Образовательная программа дополнительного образования детей





Скачать 157.15 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей
Дата публикации26.09.2014
Размер157.15 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Урмарская средняя общеобразовательная школа им.Г.Е.Егорова»



Рассмотрено:

на заседании МО

учителей технологии

ИЗО, черчения

«___»_________20___г.


Согласовано:

Зам. директора по ВР

_________/Галкина И.М./

«___»_________20___г.

Утверждаю:

Директор школы

________/Петрова Л.П./

«___»_________20___г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей

Кружок декоративно-прикладного искусства



Срок реализации: 2 года
Кол-во часов: 1 год обучения- 34 часа

2 год обучения- 34 часа
Составил: учитель технологии - Васильева Оксана Вениаминовна

УРМАРЫ - 2011

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………..

II.Пояснительная записка………………………………………………….

III.Структура программы…………………………………………………..

VI.Организация деятельности кружка…………………………………….

V. Характеристика ожидаемых результатов……………………………...

VI. Учебно- тематический план……………………………………………

VII. Список литературы…………………………………………………….

Введение

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.


Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.
Н. Майоров.

Пояснительная записка.
Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Развития общей способности к творчеству.

  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.


Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


Структура программы

Программа кружка «Подарочек» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой

  2. Роспись

  3. Лепка

  4. Работа с тканью

  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.


Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, второго года обучения – 7-8 классов. Форма работы- групповая. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

  • о чувашских народных промыслах;

  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

  • о работе с соленым тестом;

  • о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

  • о вышивке лентами; о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

  • работать в программе Power Point.


В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения учащиеся должны получить
знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;

  • расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;

  • о вязании крючком;

  • о вышивке крестом;

  • о способах изготовления украшений из кожи и бисера.


умения:

.

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;

  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);

  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

  • лепить разными способами;

  • привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров;

  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;

  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

  • работать в программе Pablisher.



Учебно-тематический план


I год обучения (34 часа)


Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

1

1




2.

Работа с бумагой.

Изготовление панно из гофробумаги

6



1



5



3.

Роспись по дереву.

Городецкая роспись

Золотая хохлома


5

5


1

1


4

4

4.

Художественная обработка ткани.

Вышивка атласными лентами

9

1

8

5.

Лепка. Соленое тесто

a)Плоскостные композиции

б)Объемные композиции

6

1

5

6.

Выставки, экскурсии, праздники.

2




2




ИТОГО:

34

6

28


II год обучения (34 часа)


Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

1

1




2.

Вязание крючком.

а) панно «Цветы»;

б)ажурная салфетка

14

1

13

3.

Вышивка крестом


10

1

9

4.

Изделия из кожи и бисера


7

1

6

5.

Выставки, экскурсии, праздники.

2




2




ИТОГО:

34

4

30


Содержание Программы

I год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1 час)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

Работа с бумагой (6 часов)

Работа с гофробумагой.

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Беседа «Симметрия и ассиметрия в изобразительном искусстве»

Творческая работа: Панно из гофробумаги.

Роспись по дереву (10 часов)
Городецкая роспись.

Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.

Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).

Творческая работа: «Роспись разделочной доски».
Хохломская роспись.

Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).

Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».
Художественная обработка ткани (9 часов)
Вышивка лентами

Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурный шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно « Цветочная поляна».

Лепка (6 ч)

Соленое тесто
I.Плоскостные композиции (6ч)

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».
II. Объемные композиции (6ч).

«Искусство России. Скульптура». Беседа.

Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного.

Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»

Выставки, экскурсии, праздники (2 ч).

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее.

«Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.

II год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1ч).

Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.
Вязание крючком (14 ч).

История вязания крючком. Возможности вязания крючком. Демонстрация образцов вязания, готовых изделий. Способы и виды вязания крючком. (рельефное, плотное, ажурное, тунисское, афганское, филейное, вязание на вилке).

Материалы, инструменты и принадлежности. Правила безопасности работы.

Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков без накида и с накидами, прочных столбиков). Строение верхней части столбиков, способы введения крючка в предыдущий ряд. Вязание за переднюю и заднюю нить косички (горизонтальная резинка).

Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения.

Технология выполнения прямоугольного полотна и изделия на его основе. Технология вязания спирали. Правила и приемы выполнения отделки «рачий шаг».

Упражнения: Отработка правильного положения рук при вязании крючком. Выполнение первой воздушной петли, цепочки из воздушных петель, столбиков без накида. Изготовление образцов столбиками с накидами и без накида, вязание по кругу.

Творческая работа: Панно «Цветы», ажурная салфетка.
Вышивка крестом(10ч).

Виды и классификация счетных вышивок. Вышивка крестом. Материал для вышивки. Обучение техники. Простой крест. Крест двойной или «болгарский». Полукрест. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

Творческая работа: Вышивка растительных мотивов. Панно «Буквы»
Изделия из кожи и бисера (7 ч).

Беседа «Украшения из кожи и бисера - неотъемлемая часть многих национальных костюмов народов мира». Материалы и инструменты при работе с кожей и бисером.

Творческая работа «Кулон с меховой окантовкой», «Квадратный кулон».
Выставки, экскурсии, праздники (2ч)

«Чувашский национальный костюм» - экскурсия на Урмарскую швейную фабрику «Паха-тере».

«Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц.
Список литературы.
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.

6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.

7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.

8.Нестерова , Д.В.Рукоделие: энциклопедия_ М.:АСТ,2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск