Программа кружка «юный эколог»





Скачать 84.13 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «юный эколог»
Дата публикации13.02.2015
Размер84.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
ПРОГРАММА кружка «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи со сложившейся экологической обстановкой в настоящее время большое значение имеет экологическое образование и воспитание учащихся. Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по биологии и экологии, предоставление возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей.

Члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранительной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.

Программа составлена на основе типовой программы кружка по охране природы (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», М., Просвещение, 1977г.) и модифицирована в соответствии с современными требованиями.

В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, учитывается сезонность явлений в природе. Программа рассчитана на 136 часов, 45 ч. – теоретические , 65 – практические занятия, 26 - подготовка и участие в экологических конкурсах разного уровня. Весь материал разбит на 16 тем.

Оборудование: для проведения занятий используются лабораторные микроскопы, микроскоп Микромед Р-1 с приставкой Electronic Eyepiece, компьютер с проектором, лупы, гербарии, открытки с изображением животных и растений, специальное оборудование для проведения практических работ.

Большое внимание уделяется экскурсиям с целью изучения природы своего края, знакомства с достижениями в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, семинаров, самостоятельной работы с литературой и электронными носителями. Практические занятия кроме непосредственно практических работ включают ролевые игры, самостоятельные исследования.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Знать ООПТ Козловского района и Чувашской Республики

  • Знать основные меры по охране природы и правила поведения в природе

  • Знать как различные растения и животные готовятся и приспосабливаются к смене сезонов

  • Уметь различать основные биогеоценозы нашей местности

  • Уметь вести фенологические наблюдения

  • Уметь определять наиболее распространенные виды растений и животных

  • Уметь готовить рефераты и доклады

  • Уметь проводить элементарные опыты и практические работы

Выступая с реферативными докладами и собственными исследовательскими работами, учащиеся получат первоначальные лекторские навыки, научатся правильно работать с литературой, самостоятельно делать научно обоснованные выводы. Работая в группах, участвуя в ролевых играх, получат коммуникативные навыки и представления о различных видах профессиональной деятельности.

С целью активной пропаганды вопросов охраны природы и воспроизводства природных ресурсов среди учащихся и взрослого населения на основе кружка действует экологическая агитбригада «Надежда», ставятся инсценировки экологических сказок.

Успех экспериментов и исследований в природе во многом зависит от умело и внимательно подобранной тематики. Эта работа проводится в течение всего года, но особое внимание ей нужно уделить в летнее время, в период организации похода или экспедиции в природу.

При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) следует воспитать у учащихся бережное отношение к ней, по возможности заменять сбор натуральных объектов фотографированием.

Большую помощь в проведении исследовательской и опытнической работы оказывают фенологические наблюдения, которые учащиеся проводят в течение всего года.

Итогом работы кружка является научно-практическая конференция, к которой каждый воспитанник должен подготовить отчет о проделанной исследовательской работе.
Содержание программы.

1 Вводное занятие, инструктаж по охране труда. (2часа). Знакомство с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать участие члены кружка. Проведение инструктажа по охране труда.

2 Охрана природы – важная государственная задача. (4 часа) Охрана природы в России и в Чувашии и её значение. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Практические работы. Изучение наборов открыток «Заповедники и заказники», работа с Красной книгой Чувашской Республики, просмотр видеофильмов по теме.

3 Организация фенологических наблюдений. (8 часов) Развитие фенологической науки. Значение фенологических наблюдений в повседневной жизни сельских жителей. Правила проведения наблюдений и ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Характеристика сезонов и сезонных феносигналов. Программа фенологических наблюдений.

Практические работы. Проведение фенологических наблюдений в течение года, проверка феносигналов. Проверка народных примет, связанных с природой.

Экскурсии. «Осенние явления в природе», «Зимние явления в природе», «Весенние явления в природе», «Летние явления в природе».

4 Охрана лесов и иной естественной растительности. (6 часов). Значение леса. Лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в преумножении фауны. Лес и здоровье человека. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Лес – кладовая природы. Восстановление и возобновление лесов. Основные лиственные и хвойные породы местных лесов. Общее понятие о типе лесов. Ярусность леса. Особенности роста и смена пород. Охрана лесов от пожаров. Причины возникновения лесных пожаров и меры по их предотвращению.

Практические работы. Знакомство с основными породами деревьев и кустарников. Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов и их состав в ближайшем лесу. Пропаганда охраны лесов и иной естественной растительности.

Экскурсии. Растения лесов Козловского района. Ярусы леса.

5 Подготовка растений к зиме. (4 часа). Деревья и кустарники осенью. Листопад и его значение. Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие «подземных кладовых» - клубней, луковиц, корневищ и т. д. у травянистых растений.

Практические работы. Сбор осенних листьев и определение по ним вида деревьев и кустарников.

Экскурсии. Подготовка растений к зиме.

6 Подготовка различных животных к зиме. (8 часов). Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме. Насекомые – вредители сельского и лесного хозяйства. Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, в жизни растений, приспособления насекомых к условиям перезимовки. Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц. Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.

Практические работы. Наблюдения за животными в осенний период. Выявление мест зимнего пребывания животных в природе. Наблюдения за поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом зимующих птиц, подготовка кормушек и кормов для птиц. Просмотр видеофильмов по теме. Пропаганда необходимости подкормки птиц поздней осенью и зимой.

Экскурсии. Подготовка животных к зиме.

7 Охрана земель и недр. (4 часа). Охрана земель и недр в России и в Чувашии. Эрозия почв и ее причины. Меры борьбы с эрозией почв. Геологические памятники и их охрана.

Практические работы. Определение минералов. Выявление эрозионных участков. Пропаганда вопросов охраны почв и недр.

Экскурсии. Посещение геологического музея или отдела в краеведческом музее. Изучение склонов оврагов.

8 Растения и животные зимой. (8 часов). Процессы жизнедеятельности растений зимой. Приспособления почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние покоя. Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом и условия их развития в лесах разного типа. Семена деревьев и кустарников зимой. Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Определение животных по проявлениям жизнедеятельности.

Практические работы. Определение деревьев и кустарников по коре, кроне, побегам и почкам. Наблюдение за ветками, помещенными в воду в помещении. Определение животных по следам на снегу. Наблюдение за поведением животных зимой.

Экскурсии. За чудесами в зимний лес. Письма на снегу.

9 Охрана и привлечение птиц. (4 часа). Птицы зимой, их охрана и привлечение. Роль птиц в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Хищные птицы, их роль в природе.

Практические работы. Наблюдения за птицами. Подкормка птиц просмотр видеофильмов.

10 Растения и животные весной. (10 часов). Фенология развития деревьев и кустарников весной. Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые). Раннецветущие травянистые растения. Биологические особенности раннецветущих. Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах. Особенности поведения животных весной – подготовка к выведению потомства.

Практические работы. Наблюдение весенних изменений у растений. Определение раннецветущих растений. Наблюдение прилета птиц. Изготовление искусственных гнездовий.

Экскурсии. Наши первоцветы.

11 Охрана животного мира. (4 часа). Животные нашего края. Редкие животные Чувашии, России. Исчезнувшие животные.

Практические работы. Изучение видового состава животных (беспозвоночных, позвоночных). Выявление причин исчезновения животных.

12 Охрана вод и рыбных запасов. (4 часа). Значение воды и водоемов в жизни человека и в природе. Мировые запасы пресной воды. Охрана водоемов от загрязнения. Рыбные запасы, их охрана. Рыборазведение. Видовой состав рыб нашей местности.

Практические работы. Определение качества воды по органолептическим показателям. Определение рыб по определителям.

Экскурсии. Очистные сооружения Козловки. Родники нашего района. Карамышевское рыбное хозяйство.

13 ООПТ Козловского района. (4 часа). Аттиковский остепненный склон. Ковыльная степь. Памятник природы Чарду. Карамышевский орнитологический заказник. Правобережье реки Илеть.

Практические занятия. Изучение редких растений и животных на ООПТ Козловского района. Выявление памятников природы.

Экскурсии. Аттиковский остепненный склон. Ковыльная степь. Памятник природы Чарду. Карамышевский орнитологический заказник. Правобережье реки Илеть.

14 Растения и животные летом. (4 часа). Деревья и кустарники летом. Особенности фенологии растений в летний период. Лето – пора выведения потомства у животных. Охрана животных в период размножения.

Практические работы. Изучение растительности. Выявление ареалов распространения различных растений и животных. Пропаганда правил поведения в лесу, охраны леса в пожароопасный период.

15 Биогеоценозы Козловского района. (6 часов). Различные типы лугов и их распределение в зависимости от рельефа. Растительность лугов. Животные – обитатели лугов. Водоемы разных типов. Растительность водоемов. Животные – обитатели водоемов. Болота и их обитатели. Леса Козловского района. Лесообразующие породы. Растительность лесов. Животные – обитатели леса. Агроценозы и их обитатели.

Практические работы. Изучение растительности лугов. Изучение растительности водоемов. Изучение растительности лесов. Изучение видового состава животных луга. Изучение видового состава животных – обитателей водоемов. Изучение видового состава животных – обитателей леса. Изучение агроценозов.

Экскурсии. Луговые сообщества. Водные сообщества. Лесные сообщества. Агроценозы - искусственные сообщества.

16 Гнездовая жизнь птиц (4 часа). Разнообразие гнездового поведения птиц. Постройка гнезд. выведение птенцов. Птицы летом. Места обитания птиц. Охрана гнезд, определение гнезд, наблюдения за жизнью птиц летом.

Практические работы. Изучение голосов птиц. Определение гнезд. Выявление мест гнездования птиц. Наблюдение за гнездовым поведением птиц. Наблюдения за слетками. Пропаганда охраны птиц в гнездовой период.

Экскурсии. Определение птиц по голосам и выявление мест их гнездования.

17 Экскурсии. (26 часов). Распределены по темам.

18 Подготовка к участию и участие в различных экологических мероприятиях в школе, районе, республике.(26 часов). Включает заключительное занятие по итогам года – научно-практическую конференцию и занятие по определению летних заданий учащимся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «юный эколог» iconРайонная краеведческая конференция «Родная сторона», посвященная...
«Достижения учащихся мбоу сош №1 г. Вяземского в исследовательской деятельности кружка «Юный эколог» (с 2001-2002 у г.), Ниоу «Эрудит»...
Программа кружка «юный эколог» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа кружка «юный эколог» iconРабочая программа экологического кружка «Эколог»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крутинская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка «юный эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа кружка «юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Программа кружка «юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Программа кружка «юный эколог» iconПрограмма «Юный эколог»
Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск