Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»





НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
страница1/6
Дата публикации07.07.2015
Размер0.79 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 2

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ № 2

____________М.В.Сазонова

«11» ноября 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Эколог-исследователь»
Объединение: «Эколог-исследователь»

Срок реализации – 1 год

Всего часов: 144 часа

1-й год обучения – 144 часа (14-16 лет)

Возраст обучающихся – 14-16 лет

Программа разработана

педагогом дополнительного образования

Клементьевой Татьяной Александровной,

первая квалификационная категория.

Программа рассмотрена и рекомендована Приказ №297 от 11.11. 2011 г.

на заседании методического совета

Протокол №5 от «09» ноября 2011 года


г. Ульяновск,

2011 г.

Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог–исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.

Направление – эколого – биологическое.

Актуальность программы. В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Новизной данного курса является возможность его использования учителями в своей деятельности, своеобразная универсальность разработки. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрировать материал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала. Структура курса неслучайна: - «Введение» – «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» – «Экология человека», «Экологические проблемы своей местности» - «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе». По каждой главе курса предлагается примерное количество часов, отводимое на ее изучение. Так во «Введении» акцентируется внимание учащихся на важность экологии как науки, рассматриваются вопросы, связанные с возникновением экологии. Только осознание актуальности экологических проблем современности каждым учеником позволит человечеству выжить в наступившем тысячелетии. «Мыслить глобально, действовать локально» – вот основная мысль данного авторского курса.

Разделы «Экология растений родного края» и «Особенности экологии животных своей местности» посвящены изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры и фауны. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые видов живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания, через понятие - толерантность.

Третий раздел курса «Экология человека» в нём рассматриваются критерии здоровья человека, факторы сохранения здоровья.

«Экология своей местности» посвящен проблемам города, где живет ученик, всему, что его окружает. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны, в чём и заключается универсальность данной авторской разработки. Особо акцентируется внимание на том, что же конкретно сами учащиеся-жители данного города или населённого пункта уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине.

Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.

При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

Педагогическая целесообразность программы заключается в углубление и расширении знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользования», «Биоэкология», учитель биологии и экологии, учитель географии и экологии; формирование элементарных навыков изучения природы используя исследовательскую деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина), концепция развития дополнительного образования в общеобразовательной учреждении (Е.Б. Евладова), концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина), совокупность идей о повышении квалификации педагогов дополнительного образования (И.В. Калиш), совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде (А.Г. Маслов), совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова), концепция государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев).

Цели и задачи программы:

Цель:

- Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

Образовательные

  • Углубление познания экологии.

  • Формирование исследовательских навыков; привитие обучающимся навыков работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.

  • Обучение ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.

  • Обучение правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие

  • Развитие у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.

  • Расширение кругозора воспитанников по экологии, биологии, географии, химии, краеведению; знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об  экологических   проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды.

  • Развитие способностей к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем.

  • Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

  • Формирование умений публичных выступлений.

  • Развитие критического мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

  • Расширение кругозора, путем участия в творческих компьютерных программах и конкурсах.

Воспитательные

  • Воспитание экологически направленных ценностных ориентации личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.

  • Совершенствование способностей к самообразованию.

  • Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

  • Способствовать развитию духовной потребности в общении с природой, формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.

  • Формирование нравственных и эстетических чувств.

  • Создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.

Организация занятий по программе.

По программе I года обучения дети занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа. Количество учебных часов в год – 144ч. Количество воспитанников в группе – 15 человек. Занятия групповые. Возраст детей – 14-16 лет. Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.

Формы занятий по программе

Занятия по программе «Эколог – исследователь» включают теоретические, практические, экскурсионные, индивидуальные, контрольные и резервные часы. Так количество теоретических часов составляет 62 % объёма программы. Раскрытие теоретических основ курса «Эколог – исследователь» осуществляется в форме лекций, видеолекций, бесед в непринужденной обстановке по принципу «от простого к сложному» с учётом уже имеющихся базовых школьных знаний.

Практическая и исследовательская часть программы предусматривает как групповую форму работы, которая составляет 21% объёма программы «Эколог – исследователь», так и самостоятельную работу по индивидуальным заданиям на занятии. Основные виды практического занятия: учебно - исследовательская и лабораторные работы, предусматривающие освоение теоретического материала на стационарных базах (экопарк «Чёрное озеро», дендрарий ОСЮН, Винновская роща, химическая лаборатория), предполагают уже известные для педагогов результаты работы, и ставит своими целями отработку навыков и умений профессиональных функций будущих экологов. Интересные формы практических работ: игра – обучение, игра – путешествие, круглый стол, экологические рейды, разработка проектов, пресс – конференция, деловые игры, лабораторные работы.

Индивидуальный вид занятий сравнительно новый в системе дополнительном образования детей эколого – биологического направления, связан с потребностью старшеклассников вести самостоятельную научно - исследовательскую работу. Данный вид занятий реализуется в рамках времени, отведённого на группу. Осуществляются индивидуальные занятия по двум направлениям:

- работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем и оформлении научных исследований, консультативная помощь и т.д.);

- выполнение учащимися индивидуальных занятий (подготовка докладов, сообщений, подбор списка литературы, изготовление коллекций и гербариев и т.д.).

Объём экскурсионных часов составляет 8 % программа «Эколог – исследователь». Данная форма занятий позволяет ознакомиться с областью применения экологических знаний, как в природе, так и на производстве. Одна из форм проведения этого вида занятий – экскурсия с элементами исследования – позволяет соединить теорию, практику и контроль.

Достаточно большое количество часов отводится на форму контроля. Кон­троль знаний до 6 % - это сигнальная система успешности освоения программы. Фор­мы контроля нашей программы построены в виде ролевых игр, игр-викторин, игр-конкурсов, КВНов, предлагающих учащим­ся различные экологические задачи; экологических эстафет, конференций, от­четов в рисунках, выставок, тестов и защиты экологических проектов.

Резервные часы могут быть использованы для реализации массовых мероприятий досуго – развивающего характера. Также резервные часы могут быть использованы для закрепления или более глубокого изучения слож­ных тем программы.

Компетентности, приобретаемые ребёнком:

Учебные:

  • умение связывать воедино и использовать отдельные части знаний;

  • решать учебные и самообразовательные задачи; извлекать пользу из образовательного опыта;

Исследовательские:

  • получение и обработка информации;

  • обращение к различным источникам данных и их использование;

  • представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах, на конференциях.

Социально-личностные: оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

Коммуникативные:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.

  • выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

Информационные: способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ; формирование у них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.

Формы и методы.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, викторины, компьютерные технологии);

  • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы, экскурсии;

  • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений;

  • вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.);

  • контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков.

Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Репродуктивные

  • Методы проектного обучения

  • Методы проблемного обучения: проблемное изложение

  • Частично-поисковые, эвристические, исследовательские.

  • Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.

Ожидаемый результат.

  • Повышение уровня экологической грамотности.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Внедрение исследовательской деятельности и новых технологий в процесс обучения обучающихся.

Практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях и пр.

Первый год обучения, обучающийся должен знать:

  • первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  • определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, экотоп, биотоп, экотон и др.);

  • об отношениях организмов в популяциях;

  • о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;

  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;

  • основные типы сообществ своего родного края;

  • растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

  • сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

  • роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;

  • о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);

  • о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

  • об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);

  • о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, Красная книга Ульяновской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заказников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Ульяновской области в охране редких и исчезающих видов).

Обучающийся должен уметь:

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;

  • охранять пресноводных рыб в период нереста и полезных насекомых;

  • подкармливать и охранять растительноядных птиц;

  • определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации;

  • уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма;

  • составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности;

  • предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе, сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно;

  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем; аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций; самостоятельно анализировать различные экологические ситуации; элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;

  • анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты; грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;

  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • мыслить глобально, действовать локально; 

  • применять полученные знания и умения при выполнении исследовательской деятельности; оформлять результаты и делать выводы из исследования;

  • самостоятельно (или под руководством педагога) разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

  • мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

  • информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

  • инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);

  • деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Условия реализации программы

Для выполнения программы необходимы следующие условия:

Материально-технические.

1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.

2. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.

3. Магнитофон, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.

Внешние условия.

Контакты с научными организациями: Областная станция юных натуралистов, музей «Областной краеведческий музей им. Гончарова».

Кадровые условия. Педагог дополнительного образования.

Аналитико-диагностический блок

Критерием оценки усвоения материала является:

  • умение ребенка проявлять приобретенные знания на викторинах, в беседах, в личном контакте с педагогом и товарищами;

  • зачет по проверочным работам в течение года;

  • умение работать с литературой, писать творческие работы.

Мониторинг получаемых результатов

Знания учащихся оцениваются с помощью проведения творческих исследовательских работ, тестирования, собеседования с педагогом.

При этом учитывается:

  • последовательность изложения мыслей, понимание темы, умение раскрыть её, точность употребления понятий и терминов;

  • умение использовать полученные на занятиях знания в творческой работе, предлагать свои решения;

  • умение вести самостоятельную научную работу индивидуально и в коллективе.

Основные виды диагностики результата:

  • входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

  • текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

  • текущая – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов; по результатам контроля для учащихся определяется индивидуальный темп и сложность освоения программы

  • итоговый – проводится в конце учебного года, в виде тестовых заданий по вопросам изученных тем, а также в виде научно – практической конференции по защите научно- исследовательских работ.

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);

  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

  • система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.

Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Показатели результативности освоения программы

Показателями результативности служат:

  • перечень знаний и умений, которыми должны обладать обучающиеся после окончания 1 года обучения.

  • результаты итогового тестирования, проводимого с выпускниками объ­единения;

  • воспитанность об учащихся.

Разнообразные способы определения результативности, как правило, вы­ступают для обучающихся в скрытой форме, либо предлагаются обучающимся как игра, состязание, проверка собственных сил. В процессе реализации програм­мы нами используются следующие методики по сформированности нравствен­ного потенциала личности:

  • методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динами­ки личностного роста ребенка» разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой, П. Степановым.

Цель: определение структуры ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте ребенка, опираясь на позицию В.А. Караковского: в со­временном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, культура;

  • методика «Размышляем о жизненном опыте» разработана кандидатом педагогических наук Н.Е. Щурковой. Цель: выявить нравственную воспитан­ность;

  • участие в конкурсах, конференциях, слетах;

  • выбор дальнейшего обучения учащихся, связанного с профилем програм­мы;

  • создание жизнеспособного коллектива учащихся, которым является объе­динение «Юные исследователи», где каждый может проявить свои творческие и интеллектуальные способности, обрести единомышленников.

Прогнозируемые результаты.

Показателями эффективности работы данного объединения и возможным критерием результативности могут быть:

Внешняя результативность:

  • стабильность функционирования подросткового коллектива;

  • качество ЗУНов, проявляющихся в практической деятельности.

Внутренняя результативность:

  • изменение стереотипа поведения, осуществление самоконтроля, самоана­лиза;

  • повышение социальной активности подростков;

  • повышение уровня культуры подростка;

  • личностное самоопределение подростка;

  • сознательный выбор профессии с учетом своих способностей; игра, состязание, проверка собственных сил.

В процессе реализации програм­мы нами используются следующие методики по диагностике сформированности нравственного потенциала личности:

  • методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динами­ки личностного роста ребенка» разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой,
    П. Степановым.

Цель: определение структуры ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте ребенка, опираясь на позицию В.А. Караковского: в со­временном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура;

  • методика «Размышляем о жизненном опыте» разработана кандидатом
    педагогических наук Н.Е. Щурковой.

Цель: выявить нравственную воспитан­ность.

  • участие в областных и Всероссийских конкурсах, конференциях, слетах;

  • выбор дальнейшего обучения учащихся, связанного с профилем програмы;

  • создание жизнеспособного коллектива учащихся, которым является объединение «Юные исследователи», где каждый может проявить свои творческие и интеллектуальные способности.

Методическое и техническое обеспечение образовательной программы:

  1. Учебно-методические пособия (см. Литература).

  2. Материал из опыта педагога:

- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;

- дидактический материал;

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.).

3) Методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник).

4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:

  • комплексы упражнений для глаз;

  • упражнений для снятия общего утомления;

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

  • упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;

  • дыхательная гимнастика.


Тематический план программы

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

экскур

сии

конт

роль

рез.

приме

чание

1. Введение.

4

3

1













2. Оформление исследовательских работ

2

2
















3. Экология растений.

30

11

11

6

1

1




4. Экология животных.

27

16

5

4

1

1




5. Экология и здоровье человека.

41

31

8




1

1




6. Экология своей местности.

31

19

6

1

4

1




7. Охрана окружающей среды.

7

5




1

1







8. Итоговые занятия.

2

1







1







ИТОГО:

144

88

31

12

9

4



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск