Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»





Скачать 464.31 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
страница1/5
Дата публикации03.12.2014
Размер464.31 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

Центр экологического образования, краеведения,

детско-юношеского туризма и отдыха



Рассмотрена на педагогическом совете

Центра экологического образования,

краеведения, детско-юношеского

туризма и отдыха

(протокол №3 от 14.06.2011)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназии № 3»

________________А.В. Жмурко


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Друзья нашего дома»

Автор программы:

педагог дополнительного образования

Полунина Елена Владимировна

Возраст обучающихся: 1-9 классы

Срок реализации программы: 4 года

Великий Новгород

2011 год

Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа отражает эколого-биологическую направленность. Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (Великий Новгород, 2006 год);

Решением оргкомитета 7 Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей – дипломант (г. Москва, 2006 год).

Новизна программы:

  1. в изменениях в учебном материале (основная и дополнительная информация, построение занятий в зависимости от современных требований общества, потребностей детей);

  2. в изменении средств обучения (диалоговая форма работы, совместная деятельность (ребенок – педагог, ребенок – ребенок, педагог - родитель – ребенок), родители заинтересованы в содержательном досуге своих детей, профилактике асоциального поведения);

  3. в изменении условий (формирование исследовательских навыков на базе уголка живой природы, постоянного общения с животными, реализации полученных на занятиях знаний).

4) зоологическая компетентность – определенная система знаний о многообразии видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений, о наиболее рекомендуемых для домашнего содержания видах и породах животных, об основах ухода за домашними питомцами в соответствии с их экологическими особенностями.

5) личностное отношение воспитанников.

Программа, с точки зрения новизны находится на двух уровнях: адаптивном и комбинированном, что зависит от интереса детей, условий работы, конкретной ситуации.

Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным, т.к. удовлетворяются потребности детей в получении ЗУН, связанных с зоологией (знать о разнообразии животных, их особенностях, поведении, взаимосвязи с окружающей средой, значении для природы и человека, основах ухода и содержания и т.д.). Эти данные получены при изучении образовательных потребностей детей в получении дополнительных знаний, анкетировании родителей о необходимости познавательного досуга, который помог бы детям найти свое призвание в жизни (профориентация).

Педагогическая целесообразность подтверждена следующими документами:

- типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233, с замечаниями от 22 февраля 1997 года № 212), в котором прописано, что одним из предназначений учреждений дополнительного образования является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности (общества, государства).

- учебными типовыми программами по биологии, их методическое обеспечение направлено на получение учащимися общебиологических знаний, умений и навыков, но не учитываются потребности детей в общении с природой ближайшего окружения, в получении конкретных знаний по зоологии, по содержанию домашних питомцев в городе.

Концепция модернизации образования (2002-2010 гг.) отводит огромное значение знаниям, которые осваивает ученик. Знания рассматриваются как базовая основа компетентности (современное понятие модернизации образования). Компетенция – характеристика знаньевой основы. Компетентностные знания – это те знания, которые применяются в жизненных ситуациях. Ученику нужны знания, которые носят компетентный характер.
Цель программы: формирование у детей зоологической компетентности.

Общие задачи:

  • формирование определенной системы знаний о многообразии видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений, о взаимосвязи организма с окружающей средой, о необходимости охраны природы;

  • формирование ЗУН по уходу и содержанию разнообразных домашних питомцев, о создании необходимых условий для жизни животных;

  • развитие интереса к познанию окружающего мира, познавательных способностей, навыков, исследовательской и экспериментальной деятельности, развитие творческих способностей;

  • создание условий для развития и раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, самореализация и самоопределение воспитанников в дальнейшей профессиональной деятельности.

I год обучения «Природа вокруг нас»

- формирование у воспитанников определенной системы знаний о

взаимосвязи организма с окружающей средой;

  • формирование знаний о необходимости создания условий для жизни животных в уголке живой природы близких к природным;

  • накопление фактов о многообразии видов и жизни животных, о биологических особенностях, о необходимости охраны отдельных сообществ живых организмов.

II год обучения «Друзья нашего дома»

- ознакомление детей с наиболее рекомендуемыми для домашнего содержания видами и породами животных;

  • обучение основам ухода за животными в соответствии с их экологическими особенностями;

  • проведение наблюдений, экспериментов, формирование основ исследовательской деятельности;

  • формирование представлений о различных профессиях, связанных с зоологией.

III год обучения «Любители животных»

  • оказание помощи в содержании, воспитании, дрессировке различных животных;

  • создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, развитие их исследовательских умений и навыков;

  • творческая реализация воспитанников через участие в работе Театра зверей «Теремок», в котором выступают учащиеся со своими дрессированными питомцами, проводятся самими детьми беседы по охране природы, спектакли, зоологические викторины для учащихся младших классов, детских садов, проведение экскурсий по «уголку живой природы» (по заявкам), проведение консультаций по содержанию животных «Советы натуралисту-любителю».

IV год обучения клуб выходного дня «Тайны живой природы»

  • создание условий для выбора воспитанниками индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от накопленного опыта и знаний, особенностей и возможностей каждого ребенка или микро-групп;

  • предоставление возможностей в раскрытии индивидуальных особенностей ребенка в различных видах деятельности;

  • закрепление самостоятельных навыков воспитанников в различных видах деятельности

  • формирование коммуникативной функции, умение работать в команде.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:

В настоящее время существуют эколого-биологические образовательные программы «Исследователи природы» («Юные натуралисты», «Юные зоологи», «Юные экологи», «Юные кролиководы» и т.д.). Большинство программ уделяют значительное внимание ознакомлению с животными, непосредственно в природе (в лесу, в поле, на реке), но это не всегда возможно в городе, иногда нет средств и возможности выехать из него. Недостаточно разработаны занятия, непосредственно проводимые в уголках живой природы. Большинство программ уделяют внимание ознакомлению учащихся с отдельными отраслями животноводства, ведению хозяйства с целью производства мяса, молока, яиц, т.е. практическое ознакомление с этими отраслями.

У городских детей есть потребность в общении с животными, в познании того, кто живет рядом в доме. В основном, разработанные программы рассчитаны на 1-2 года обучения, для одновозрастных групп, что не подходит для педагогов, работающих с городскими детьми (увлечение животными объединяет детей любого возраста на протяжении многих лет). Образовательные программы не учитывают интересы тех, кто увлечен маленькими комнатными животными: хомячками, крысами, морскими свинками, попугайчиками и т.д.

Существующие программы формируют отдельные аспекты изучения животных, а для работы на базе уголка живой природы с большим количеством животных требуется такая организация работы, которая предполагает посещение учащимися занятий на протяжении нескольких лет, получение знаний через исследовательскую деятельность, через работу в экологическом Театре зверей, развитие творческих способностей. Существующие программы не удовлетворяют особые потребности детей, что и вызвало необходимость в создании программ, способствующих формированию у детей зоологической компетентности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: начальное звено (1-4 классы), среднее звено (5-8 классы), старшее звено (8 классы и старше).
Сроки реализации

Предлагаемые образовательные программы «Друзья нашего дома» рассчитаны на 4 года обучения: трехэтапное изучение общего материала, индивидуальную или групповую творческую и исследовательскую работу детей (1-3 год обучения) и организацию учебного процесса в форме работы клуба выходного дня (4 год обучения).

Формы и режим занятий: Содержание программ ориентировано на добровольные одновозрастные и разновозрастные группы детей (10-12 человек).

Состав групп остается постоянным. При необходимости состав групп может изменяться (особенно при клубной форме работы, при дифференцированном подходе к учащимся и др. случаях). В течении учебного года воспитанники могут быть зачислены в группы по результатам собеседования. Количество часов по программе:

1 год обучения -72 часа (2 часа в неделю) или 144 часа (4 часа в неделю) по выбору воспитанников;

2 год обучения – 144 или 216 часов по выбору воспитанников (по 4 или 6 часов соответственно);

3 год обучения – 216 часов (по 2 часа 3 раза в неделю). Учитывая специфику дополнительной образовательной программы данная раскладка часов распределяется на изучение теории, выполнение практических работ в уголке живой природы, исследовательскую деятельность и уход за обитателями уголка живой природы.

4 год обучения рассчитан на 72 часа, при нагрузке 2 часа в неделю.

Учебные занятия каждого из годов обучения проводятся с обязательным соблюдением 10 минутного перерыва между занятиями для отдыха детей и проветривания кабинетов.

Занятия построены на организации взаимодействия школьников с природой ближайшего окружения, познании – того, что растет и находится рядом с ребенком и в его доме.

В процессе работы имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента. Наблюдение всегда оставляет в сознании детей более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом, даже с использованием коллекций, таблиц, кинофильмов. Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом – все это способствует развитию мышления, внимания учащихся, развиваются исследовательские наклонности. Виды занятий: обучающие, обобщающие, закрепляющие; исходя из этого и разнообразные методы и формы преподавания: рассказ, беседу, практические работы, экскурсии, работу и наблюдения в уголке живой природы и т.д.

Для привлечения внимания, развития интереса воспитанников проводятся диспуты, беседы, игры, состязания, викторины, экологические спектакли. Принцип работы: от интереса – к получению определенных знаний, развитию способностей, развитию личности. В работе осуществляется индивидуализация обучения и применение дифференцированного подхода. Индивидуальные формы работы, эпизодическая групповая работа, массовая работа удовлетворяют запросы как группы в целом, так и отдельных воспитанников. Клубная форма работы позволяет объединить учащихся разных возрастов, интересов и способностей, что способствует развитию умений и навыков работать в коллективе, в группе, развитию инициативы, ответственности за порученное дело.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Данный комплекс программ предусматривает познавательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках биологии. Помогает воспитанникам углубить школьные знания о многообразии видов и жизни животных, о взаимосвязи организма с окружающей средой, учит создавать близкие к природным условия для жизни животных уголка живой природы. Способствует формированию интереса к познанию окружающего мира, необходимости охраны природы, элементарных исследовательских умений (умение наблюдать, исследовать, анализировать и т.д.), дает представление о различных профессиях, что готовит воспитанников к выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Первый год обучения

«Природа вокруг нас»
По окончании учащийся должен знать:

  • о многообразии видов и жизни на Земле, приспособлениях к условиям среды, сезонным изменениям в природе;

  • о взаимосвязи организма с окружающей средой, типичные погодные условия, характерные для нашего края;

  • об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (размножение, способы добывания пищи, пищевые связи, убежища и т.д.);

  • о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов;

  • о разнообразных домашних животных, знать типичных представителей леса, парка, водоема, города.

Учащийся должен уметь:

  • правильно вести себя в природе (азбука поведения в природе);

  • вести дневник наблюдений (фенологический, описание условий содержания животных в уголке живой природы, проведение наблюдений в природе и т.д.)

  • ухаживать за питомцами (за комнатными растениями, домашними животными);

  • через различные приемы работы с бумагой по типу «Оригами» эстетически осмысливать образы знакомых предметов, животных, растений, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме;

  • вносить свой вклад в дело охраны природы: подкормка птиц в холодное время года, привлечение птиц на свои дачные участки, не проходить мимо того или иного явления, вызывающего тревогу.

Второй год обучения

«Друзья нашего дома»
По окончании учащийся должен знать:

  • элементы зоологии с основами экологии;

  • о разнообразии домашних животных;

  • наиболее рекомендуемые виды животных, пригодных для домашнего содержания: животные в городе, животные сельскохозяйственного назначения;

  • особенности содержания домашних животных;

  • основные правила ухода за домашними питомцами;

  • правила безопасности и гигиены труда;

  • основы культуры общения человека с животными.

Учащийся должен уметь:

  • определять виды и породы животных, предназначенных для домашнего содержания;

  • правильно выбирать питомца для домашнего содержания;

  • правильно осуществлять уход за домашними животными, выявляя их экологические особенности;

  • создавать условия для содержания различных домашних животных, основанные на знаниях;

  • оказывать первую доврачебную помощь заболевшим животным, составлять аптечку первой помощи, проводить профилактику заболеваний у разных животных;

  • проводить элементарную исследовательскую работу (наблюдать, фиксировать, производить зарисовки, фотографировать и т.д.);

  • пользоваться научной и научно-популярной литературой, справочниками, определителями, проводить обзор выходящей литературы;

  • быть участником конференций, конкурсов, викторин, связанных с зоологией, экологией.


Третий год обучения

«Любители животных»
По окончании учащийся должен знать и уметь:

  • самостоятельно работать с литературой, добывать знания и применять их на практике, готовить и оформлять доклады, рефераты по темам;

  • принимать активное участие в коллективной деятельности, грамотно вести диалоги, участвовать в обсуждении различных проблем;

  • проводить наблюдения за животными и явлениями в природе, в уголке живой природы, собирать данные, обрабатывать их, анализировать, делать выводы, оформлять полученные результаты; участвовать в исследовательской деятельности (индивидуально или в группе);

  • быть активным участником конференций, мероприятий (школьных и внешкольных), участвовать в охране природы (например, акция «Кормушка»);

  • проводить занятия, игры, викторины, экскурсии для других учащихся, участвовать в работе Театра зверей;

  • оказывать желающим помощь в уходе за домашними животными, в уголке живой природы («Советы натуралисту-любителю»);

  • иметь представление о различных профессиях, связанных с биологией, экологией.



Четвертый год обучения

«Тайны живой природы»
По окончании учащийся должен знать и уметь

  • многообразие природы и необходимость ее охраны

  • редкие и охраняемые виды растений и животных Новгородской области и их места обитания

  • особенности содержания домашних животных в городе

  • создавать необходимые условия для содержания домашних животных в городе, основанные на знаниях

  • знать и понимать особенности культуры общения человека с животными

  • самостоятельно проводить исследовательскую деятельность по выбранной теме и оформлять работу

  • эстетически осмысливать образы природы, передавать и представлять их красоту и колоритность в различных видах деятельности

  • быть организатором проведения и активным участником природоохранных мероприятий, массовых дел (игр, викторин и т.п.) в школе, городе

  • показывать пример бережного и гуманного отношения к природе, быть инструктором – пропагандистом

  • самоопределение в профессиональной деятельности

Оценка результатов работы происходит через контроль за знаниями и умениями после прохождения темы, по изменению в поведении ребенка, через работу на практических занятиях, экскурсиях, в подготовке докладов.

Традиционные методы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, «срез знаний» (через зоовикторины, игры, конкурсы, «Кто быстрее назовет?», «Угадай-ка», «Самый сообразительный»), наблюдения (во время занятий), анкетирование.

Выделяются и используются следующие виды контроля за работой обучающихся:

  1. вводный – проводится перед началом работы (проверка готовности к занятию, проблемные вопросы и задания, тестирование и анкетирование);

  2. текущий – проводится в ходе учебного процесса. Выполнение контрольного упражнения – экологические игры, конкурсы, собеседование, выполнение индивидуальных заданий;

  3. промежуточный – проводится при завершении больших тем и разделов, это может быть участие в конкурсе, викторине, игре, праздниках, выставках;

  4. итоговый – проводится после изучения курса (в виде выставки, участия в конкурсе, викторине и др.).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подготовка воспитанниками докладов, исследовательских работ, тематических выступлений, а также участие в городских экологических конференциях школьников, конкурсах, Неделе защиты животных и природоохранных акциях.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconПубличный доклад моудод аннинский
Аннинский дом детского творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, созданное в марте...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск