Скачать 0.51 Mb.
|
Паспорт программы Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного искусства «Рукодельница» Педагог: Гоголева Наталья Владимировна Директор : Ришко Елена Владимировна Название учреждения: БОУ ДОД «ЦДОД» Адрес организации : г. Грязовец Телефон/факс: 2-14-98 Должность : педагог дополнительного образования Отдел : БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа, БОУ « Слободская СОШ им. Г.Н.Пономарёва» Целевые группы: дети 7-15 лет Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, посредством обучения его различным видам декоративно-прикладного искусства. Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации программы: 1 год на изучение раздела одного из видов декоративно прикладного искусства Вид программы: Модифицированная Уровень реализации: начальное и основное, общее Уровень освоения: углублённый Способ освоения: креативный Краткое содержание программы: Пояснительная записка. Назначение программы. Новизна программы. Педагогическая целесообразность. Количество часов в год. Цель и задачи программы. Формы работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Методы и приёмы. Учебно-материальная база. Системы контролирующих материалов. Структура курса: перечень основных разделов. Приложение 1. «Умелые ручки». Введение в программу «Рукодельница» Раздел 1. Бумагопластика. «Мастерская чудес» Раздел 2. Лепка. «Город мастеров» Раздел 3. Скульптурно-текстильная техника. «Мягкая игрушка» Раздел 4. Изонить. «Волшебная нить» Раздел 5 Ручная вышивка. «Волшебная игла» Раздел 6. Биссероплетение. «Волшебный паучок» Раздел 7. Лоскутная мозаика. «Волшебный лоскуток» Раздел 8. Ручное вязание. «Волшебный клубок» Пояснительная записка. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, обучающиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Ребёнок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать обучающихся техническими знаниями. Развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях обучающиеся пользуются основами многих наук. В процессе создания декоративных изделий они на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети узнавали с ранних лет. Программа "Рукодельница" вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника, ручная вышивка, биссероплетение, изонить, лоскутная мозаика, ручное вязание даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим миром. Воспитание и обучение в объединении происходит в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место преподавателя в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует и даёт хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объёмной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз 2) воплощение в материале 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по художественно-эстетическому направлению разработана на основе:
Назначение программы. Настоящая программа предполагает обучение учащихся 1-9 классов. Один год обучения – изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество обучающихся в объединении для успешного освоения программы: начальное звено 1-4 классы 8-10 человек, среднее 5-9 классы 10-12 человек. Актуальность и перспективность программы. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, дети могут создавать свои конструкции, не пользуясь уже выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Адресность. Указанное в программе количество часов на изучение каждого раздела программы педагог может распределять самостоятельно, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данном классе. Поэтому программу может использовать широкий круг педагогов. Новизна и особенность программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту (например, оригами: рыба, слон, сова…) позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом педагог или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным обучающимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Педагогическая целесообразность. Программа по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству составлена с целью подарить им радость творчества, показать технологический процесс изготовления изделий, а также помочь освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные решения современного образа, отвечающего эстетике наших дней. Количество часов в год: Программа рассчитана на 144 часа ,2 раза в неделю по 2часа. Приложение 1. «Умелые ручки». Введение в программу «Рукодельница» занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Информация о продолжительности каждого занятия. В 1-м классе занятия длятся по 35 минут в I полугодии, по 45 минут – во II полугодии. Со 2 - 9 классы занятия длятся по 45 минут. Содержание программы «Рукодельница» не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. В основу программы положены следующие принципы:
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы обучающегося. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер обучающегося и т. д. Цель программы: создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, посредством обучения его различным видам декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Формы работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
Методы и приёмы:
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Основные составляющие занятий:
Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Для реализации данной программы необходима учебно-материальная база:
Системы контролирующих материалов:
Структура курса прописываются в каждом разделе программы:
Работа с родителями:
Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
Методы оценки результативности программы:
Планируемые результаты: Освоение детьми программы «Рукодельница» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС:
Личностные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Раздел 1. Бумагопластика. « Мастерская чудес» Пояснительная записка. Первый раздел полностью посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: Айрис-фолдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи. Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети. Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Учебно-тематический план. Бумагопластика «Мастерская чудес»
Содержание деятельности: Бумагопластика. Раздел I. Введение в декоративно-прикладное творчество. |
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы | Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | Образовательная программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Рукодельница» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» муниципального... | ||
Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина» Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов... | Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного... Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей... | ||
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | Основы декоративно-прикладного искусства Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е.... | ||
О проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | О проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | ||
Публичный доклад учреждения начального и среднего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства... | Курсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества» «Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно... | ||
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | План конспект внеклассного мероприятия по теме: М. В. Ломоносов основоположник... Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой | ||
Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями Исходя из этих проблем, а также по запросу социума в мбоу дод «цдт» с. Александров – Гай была разработана дополнительная образовательная... | Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой |