях)

  • Практическая деятельность (лепка, роспись)

  • Репродуктивный.

Контроль за усвоением программы проходит в форме игровых викторин, выставок.

Содержание занятий для детей 1 группы.

Цель: Знакомство с декоративно - прикладным искусством через практическую деятельность, развитие навыков лепки и росписи, развитие воображения, творческой фантазии.

Изучаются разделы программы: мелкая пластика и цветоведение.

Диагностика: Проводится собеседование с детьми, с воспитателями с целью выявления индивидуальных особенностей детей (здоровье, поведение). На первых занятиях в ходе наблюдения за ребенком определяется уровень развития мелкой моторики, ориентации в пространстве, устойчивость внимания. Наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность.

Содержание (чему учат).

В первый год обучения дети знакомятся с глиной как с материалом, способам лепки, с инструментами, необходимыми для работы. Будет развиваться любознательность, формируется эмоциональная отзывчивость. Происходит знакомство с народным творчеством: глиняной народной игрушкой, со стилями (Дымковская, Филимоновская, Абашевская, Каргапольская). Будут учиться различать скульптуры малых форм (монументальные и декоративные), составлять композиции из нескольких предметов, будут украшать предметы круговыми налепами, делать фактуру и с помощью орнаментов и узоров растительного и геометрического характера, передавать признаки необычности и сказочности при лепке сказочных персонажей.

Формы занятий: беседы, игры, практическая работа - лепка, роспись, наблюдения, праздники и утренники.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению. 4 класс. – М.: Аст – пресс школа, 2005
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Геронимус, Т. М. Технология. Маленький мастер. 4 класс: учебник / Т. М. Геронимус. – М.: Аст-пресс школа, 2010
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе авторской программы Геронимус Т. М. Маленький мастер, в соответствии с требованиями Федерального...
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однажды Маленький Принц опять прилетел на планету Земля. Дело в том, что его барашек заскучал, и Маленький Принц решил слетать на...
Программа кружка Маленький мастер iconТип урока
Игровая, образная форма приобще­ния к искусству: три Брата-Мастера Мастер Изображения, Мастер Укра­шения и Мастер Постройки. Исполь­зование...
Программа кружка Маленький мастер iconКонспект мастер-класса «Знакомство с программой Windows Movie Maker. Создание мультфильма» Целью
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам...
Программа кружка Маленький мастер iconРабочая программа кружка «мастер поделок»
Каковы бы ни были результаты детского труда, ребенка нужно похвалить, главным образом для поддержки в нем самоуважения, даже если...
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник»
Программа «Маленький умник» направлена на коррекцию и развитие познавательных функций детей среднего дошкольного возраста, проявляющих...
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка Маленький мастер iconКраткое содержание проекта «Маленький принц»
«Маленький принц»- книга, покорившая сердца. На самом известном произведении А. де Сент-Экзюпери выросло ни одно поколение. Проводя...
Программа кружка Маленький мастер iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка Маленький мастер iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка Маленький мастер iconВикторина по повести-сказке "Маленький принц"
«Читающая школа» мы проводим мероприятие, посвященное замечательному пароизведению Антуана дэ Сент Экзюпери «Маленький принц». Вы...
Программа кружка Маленький мастер iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа кружка Маленький мастер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер-класс характеризуют как ярко выраженную форму...
Программа кружка Маленький мастер iconПлан основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года №
Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск