Программа кружка «Юный эколог»





Скачать 149.11 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Юный эколог»
Дата публикации21.11.2017
Размер149.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа


РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Программа кружка

«Юный эколог»

Руководитель кружка:

Антонова

Маргарита Анатольевна –

учитель биологии

МОУ«Староурмарская СОШ»
Старые Урмары
Оглавление:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи.

  3. Содержание.

  4. Ожидаемые результаты обучения.

  5. Литература для учителей и учащихся.

  6. Электронные издания.

  7. Интернет-ресурсы.


Пояснительная записка

Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на учащихся 6-7 классов.

(1 год обучения)
Основное содержание программы включает в себя следующие разделы:

  • биоразнообразие Чувашской Республики (царства живой природы);

  • экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • практическая деятельность (исследовательская работа, природоохранная деятельность, походы и экскурсии)


Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии. Рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 64 часа.
Цели и задачи:
Программа кружка «Юный Эколог» направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.

Основные задачи:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.


Содержание


  1. Многообразие растений в Чувашии.

  2. Основные систематические группы: Водоросли. Многообразие водорослей и их значение. Охраняемые виды водорослей ЧР

  3. Папоротниковидные. Охраняемые виды

  4. Голосеменные.

  5. Покрытосеменные.

  6. Основные семейства цветковых растений в Чувашии.

  7. Ядовитые растения.

  8. Сорные растения.

  9. Лекарственные растения.

  10. Древесные растения населенных пунктов Чувашии.

  11. Леса Чувашии и их характеристика. Дубравы.

  12. Охрана лесов: Музей леса Чувашской Республики.

  13. Ископаемые и реликтовые растения Чувашии: магнолии, пальмы, древовидные папоротники, гинкго, секвойя, тюльпанное дерево, актинидия

  14. Реликтовые растения: толокнянка обыкновенная, клюква болотная, черника, майник двулистный и др.

  15. Важнейшие сельскохозяйственные культуры ЧР. Разнообразие районированных сортов культурных растений.

  16. Основные отрасли растениеводства в Чувашии.

  17. Овощеводство.

  18. Садоводство: местные районированные сорта. Вклад чувашских селекционеров в развитие садоводства в регионе.

  19. Охраняемые виды цветковых растений.

  20. Ботанические заказники.

  21. Красная книга растений ЧР.

  22. Работа с определителем и гербариями «Определение растений своей местности».

  23. Работа на пришкольном учебно-опытном участке.

  24. Составление гербария.

  25. Разнообразие грибов в ЧР: около 100 видов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты: грибы-паразиты чувашских дубрав (трутовики).

  26. Охраняемые виды грибов. Разнообразие грибов в ЧР: Редкие и исчезающие грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами в регионе.

  27. Лишайники хвойных лесов Чувашии.

  28. Лишайники как биоиндикаторы среды.

  29. Зоология - наука о царстве Животные. Отличие живот­ных от растений.

  30. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

  31. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных со­обществах.

  32. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Понятие о биоценозе, биогео­ценозе и экосистеме.

  33. Многообразие животного мира Чувашской Республики. Зоогеографическая карта ЧР.

  34. Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обита­ние в сообществах на примере ЧР.

  35. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

  36. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубо­вого шелкопрядов.

  37. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

  38. Пчелы и мура­вьи - общественные насекомые.

  39. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверх­паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотиче­ское и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве ЧР.

  40. Охрана насекомых в России и Чувашии. Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).

  41. Змеи, ужи, гадюки. Действие змеиного яда. Предо­хранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере ЧР.

  42. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

  43. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

  44. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеяд­ные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональ­ное использование и охрана.

  45. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие поро­ды домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории деревни Старые Урмары.

  46. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

  47. Значение млекопитающих. Регулирование их численно­сти в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и про­мысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей в ЧР. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматиза­ции. Рациональное использование и охрана млекопитающих в ЧР.

  48. Домашние звери. Дикие предки домашних животных.Основные породы сельскохозяйственных животных. Племенные предприятия в Чувашии.

  49. Ископаемые животные Чувашии: брахиоподы, трилобиты, белемниты, аммониты, морские ежи, мшанки, саблезубые тигры, пещерные носороги, мамонты и др.

  50. Охрана растительного и животного мира ЧР. Красная книга ЧР.

  51. ООПТ: государственный заповедник «Присурский», Национальный парк «Чаваш вармане», орнитологические, энтомологические и др. заказники. Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия ЧР.

  52. Практическая работа: Работа с определителем и коллекциями «Определение животных своей местности».

  53. Фотоохота. Подсчет птиц. Определение птиц по голосам.

  54. Резервное время – 11 часов (Практическая природоохранная деятельность).


Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать/ понимать:

-особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;

-особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;

-важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;

-основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;

-важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающих в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;

-местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;

-особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;

-значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

-местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;

-важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;
уметь:

определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;

распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных, смену биогеоценозов, роль местных растений и животных в природе и жизни человека;

анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;

проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и фауны края для подготовки рефератов и т.д.;

использовать приобретенные знания и умения на практике:

проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;

соблюдать правила поведения в природе.

оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;
убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.

Программа работы кружка «Юный эколог»

2 год обучения

2 часа в неделю (всего 64 часа)

Цели обучения:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.




  1. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

  2. Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

  3. Экскурсия «Многообразие видов».

  4. Биогеоценоз или экосистема.

  5. Экологические системы (аквариум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема).

  6. Создание модели-аппликации «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек».

  7. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

  8. Разнообразие видов, популяций в экосистемах, его значение.

  9. Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме.

  10. Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания».

  11. Изменчивость признаков у растений, животных и человека.

  12. Пищевые связи между популяциями.

  13. Трофические связи в биогеоценозах (практическая работа)

  14. Цепи питания.

  15. Организмы – продуценты, консументы, редуценты.

  16. Круговорот веществ и его значение.

  17. Изменения в экосистемах.

  18. Агроэкосистемы, их особенности.

  19. Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения».

  20. Охрана экосистем – основа сохранения видов.

  21. Биосфера – биологическая оболочка Земли, ее границы, распространение в ней биомассы.

  22. Живое вещество и его роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского.

  23. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

  24. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия.

  25. Экскурсия «Голоса птиц».

  26. Биоразнообразие ЧР.

  27. Глобальные экологические проблемы.

  28. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

  29. Заповедники и заказники ЧР.

  30. Способы размножения растений в природе

  31. Изменчивость организмов

  32. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе

  33. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (племенная ферма).

  34. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

  35. Резервное время– 30 часов. Практические занятия (посадка деревьев, экологические акции, очищение оврагов, родников, помощь ППФ «Урмарская», работа на пришкольном УОУ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, НПК конференции).



Литература для учителей и учащихся:


    1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

    2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

    3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

    4. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    5. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    6. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты/ Дизайн обложки А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.

    7. Брикетти П. Птицы: [Справочник]/ П.Брикетти; Пер. с итал. Т.А.Васильевой, Е.В. Шишловой: Худ. С.Гандини. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

    8. Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.

    9. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999.

    10. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.

    11. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.

    12. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.


Электронные издания:


  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов

  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.



Интернет-ресурсы по курсу «Животные»


  1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири.

  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

  10. http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.

  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.

  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.

  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах.

  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.

  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.

  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.

  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.

  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.

  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.

  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.

  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.

  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.

  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).

  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.

  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.

  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.

  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.

  29. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.

  30. http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.

  31. http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.

  32. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.

  33. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.

  34. http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт

  35. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный эколог» iconРайонная краеведческая конференция «Родная сторона», посвященная...
«Достижения учащихся мбоу сош №1 г. Вяземского в исследовательской деятельности кружка «Юный эколог» (с 2001-2002 у г.), Ниоу «Эрудит»...
Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа экологического кружка «Эколог»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крутинская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа кружка «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Программа кружка «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма «Юный эколог»
Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск