Программа «Юный эколог»





Скачать 126.72 Kb.
НазваниеПрограмма «Юный эколог»
Дата публикации05.08.2014
Размер126.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа



МОУ Якшангская средняя общеобразовательная школа

Поназыревского муниципального района

Костромской области

Согласовано: «Утверждаю»:

Зам. директора по УВР: Директор школы

____________ /Семенова Л.Б./ ____________/Шалыгин В.И./

«_____»___________ 2009г «_____»___________ 2009г
Программа кружка

Направленность эколого – биологическая

Срок реализации программы 1 год

1 час в неделю

34 часа в год

Возраст детей 10- 12 лет

Автор программы

учитель биологии

Тураева Елена Геннадьевна
п. Якшанга – 2009-2010 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Человек неразумен... умом обладает окружаюшая его среда" — афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо прежде всего овладеть языком Природы. Каким образом? В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый Алхимик говорит своему ученику: "Есть только один путь постижения — действовать!" Научить наших учеников действовать — самая важная задача, которую необходимо решить. Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помошью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой. Предлагаемая программа является лишь частичкой этой системы и имеет эколого – биологическую направленность. Вопросы экологии просматриваются на таких учебных дисциплинах как: природоведение, биология, география, химия. Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей среды, так как это проблема всего человечества. Чтобы понимать закономерности природы, жить в гармонии с ней, необходимо ее изучать.

Программа «Юный эколог» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению природы, их участия в реальной природоохранной деятельности, проведению исследований .Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы .Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к познанию окружающей среды.

Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс, в данном случае дополнительного образования « Юный эколог».

Экологическая деятельность является одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащихся. Правильно организованная экологическая работа с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала. Первые навыки умения, необходимые в экологической работе, дети получают в начальной школе во время занятий, прогулок, экскурсий. Поэтому экологическая деятельность учащихся постепенно становится целенаправленной, являясь важным средством накопления знаний и развития интереса к учёбе, укрепления связи обучения с жизнью. Эта работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом и способствует широкому ознакомлению детей с окружающим миром.

Экологическая деятельность расширяет кругозор, наблюдательность, внимание, мышление, прививает бережное отношение и любовь к природе. Приучая детей бережно относиться к природе, учитель формирует и чувство ответственности по охране природы. В общении с природой, при правильном использовании природных материалов, у детей развивается эстетическое и художественное восприятие окружающей действительности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формирование у учащихся знаний об окружающей среде и ее охране, воспитание экологически грамотной личности.

Задачи программы:


  1. Расширить знания об окружающей среде.

  2. Ознакомить с мероприятиями по охране природы.

  3. Развивать умения проводить исследования по изучению природы.

  4. Воспитание экологической культуры.

  5. Развитие коммуникативных навыков.

  6. Развитие познавательного интереса к объектам природы.

  7. Развитие творческой активности.

  8. Пропаганда природоохранной деятельности и вовлечение в неё учащихся.


Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и при проведении практикума (практическая часть) и экскурсий

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Для обучения принимаются учащиеся с 10 до 12 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 12 человек.

В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы, исследовательской деятельности.

Предлагаемая программа рассматривает вопросы об окружающей среде, об условиях жизни живых организмов, о многообразии живой природы, о влиянии человека на живой мир. Программа рассчитана на 34 учебных занятия. Занятия проходят один раз в неделю. Весь курс включает четыре раздела:

  1. «Среды жизни живых организмов».

  2. «Взаимоотношения живых организмов».

  3. «Сообщества живых организмов».

  4. «Человек как часть природы».

Основными направлениями являются.

Просветительская деятельность. Она предполагает формирование у учащихся знаний об окружающей среде.

Натуралистическая деятельность. Заключается в изучении живой природы, проведении исследований.

Природоохранная деятельность. Направлена на очистку и озеленение пришкольной территории.

Пропагандистская деятельность. Направлена на пропаганду вопросов охраны окружающей среды. Предполагает выпуск газет «Эковестник».
В результате изучения данной программы учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Определения основных экологических понятий

  • Типы взаимодействия организмов

  • Современные проблемы охраны природы

  • Об охраняемых территориях и объектах своей местности.

  • Структуру природных сообществ

  • Влияние человека на природу

  • Правила поведения на природе

Учащиеся должны уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности

  • Определять уровень воздействия человека на растительный и животный мир

  • Проводить простейшие исследования и анализировать результаты, обобщать, делать выводы

  • Различать природные сообщества


Ожидаемые результаты.

Получение знаний об окружающей среде и живых организмах. Развитие познавательной активности.

Умение проводить исследования и оформлять их результаты.
Формы отчетности.

Написание и защита исследований.

Выпуск газеты «Эковестник».

Принимать участие в «Неделе экологии».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




тема

Всего часов

теория

Практика

экскурсии

1

Введение. Экология как наука.

1

1







2

Основные среды жизни.

1

1







3

Наземно-воздушная среда обитания.

1

1







4

Факторы наземно-воздушной среды обитания.

1

1







5

Водная среда обитания

1

1







6

Факторы водной среды жизни.

1

1







7

Почвенная среда обитания

1

1







8

Живые организмы как среда обитания.


1

1







9

Основные типы взаимоотношений.

1

1







10

Нейтрализм.

1

1







11

Хищничество. Паразитизм.

1

1







12

Конкуренция.

1

1







13

Использование человеком взаимоотношений живых организмов.



1

1







14

Сообщества живых организмов.

1

0,5

0,5




15

Цепи питания в сообществах.

1




1




16

Водные сообщества,

растительность и животный мир.

4

3




1

17

Луг как природное сообщество. Растения и животные луга.

4

3




1

18

Широколиственный лес. Растения и животные леса.

3

3







19

Хвойный лес. Растения и животные леса.

4

3




1

20

Лес и человек.

1

1







21

Болото как природное сообщество.


1

1







22

Влияние человека на растительный мир и его охрана.

1

1







23

Влияние человека на животный мир и его охрана.

1

1










Всего:

34

29,5

1,5

3


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение (1ч.)

Экология – как наука. Организмы живой природы. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек как часть природы. среда обитания, факторы среды.

Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (7ч.)

1.Основные среды жизни.

2.Наземно-воздушная среда обитания.

3.Факторы наземно-воздушной среды обитания.

4.Водная среда обитания и ее факторы.

5.Почвенная среда обитания.

6.Живые организмы как среда обитания.

Знать основные среды жизни организмов, уметь объяснять приспособления организмов к определенной среде обитания. Приводить примеры организмов конкретной среды обитания. Воздействие человека на среды жизни организмов.

Мини исследования: причины загрязнения атмосферы в нашей местности, источники загрязнения вод.

Взаимоотношения живых организмов (5ч.)

1.Основные типы взаимоотношений. Взаимовыгодные отношения: симбиоз, нахлебничество, квартиранство. Примеры живых организмов.

2.Нейтрализм.

3.Хищничество. Паразитизм. Отношения типа «хищник – жертва», «хозяин – паразит». Значение хищников. Приспособления к паразитизму. Составление цепей питания с включением данных организмов.

4.Конкуренция. Причины возникновения конкурентных взаимоотношений. Влияние организмов друг на друга. Конкуренция среди растений, среди животных.

5. Использование человеком взаимоотношений живых организмов. Влияние деятельности человека на отношения между организмами.

Знать основные типы взаимоотношений организмов, уметь приводить примеры, объяснять использование взаимоотношений организмов в практической деятельности человека ( разведение рыб, выращивание культурных растений…)

Подготовка и оформление сообщений о взаимоотношениях организмов.

Сообщества живых организмов (19ч.)

Понятие сообщества. Естественные и искусственные сообщества. Структура сообщества.

Цепи питания в сообществах. Организмы продуценты, консументы, редуценты.

Водные сообщества, растительность и животный мир. Условия жизни.

Луг как природное сообщество. Растения и животные луга.

Широколиственный лес. Хвойный лес. Растения и животные леса. Ярусность.

Лес и человек. Влияние деятельности человека на лес.

Болото как природное сообщество.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    1. Составление схемы «Структура сообщества».

    2. Решение экологических задач на составление цепей питания и правило экологической пирамиды.

ЭКСКУРСИИ.

      1. Жизнь водоема.

      2. Растения луга.

      3. Видовой состав лесного сообщества.

Знать основные природные сообщества своего района, их видовой состав.

Уметь описывать природные сообщества, решать простые экологические задачи.

Человек как часть природы (2ч.)

Влияние человека на растительный и животный мир и его охрана. Заповедные территории. Влияние деятельности человека на природу родного края. Охраняемые территории Костромской области и Поназыревского района.

Знать охраняемые территории своей местности.

Уметь объяснять воздействие человека на природу.

Проведение исследований по выявлению антропогенной нагрузки на природу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Основными методами и формами изучения курса являются учебные занятия, лабораторные занятия, экскурсии. Предусматривается индивидуальная работа, выполнение творческих заданий. Для проведения занятий необходим соответствующий дидактический материал.

Методы обучения:

- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )

- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )

- практические ( самостоятельная работа )

- исследовательский проект.

Приемы обучения: познавательные игры, урок – путешествие, экскурсия, конференция…

Дидактический материал: карточки с заданиями, набор открыток растений и животных, инструкции по технике безопасности во время экскурсии, наглядный материал.

Перечень материалов и оборудования.

  1. Гербарий «Растительные сообщества»

  2. Набор коллекций насекомых леса, луга.

  3. Коллекция «Биоценоз водоема».

  4. Таблицы: птицы леса, биоценоз леса, биоценоз водоема, строение мха, папоротника, сосны.

  5. Экскурсионное оборудование: папка гербарная, пресс ботанический, сачок водный, сачок энтомологический, кюветы, склянки, лопатка для выкапывания растений.

  6. Атлас Костромской области, карта Костромской области.

Формы педагогического контроля.

1. Анкетирование

2. Краткий опрос по темам.

3. Решение экологических задач.

4. Исследовательская работа.

5. Участие в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


  • Кабинет биологии.

  • Научная и методическая литература.

  • Дидактический материал.

  • Памятки.

  • Таблицы.

  • Инструкции по технике безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

1.Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

2.Биология. .Внеклассные мероприятия. Волгоград 2007

3. Белов С.В. Лесоводство. М., 1983.

4. Винокуров Л.А. Редкие исчезающие виды животных. М., 1992.

5. Голубев И.Р., Новиков А.И. Окружающая среда и её охрана. М., 1985.

6. Петров В.В., Абрамова Л.И., Балонгин С.А., Березина М.А. Общая ботаника с основами геоботаники. М., 1994.

7. Райков Б.С., Римский-Корсаков А.А. Зоологические экскурсии. М., 1990.

8. Реймерс Н.Ф. “Краткий словарь биологических терминов.” М., 1995

9.Травникова В.В. Биологические экскурсии. СПб, 2002

10.Журнал «Биология в школе»

Для учащихся.

 

  1. Биология в вопросах и ответах. Под. ред. В.В. Малахов. М.: "Международные отношения". 1995.

  2. . Брем А.Э. Жизнь животных. 1-3 том. М., 1992.

  3. . Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.

  4. . Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М., 1986.

  5. Никишев А.И.Экология М «Устойчивый мир» 2000

  6. . Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991

  7. . Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М., 1985.

  8. Журнал «Юный натуралист»

  9. Интернет ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Юный эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа «Юный эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Юный эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Программа «Юный эколог» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, ji. M. Гурович /2001 г и «Программа воспитания и обучения в детском саду»...
Программа «Юный эколог» iconРайонная краеведческая конференция «Родная сторона», посвященная...
«Достижения учащихся мбоу сош №1 г. Вяземского в исследовательской деятельности кружка «Юный эколог» (с 2001-2002 у г.), Ниоу «Эрудит»...
Программа «Юный эколог» icon«Юный эколог» Авторская педагогическая разработка для обучающихся...
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Волгодонск»,...
Программа «Юный эколог» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Программа «Юный эколог» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск