Скачать 157.15 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа им.Г.Е.Егорова»
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства Срок реализации: 2 года Кол-во часов: 1 год обучения- 34 часа 2 год обучения- 34 часа Составил: учитель технологии - Васильева Оксана Вениаминовна УРМАРЫ - 2011 Содержание I.Введение………………………………………………………………….. II.Пояснительная записка…………………………………………………. III.Структура программы………………………………………………….. VI.Организация деятельности кружка……………………………………. V. Характеристика ожидаемых результатов……………………………... VI. Учебно- тематический план…………………………………………… VII. Список литературы……………………………………………………. Введение Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства. Есть жажда творчества, уменье созидать, На камень камень класть, вести леса строений. Не спать ночей, по суткам голодать, Вставать до звезд и падать на колени. Остаться нищим и глухим навек, Идти с тобой, с своей эпохой вровень, И воду пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен. Брать в руки гипс, склоняться на подрамник Весь мир вместить в дыхание одно. Одним мазком весь этот мир и камни Живыми положить на полотно. Не дописав, оставить кисти сыну, Так передать цвета своей земли, Чтоб век спустя все так же мяли глину И лучшего придумать не могли. Н. Майоров. Пояснительная записка. Актуальность программы Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства. Задачи программы Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Структура программы Программа кружка «Подарочек» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В программу включены следующие разделы:
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках. Организация деятельности кружка. Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, второго года обучения – 7-8 классов. Форма работы- групповая. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу. Характеристика ожидаемых результатов. В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить знания:
умения:
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения учащиеся должны получить знания:
умения: .
Учебно-тематический план I год обучения (34 часа)
II год обучения (34 часа)
Содержание Программы I год обучения (34 часа) Вводное занятие (1 час) Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы». Работа с бумагой (6 часов) Работа с гофробумагой. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п. Беседа «Симметрия и ассиметрия в изобразительном искусстве» Творческая работа: Панно из гофробумаги. Роспись по дереву (10 часов) Городецкая роспись. Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления. Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки). Творческая работа: «Роспись разделочной доски». Хохломская роспись. Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи. Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон). Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки. Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица». Художественная обработка ткани (9 часов) Вышивка лентами Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров. Упражнения: тамбурный шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком». Творческая работа: панно « Цветочная поляна». Лепка (6 ч) Соленое тесто I.Плоскостные композиции (6ч) Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска). Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др. Стилизация форм. Создание эскизов. Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов). Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска». II. Объемные композиции (6ч). «Искусство России. Скульптура». Беседа. Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного. Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.) Творческая работа: Объемная композиция «Барышни» Выставки, экскурсии, праздники (2 ч). «О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий. II год обучения (34 часа) Вводное занятие (1ч). Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий. Вязание крючком (14 ч). История вязания крючком. Возможности вязания крючком. Демонстрация образцов вязания, готовых изделий. Способы и виды вязания крючком. (рельефное, плотное, ажурное, тунисское, афганское, филейное, вязание на вилке). Материалы, инструменты и принадлежности. Правила безопасности работы. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков без накида и с накидами, прочных столбиков). Строение верхней части столбиков, способы введения крючка в предыдущий ряд. Вязание за переднюю и заднюю нить косички (горизонтальная резинка). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология выполнения прямоугольного полотна и изделия на его основе. Технология вязания спирали. Правила и приемы выполнения отделки «рачий шаг». Упражнения: Отработка правильного положения рук при вязании крючком. Выполнение первой воздушной петли, цепочки из воздушных петель, столбиков без накида. Изготовление образцов столбиками с накидами и без накида, вязание по кругу. Творческая работа: Панно «Цветы», ажурная салфетка. Вышивка крестом(10ч). Виды и классификация счетных вышивок. Вышивка крестом. Материал для вышивки. Обучение техники. Простой крест. Крест двойной или «болгарский». Полукрест. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Творческая работа: Вышивка растительных мотивов. Панно «Буквы» Изделия из кожи и бисера (7 ч). Беседа «Украшения из кожи и бисера - неотъемлемая часть многих национальных костюмов народов мира». Материалы и инструменты при работе с кожей и бисером. Творческая работа «Кулон с меховой окантовкой», «Квадратный кулон». Выставки, экскурсии, праздники (2ч) «Чувашский национальный костюм» - экскурсия на Урмарскую швейную фабрику «Паха-тере». «Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц. Список литературы. 1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г. 2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г. 3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г. 4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г. 5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г. 6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г. 7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г. 8.Нестерова , Д.В.Рукоделие: энциклопедия_ М.:АСТ,2007. |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... |