Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Староторъяльская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор школы
___________Мамаева С.В. __________Ельмекеев И.Н.
«____»___________2013г. «____»___________2013г.
Образовательная программа
дополнительного образования кружка
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Направление: художественно-эстетическое
Возраст детей: 1-4 классы
Составил: учитель ИЗО, руководитель
кружка Ельмекеева Надежда Валентиновна
Срок реализации: 1 год
2013г. Пояснительная записка
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности – является одним из элементов единой системы воспитания, обучения и развития учащихся. С целью повышения эстетического воспитания вводится кружок «Юный художник».
На занятиях кружка «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
В процессе обучения происходит активное общение детей, они сообща выполняют разные виды деятельности, в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. В учебном процессе возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка.
Содержание программы Цель: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических потребностей, независимо от того, кем станут ребята в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, космонавтами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или строителями является неотъемлемой частью кружка «Юный художник». Данная цель реализуется через решение системы образовательных задач.
Задачи:
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству,
воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.
Основные направления деятельности:
Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 12 лет.
Реализация программы основана на развитии детского творчества.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы.
Данная программа опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения.
Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. На занятиях дети приучаются к аккуратности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
При построении занятий используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются.
Форма проведения занятий разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы.
Во время работы проводятся оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук.
В течение года дети осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный интерес, дети с большим энтузиазмом их осваивают.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с литературой дома. Работая самостоятельно с дополнительной литературой, дети создают свою работу, а не пользуются готовым образцом. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. А с ребятами, кому нужна индивидуальная помощь, ведётся индивидуальная работа. Прогнозируемые результаты:
Закончив обучение в кружке «Юный художник» учащиеся должны
ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
3) понятие «стилизация»;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу. УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы. По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся. Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для кружка:
1) альбом,
2) краски(акварельные, гуашевые)
3) акварельные карандаши,
4) восковые карандаши
5) трубочки,
6) непроливайка,
7) свечи,
8) ватман,
9) простой карандаш,
10) ластик.
Календарно – тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Задачи занятия
| Материал
| Дата
| 1
| Вводное занятие «Как стать художником?
| 1
| Представлять то, чем будем заниматься на кружке «Юный художник». Знакомство с направлениями работы, видами деятельности, материалами. Инструктаж по ТБ.
| Рисунок на свободную тему
|
| 2
| «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
| 1
| Что такое композиция. Правила её
составления.
| Выбор любимой сказки для составления иллюстрации.
Палитра, гуашь, акварель, кисти
|
| 3
| Летний луг
| 1
| Смешение теплых цветов. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
| Восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. тампоны, кисти
|
| 4
| Я шагаю по ковру из осенних листьев
| 2
| Познакомить с техникой печатания листьями, набрызгиванием. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.
| Листы формата А3, опавшие листья, гуашь, кисти.
|
| 5
| Весёлые кляксы. Рисование природы.
| 1
| Учить видеть в причудливых узорах известные предметы. Развивать фантазию
| Бумага, краски, кисти.
|
| 6
| Рисование по сырому. Рисуем небо, землю, море.
| 1
| Познакомить с техникой заливки.
| Бумага, кисточки, акварель.
|
| 7
| Как нарисовать зайчика
| 1
| Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем.
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
|
| 8
| Как нарисовать поросят
| 1
| Развивать графические навыки. Отрабатывать навык удержания направленности движения по окружности
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
|
| 9
| Изображение цапли в болоте
| 1
| Развивать графические и технические навыки. Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
|
|
| Здравствуй, Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза
|
| Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Деда Мороза. Учить рисовать усы и бороду у Деда Мороза.
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
|
| 10
| Как нарисовать цветы
| 1
| Развивать графические навыки.
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
|
| 11
| Рисование методом «тычка»
| 1
| Познакомить с приёмом рисования
| Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, набор гуаши.
|
| 12
| Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой бабочки.
| 1
| Развивать умение рисовать симметричные предметы. Учить раскрашивать яичной скорлупой, подбирать необходимые цвета при раскрашивании.
| Яичная скорлупа, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги
|
| 13-14
| «Портрет Снегурочки».
| 2
| Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Снегурочки. Холодные цвета.
| Бумага, акварель, гуашь, кисточки
|
| 15-16
| Здравствуй, Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза
| 2
| Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Деда Мороза. Учить рисовать усы и бороду у Деда Мороза.
| Бумага, акварель, гуашь, кисточки
|
| 17
| Рисуем пальчиками и ладошками
| 1
| Познакомить с приемом рисования пальчиками и ладошками. Развивать выдумку и фантазию.
| Бумага, краски, собственные пальцы и ладони
|
| 18-19
| Пластилиновая живопись
| 2
| Научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.
| Пластилин разноцветный, доска для лепки, цветной картон, зубочистки, тряпки.
|
| 20-21
| Рисование зубной пастой
| 1
| Познакомить с приемом рисования зубной пастой. Развивать выдумку и фантазию.
| Цветной картон, зубная паста, зубочистка.
|
| 22
| Воскография
| 1
| Познакомить с нетрадиционной техникой
| Бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски.
|
| 23-24
| «Город мастеров» - работа в технике граттаж.
| 1
| Познакомить с техникой чёрно – белого граттажа.
| Лист полукартона, Яичный желток, кисть, зубочистка
|
| 25-26
| Рисуем через мокрую марлю
| 2
| Познакомить с нетрадиционной техникой
| Марля, гуашь
|
| 27-28
| Пузырьки рисуют сами
| 2
| Познакомить еще с одной нетрадиционной техникой рисования. Выполнить “воздушные”, “прозрачные” изображения с помощью жидкости для мытья посуды или шампуня. Развивать творчество и фантазию.
| Средство для мытья посуды или шампунь, бокал, гуашь, трубочка, бумага, кисти, краски.
|
| 30
| Я – юный художник
| 1
| Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.
|
|
| 31
| Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
| 1
| Уметьпользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
|
| 32-33
| Резервные часы
| 2
|
|
|
|
Список используемой литературы:
Михейшина М.«Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
Порте П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
|