«Трудовое обучение. Школа мастеров»
УМК Геронимус Т.М.
Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению. 4 класс. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2005 Программы
Общеобразовательных учреждений
Начальные классы (1-4)
В двух частях
Часть 2
Рекомендовано
Департаментом общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации
2-е издание
Москва «Просвещение» 2001 г Программа курса
«Трудовое обучение. Школа мастеров» 52 часа из расчета 1,5 часа в неделю
(0,5 часа информатика) Пояснительная записка. Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит создание условий для ученика, при которых его потенциал будет использован полностью.
Содержание программы «Школа мастеров» разделено по компонентам деятельности.
Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы с инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел «Готовимся к практической работе»предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций , осваиваемых на уроках , и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является для учителя справочником – контролером, организующего на уроках усвоение терминов. Учимся размышлять.
1. Принимаем обсуждение в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе, обосновываем конструктивные особенности вещи и ее назначение. Коллективно анализируем задание на изменение конструкции изделия. Изменяем конфигурацию развертки изделия в зависимости от нового назначения предмета. Обосновываем возможную замену способов соединения.
2.Самостоятельно составляем план работы. Различаем по назначению и конструктивным особенностям инструменты. Отмечаем места возможных травмоопасных ситуаций, планируем условия соблюдения правил безопасной работы.
3.Самостоятельно выбираем вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции. Обосновываем возможность замены одного материала другим. Различаем по внешнему виду и свойствам цветную бумагу, ткань, вату, флизелин, картон, фанеру и т.д.
4. наблюдаем за изменением свойств нити, покрытой силикатным клеем. Готовимся к практической работе.
1. Самостоятельно размещаем на рабочем столе в нужном месте с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.
2. В зависимости от используемого материала оборудуем места санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.
3. Читаем графическую и словесную инструкционную карту. Учимся выполнять новые операции.
Вписываем циркулем и линейкой равносторонний треугольник в круг.
Продавливаем на бумаге стекой полоски.
«Льем бумагу» на резиновой форме.
Шлифуем заготовку из папье-маше.
Грунтуем заготовку из папье-маше.
Расписываем гуашевыми красками изделия из папье-маше.
Отпиливаем ветку.
Выпиливаем лобзиком.
Заостряем ножом деревянные шпильки.
Сверлим буравчиком.
Прокалываем шилом.
Откусываем плоскогубцами проволоку.
Вышиваем бархатным швом.
Штопаем трикотажное изделие.
За год мы узнали новые слова.
Тиснение , выпиливание, шлифование, бархатный шов, штопка, паспарту, папье-маше, основная нить, уточная нить, ровница, пряжа, пенопласт, сегмент, полуовал, стусло, струбцина, пилка, лобзик, винт, гайка.
Тематическое планирование.
№
урока
| Наименование раздела,
Темы урока
| К-во
часов
| сроки
| Организация учебного
процесса-тип, форма,
методы,
приемы
| Основные понятия,
термины
| Оснащенность урока
| Домашнее
Задание
| 1,
2
| Объемные игрушки из природного материала(щенок, петушок)
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| пластилиновый, клеевой, шпилечный способ соединения деталей
| Природный материал, пластилин, клей
|
| 3,
4
| Игрушки из нескольких нитяных помпонов (совенок, утенок)
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Принцип изготовления помпонов из нитей
| Нити, картон, цветная бумага, клей, игла
|
| 5,
6
| Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Разметка с помощью циркуля, деление окружности циркулем на три части
| 5 открыток, клей, циркуль, скрепки, тесьма, фальцовка
|
| 7,
8
| Тетрадка – «малышка»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Разметка деталей по эскизу и шаблону
| Цветная бумага, нитка, игла, шило, эскиз
|
| 9
| «Лягушонок – озорник» из бумажных конусов.
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Разметка деталей по шаблону
| Цветная бумага, клей, плотная бумага
|
| 10
| Фигурки из бумажных и полотняных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала» и др.
| 1
|
| Урок – соревнование,
Группов.
Практич.
| Складывание фигурок из салфеток
| Скатерть, тарелки, чашки, салфетки
|
| 11
| Плетеный браслет.
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием изготовления многослойной заготовки
| Картон, цветная бумага, клей, фальцовка, ножницы
|
| 12,
13
| Игольник «Мышка»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием разметки, резания, склеивания кромки кожаных изделий
| Шаблоны, кожа, ткань, клей, вата, проволока, цветная бумага
|
| 14,
15
| Сумочка - сюрпризница
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием разметки сложных изделий по шаблону
| Бумага, блестки, ленточка, клей, фальцовка, ножницы, скрепка,
|
| 16
| Елочное украшение «Складная звезда»
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Алгоритм складывания фигурки базовой формой «блин»
| Бумага, клей, ножницы,
|
| 17
| Елочная подвеска «Золотая рыбка»
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Правила подгонки парных деталей при склеивании
| Картон, бумага, елочный дождик, шаблоны
|
| 18,
19
| Подвеска «Буратино» из конусов
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Способы разметки круга
| Картон, бумага, елочный дождик, шаблоны
|
| 20,
21
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Разновидность отделки конусов
| Клей, нитки, игла, шарик
|
| 22,
23
| Папочка – игольница.
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Выполнение заданий по инструкционной карте
| Картон, ткань, клей,
|
| 24,
25
| Раскладной конверт
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Операция «рицовка»
| Образец, шаблон, картон, бумага, клей
|
| 26,
27
| Однослойная прихватка
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием склеивания деталей полиэтиленом
| Ткань, тесьма, кружева, нити, бумага, полиэтилен, игла, утюг
|
| 28,
29
| Браслет- булавочница
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Выполнение заданий по инструкционной карте
| Образец, инструкционная карта, ткань, вата, нитки, игла, резинка
|
| 30,
31
| Динамическая игрушка («Зайчик – попрыгунчик»)
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Принцип действия игрушек с подвижными частями
| Картон, бумага, калька, ножницы
|
| 32,
33
| Блюдо с фруктами из папье – маше на пластилиновой форме.
| 2
|
| Комбинирован.
группов
Практическ.
| Прием работы с папье - маше
| Газета, пластилин, тарелка, вазелин
|
| 34,
35
| Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Правила безопасного резания кокона пополам
| Шарик, нитки, клей, игла
|
| 36,
37
| Игрушки из поролона. «Осьминожка»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Вырезывание деталей на глаз, без разметки
| Поролон, шарик, проволока,
|
| 38
| Брелок для ключей из искусственной кожи.
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием склеивания искусственной кожи
| Кожа, клей, картон, пробойник, молоток, шаблон, пресс, калька
|
| 39,
40,
41
| Кармашек для мелочей «Слоненок»
| 3
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Закрепление технологии выполнения различных видов разметки
| Картон, клеенка, шнурок, калька, бумага, тесьма, клей, нитки, иголка
|
| 42,
43
| Подвес для прищепок «Обезьянка – помощница»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Прием самостоятельного пробивания отверстий в картоне
| Картон, бумага, калька, клей,
|
| 44
| Отреставрированное изделие - штопка
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ.
| Правила выполнения штопки
| Изделие с дырой, игла, нитки, наперсток, ножницы
|
| 45,
46,
47
| Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»
| 3
|
| Урок – опыт
Группов.
Практич.
| Правила безопасного применения лобзика
| Пенопласт, шаблоны,
|
| 48
| Объемные изделия из пенопласта: снеговик
| 1
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ
| Правила безопасного применения лобзика
| Пенопласт, шаблоны
|
| 49,
50
| Игрушка из полуфабрикатов «японка»
| 2
|
| Комбинирован.
Индивид.
Практическ
| Прием получения шарика из круга
| Трубочка от ниток, калька, круг, ткань, нитки, клей, вата, иголка
|
| 51,
52
| Резервные уроки
| 2
|
|
|
|
|
| |