Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы»





НазваниеЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы»
страница1/4
Дата публикации25.04.2015
Размер0.49 Mb.
ТипЗаседание
100-bal.ru > География > Заседание
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА ГАЛИЧА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Утверждаю

Директор МОУДОД ДДиЮ:

-------------------------Г.Г.Разгуляева

«------» ----------------20—г.

Рекомендовано к реализации

«------»-----------20----г.

протокол №-----

заседание педсовета ДДиЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Азбука природы»

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации программы 3 года

Педагог дополнительного образования

Кириллова Татьяна Вениаминовна

2013г. Галич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение:

Слово «экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по – новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру. Направленность программы «Азбука природы» по содержанию является эколого-биологической, по функциональному предназначению прикладной, по форме организации – объединение, по времени реализации трех годичная. В основу разработки программы положены важные функции, которые расширяют государственный образовательный стандарт Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".


1.Воспитательно-развивающая функция программы реализуется через целостность и последовательность изучаемых тем всех лет обучения.

2. Инновационная функция реализуется через широкую информацию и зрительный материал о разнообразии, богатстве растительного и животного мира Земли.

3.Систематезирующая функция: это целостная система освоения содержания программы, выстроенная в соответствие с логикой развития тем каждого года обучения, связанных между собой единой линией познания окружающего мира.

4. Функция общения (коммуникативная). Программа помогает организовать живое общение между воспитанниками и педагогом, подводит детей к самостоятельным суждениям.

5. Самообразовательная функция реализуется через самостоятельную образовательную деятельность: заочные викторины, рефераты, выступления, связанные с усвоением преподносимого материала.

6. Функция закрепления изученных тем. Система творческих заданий, участие в разнообразных конкурсах, массовых мероприятий по экологии, направленных на реализацию программного материала и являющуюся тестом, который выявляет уровень освоения основ программы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся воспитанников. Дополняет знания детей по курсу «Природоведение», «Ознакомление с окружающим миром».

Новизна программы заключается в том, что изучение растительного и животного мира основывается на интеграции различных видов искусства: живописи, аппликации, конструировании. Интересные, неповторимые задания, возможность выбора, создание своих образов в творческих работах – это то, что поможет обеспечить неповторимость детского восприятия и действительности, адаптированных к данному возрасту.

Актуальность программы «Азбука природы» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и

ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру, ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.

Вопросы экологии и экологической грамотности, экологической культуры ввиду их чрезвычайной важности стали предметом обсуждения на самом высоком правительственном уровне. Это отражено в нормативно- правовых документах. В Послании президента РФ Федеральному собранию РФ (2010 год) «Свою решающую, принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть наше гражданское общество. Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах»; п. 5 Экологической доктрины РФ; Закон Костромской области "Об экологическом образовании и просвещении, формировании экологической культуры в Костромской области" от 12.07.2006,Ст.3,ФЗ «Об образовании»; Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка.

Вторым приоритетом актуальности программы «Азбука природы» является направленность МОУДОД «ДДиЮ» на экологическое воспитание детей, а так же желание родителей и детей.

Возраст: программа дополнительного образования детей разработана для учащихся младшего школьного возраста 1-4 классов.

Сроки реализации программы - 3 года.

Продолжительность образовательного процесса составляет 216 часов.

1-й год для детей 6-7 лет по 2 часа 1 раз в неделю, в месяц - 8 час, в год -72 час. Продолжительность занятия 30 минут, на основании Устава Дома детства и юношества.

2-й год для детей 8-9 лет по 2 часа 1 раз в неделю, в месяц -8 час, в год - 72 час. Продолжительность занятий 40 минут, с перерывом 10 минут на основании Устава Дома детства и юношества, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10.

3-й год для детей 10-11 лет по 2 часа 1 раз в неделю, в месяц - 8 час, в год - 72 час.

по 40 мин.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Педагогическая целесообразность программы основывается на принципах:

  • принцип наглядности (Я.А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики);

  • принцип личностной ориентации; Психологические теории особенности личностного развития на разных возрастных этапах (Л.И. Божович, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.)

  • принцип гуманизма; Психологические теории гуманистической психологии (А.Маслоу и К Роджерс)

  • принцип практической направленности;

  • принцип развивающего обучения и работа эта направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь младших школьников, развивать мышление и творческие способности.

Цель: формирование и развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста, через игровые и творческие виды деятельности. Задачи:

  • Отследить уровень экологических знаний у младших школьников;

  • Формировать интерес к окружающему миру по средствам игровой и творческой видам деятельности в экологической направленности;

  • Дать определенные экологические знания;

  • Развить интерес к самостоятельному познанию природы. Научиться применять экологические знания их на практике, в жизни;

  • Развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, коммуникабельность, работу в малых группах и большом коллективе;

  • Воспитывать любовь к природе, здоровый образ жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1год обучения – «Сезонные изменения в природе»-72часа

2год обучения – «Человек и природа» - 72часа

3год обучения – «Растительный и животный мир Костромской области» - 72 часа

В программу включены: темы, с содержанием работы, рекомендуемые формы и методы проведения занятий, итогового контроля. Представлены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной: ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из различных доступных материалов, экскурсии и прогулки, массовые мероприятия, экологические акции.

В содержание многих тем включено выполнение творческих работ. Для этого необходимо иметь заготовленный природный материал, инструменты и материалы для техники квиллинг, схемы для выполнения работ в технике оригами, краски и альбомы для изодеятельности, клей, цветная бумага, ножницы, кисточки для аппликаций.

Содержание образовательной программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ГО ГОДА ОББУЧЕНИЯ

Блок занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Вводное занятие







  1. Сезонные изменения в природе.

30ч.

13ч

17ч.

  1. Мой дом за окном.

15ч.

10ч.

5ч.

  1. Весна в природе

20ч.

16ч.

4ч.

  1. Весенние работы на цветнике.

5





Итого:

72ч

43ч

29ч

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Учащиеся должны знать:

1.Какие изменения происходят по сезонам в природе.

2.Условия жизни растений и животных в природе.

3.Существующие в природе взаимосвязи между животными, растениями, человеком.

Учащиеся должны уметь:

1.Собирать природный материал.

2.Проводить заготовку лекарственных трав (подорожник, календула, липовый цвет).

3.Проводить простейшие наблюдения.

4.Работать в группах.

5.Выполнять простейшие работы на цветнике.

Способы проверки результатов

  • Участие в выставках ДДиЮ.

  • Участие в областных и городских конкурсах.

  • Совместные мероприятия «родитель +ребенок».

  • Участие в массовых и внеклассных мероприятиях внутри объединения и ДДиЮ.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Тема занятия


Содержание

Количество часов

Форма занятия

теории

практики

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся». Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности в ДДиЮ.

Познакомить с планом работы на учебный год; с правилами поведения и техникой безопасности во время занятий.






Игровая

Тренинг на знакомство

I

Сезонные изменения в природе (30ч)




13ч


17ч




1

«Краски осени».


Формировать умение видеть прекрасное в окружающей природе.







Заочная экскурсия

Рисунок «Осенние листья».

2

«Осенний букет»

Научить выполнять аппликацию из осенних листьев. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.







Беседа Выполнение аппликации из осенних листьев.

3

Живая и неживая природа осенью.


Расширить знания обучающихся о живой и неживой природе, обратить внимание на природу Костромского края.






Игровая.

4

«Дары природы»

Обобщить знания детей по объектам живой и неживой природы. Дать толкование слова «дар». Всё чем богата природа-это бесценный дар, которым необходимо пользоваться, соблюдая правила поведения в природе.





Рассказ педагога

Рисунок «Дыры природы» с использованием раскрасок.

5

«Звери готовятся к зиме»


Формировать представление детей о подготовке зверей к зиме, рассмотреть зависимость животного мира от сезонных явлений: белка, ёж, барсук.






Рассказ

Выполнение работы в технике аппликация- «ёжик»

6

«Птицы нашего двора»

Познакомить обучающихся с видовым многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.





Рисунок «Птицы нашего двора». Веселые и интересные случаи поведения птиц

7

Зимующие птицы: галка, ворона, сорока.


Продолжить знакомство с птицами. Выяснить какие птицы остаются зимовать в Костромской области и почему.





Изготовление поделки «Птица».


8

Обитатели водоёмов - как они приготовились к зиме.


Вызвать интерес детей к жизни обитателей водоёма, к охране водоёмов.







Изготовление поделок: «лягушка», «рыбка» в технике оригами.

Игровая.

9

10

Изготовление поделок из подручного бросового материала.

Развивать творчество, фантазию обучающихся. Познакомить с понятием бросовый материал, откуда он появляется, что с ним можно делать





Практическая работа. Выполнение работ в различных техниках.

11

Зима. Погода зимой. Что такое снег?

Расширить знания детей в области явлений природы. Рассказать, как образуются: снег, дождь, град.





Изготовление снежинок. Выставка снежинок в кабинете

12

Заочное путешествие в зимний лес.


Расширить знания детей о жизни растений и животных зимой в лесу





Изготовление поделки «Снеговик»

Рисунок «Зимние картины природы»

13

Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлочки!»

Рассказать о значении еловых лесов в природе и для человека.





Изготовление елочек из разнообразного материала: бумаги, еловых шишек, макарон, лаврового листа и т. д.

14

Изготовление новогодних игрушек на городскую ёлку.

Развивать творчество, фантазию. Исторические сведенья о праздновании Нового года в России.







Практическая работа. Выполнение работ в различных техниках.

15

Сезонные изменения в природе.


Обобщить и систематизировать знания по временам года: осень и зима.






Устный журнал

II

Мой дом за окном(15ч)




10ч






1

Мой дом

Познакомить с внешним видом жилых помещений: из чего они сделаны, окрас стен, этажность. Дома в деревне и в городе.





Рассказ. Диалог.

Игра Рисунок «Мой дом». Рассказ: «Я живу в городе», «Я живу в деревне».

2

Природа- дом для всех.

Познакомить детей с местами проживания разнообразных животных в природе: норе, хатке, гнезде, берлоге.






Игра «Кто, где живет».

3

Животные в доме

Познакомить с домашними животными. Правилами содержания данных животных. Клопы, тараканы, моль - меры предупреждения их появления.





Беседа. Рассказ. Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщения детей. Сделать фотоальбом «Я и мой друг».

4

Комнатные растения в доме

Познакомить с разнообразием видов комнатных растений; правилами ухода; правилами расстановки комнатных растений в интерьере дома.





Игра «Угадай по описанию». Сообщения о комнатных растений. Зарисовка комнатных растений.

5

Дорога из дома в школу

Познакомить с опасностями, которые подстерегают ребенка по дороге в школу. Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай. Дорожные знаки.





Игровая.

Решение ситуаций.

Игра «Зажги сигналы светофора». Поделка «Светофор»

6

Бытовые приборы в доме.

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с ними.






Беседа

7

Дом моей мечты. Итоговое занятие.

Обобщить знания детей по пройденной теме. Чтение стихов и песен о доме.





Диалог. Аппликация «Мой дом»

III

Весна в природе (20ч)




16ч






1

Пробуждение земли от зимнего сна. Погода весной.

Закрепить и расширить знания детей по временам года. Показать изменения в жизни живой и неживой природы с приходом весны.






Беседа.

2

Весна в поэзии, музыке, живописи.

Воспитание экологической культуры через искусство.






Беседа

Прослушивание музыки

Просмотр картин

3-4

Весна. Первоцветы.

Познакомить с растениями первоцветами. Охрана растений.





Диалог. Выполнение работы в технике квиллинг «Первоцветы»

5

Весенние голоса. Встреча пернатых.

Продолжить формировать представление о жизни птиц в природе. Воспитание бережного отношения к птицам.






Викторина о пернатых совместно с родителями.

Праздник.


6

Весна – проснулись ящерицы, змеи, насекомые, млекопитающие.

Продолжить изучение жизни животных в природе по сезонам.






Рассказ.

Компьютерная презентация

7

Лес- богатство нашей планеты.

Дать понятие о лесе. Знакомство с обитателями лесного царства.






Заочное путешествие.

8

Зеленая аптека у нас под ногами.

Знакомство с лекарственными растениями. Правила сбора лекарственных растений.






Беседа.

Компьютерная презентация.

9

Грибы – это особое царство природы.

Познакомить с царством грибов. Дать представление о роли грибов в жизни человека и животных.






Заочная экскурсия.

10

Лето. Признаки лето.

Закрепить и расширить знания детей по временам года. Показать изменения в жизни живой и неживой природе с приходом лета.





Игровая.

11

Итоговое занятие.


Тестовая работа по изученному материалу « В мире природы».







Практическая работа.

IV

Весенние работы на цветнике ( 5ч)











1

«Сделаем цветник чистым» -уборка территории от опавшей растительности.

Познакомить с приемами работы с с\х инвентарем, правилами поведения и техникой безопасности при работе с инструментами.





Практическая работа

2

Посадка семян однолетников в открытый грунт.

Познакомить с группой растений - однолетники, приемами посадки.






Практическая работа.




Итого:

72ч

43ч

29ч




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Блок занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Вводное занятие







I Человек и природа

26ч.

17ч.

9ч.

II Экология и здоровье

20ч.

9ч.

11ч.

III Живое и неживое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой.

26ч

16ч

10ч

ИТОГО:

72ч

43ч

31ч
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconАнализ образовательно-воспитательной деятельности ддиЮ за 2011 2012 учебный год
Моудод «ДДиЮ» остается стабильным. Контингент обучающихся в творческих объединениях по возрастным показателям на протяжении последних...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconЗаседание педагогического совета Протокол № от рассмотрено заседание...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей»
Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск