Скачать 0.55 Mb.
|
Департамент образования и науки Костромской области Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «КОСТРОМСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая Автор: Ластухин А.А. , директор МОУ ДОД «ЭБЦ «Караш»Ю Чебоксары Реализуется: педагог дополнительного образования ОГКОУ ДОД КСЮН Анциферов Анатолий Леонидович Кострома, 2013 Пояснительная записка 1. Актуальность Данный элективный курс предлагается как курс по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения с целью предпрофильной подготовки. В процессе освоения программы изучается целостная картина жизни растений и животных, взаимосвязь окружающих условий среды со строением организмов. Программа формирует прочные знания, умения в результате изучения жизни растений и животных с использованием натуральных объектов. Программа способствует: – углублению, расширению и обогащению знаний, полученных в школе по биологии и экологии – развитию представлений учащихся об экологии растений и животных – формированию целостного представления о приспособлении растений и животных к окружающей среде; – знакомству с разнообразием растительного и животного мира. 2. Новизна Если многие известные формы природоохранной деятельности предусматривают единичные мероприятия, а работы по исследованию объектов окружающей среды школьников позволяют лишь обозначить или подтвердить существование проблем, то эта программа предусматривает и позволяет сделать шаги по их преодолению. Программа организована как экологический марафон, то есть предусматривает непрерывное экологическое воспитание и образование, одним из важных результатов ее реализации должно стать выявление и широкое освещение экологических проблем, привлечение к их решению населения. 3. Педагогическая целесообразность Содержание программы по возможности максимально адаптировано к местным природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями, сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к национально-территориальному компоненту. Программа предусматривает привлечение родителей в учебный процесс, (собрания, совместное участие в экскурсиях), пропаганду здорового образа жизни. Изучение природоохранного законодательства формирует правовое самосознание, а участие в летние лагерях - элементы детского самоуправления. 4. Формы и методы, технологии обучения Основные методы и формы организации изучения курса – рассказы, беседы, семинары, экскурсии, лабораторные и практические занятия, проектирование, составление отчетов, самооценка деятельности. 5. Отличительные особенности программы Значительное место в курсе занимает организация самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Поэтому большое внимание уделено самостоятельным работам учащихся и лабораторному практикуму, в который включена деятельность по наблюдению, проведению опытов. Эти занятия расширяют общебиологический кругозор учащихся, дают хорошие навыки в постановке лабораторного эксперимента, без которого невозможно активное изучение жизни растений. 6. Данная программа является авторской и разработана на основе: Адаптированных программ «Юный эколог-краевед», «Юный орнитолог», «Школа юного исследователя природы» (автор директор МОУ ДОД «ЭБЦ «Караш» Ластухин А.А.), дополнена курсом «Юный энтомолог», переработана в соответствии с последними требованиями к программам дополнительного образования детей. В программе определены возрастные границы, выделены направления, цели и задачи курса, перечислены практические навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе, приводится рекомендательный список практических занятий, перечень рекомендованной литературы для педагогов и учащихся. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с литературой и историей, природоведением и биологией, химией, без дублирования. 7. Цели и задачи программы:
Позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по выбранному предмету. 8. Структура и сроки реализации рабочей учебной программы Программа рассчитана на 4 года обучения и состоит из трех самостоятельных и взаимоувязанных блоков, которые соответствуют первой (3-7 кл.), второй (5—8 кл.) и третьей (6-9 кл.) ступеням обучения. Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися разных возрастных категорий: 1 раздел. Юный эколог-краевед (2 года) Возраст: 3-7 классы (144/144 час) Контроль усвоения знаний учащихся осуществляется в основном косвенно посредством анализа итогов проводимых конкурсов, викторин, практических работ. Иногда проводится устный опрос. Учитывается и степень участия детей в различных мероприятиях, в том числе экологичесих акциях, анализ их поведения в природе. Такие формы, как зачеты, письменные и контрольные работы, используются очень редко, детям они не нравятся, от этого они и в школе устают. Ожидаемые результаты после изучения 1 блока (2 года обучения) Что должен знать ребенок после 2 - х лет изучения программы Неживая природа.
3. Воздух и его свойства. 4. Иметь представления о строении Вселенной. 5. Полезные ископаемые Родного края (торф, песок, глина, гравий, известняк). Знать самые распространенные полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда). Живая природа. Растительный мир. 1. Названия 10 - 15 видов деревьев (береза, дуб, клен, ясень, рябина, осина, ива, сосна, ель, липа). Уметь различать деревья по плодам, коре, листьям, кроне. Плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).
Животный мир. Представителей каждого класса: 1. Черви (дождевой, нематоды и др.); 2. Рыбы (рыбы местных водоемов); 3. Земноводные (лягушки, жабы, тритоны); 4. Пресмыкающиеся (змеи ядовитые и неядовитые, черепаха, крокодил, ящерицы); 5. Птицы зимующие 5 - 7 видов; перелетные 5 - 7 видов. 6. Звери (белый медведь, тюлень, морж, олень; волк, бурый медведь, лиса, заяц, еж, лось, мышь, крот, суслик; лев, тигр, жираф, слон, обезьяна, зебра, носорог и др.). 2 раздел Юный орнитолог (2 года) Возраст: 5-9 классы (144/216часов) Формы контроля знаний такие же, как в I разделе, также оцениваются результаты практической и самостоятельной исследовательской работы, оценивается результаты участия в конференциях. Ожидаемые результаты: *Удовлетворение познавательных интересов в теоретической деятельности. *Предоставление дополнительных возможностей в исследовательской и проектной деятельности. *Выявление талантливых учащихся в биологии и смежных науках, определение будущей профессии Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании определяется в зависимости от индивидуальных особенностей группы, уровня подготовки учащихся, их творческих и практических интересов. Закончившие полный курс получают удостоверение и могут продолжать участвовать в жизни объединения в качестве инструкторов. 3 раздел Юный энтомолог (1 год). Возраст: 7-10 классы (216 часов) Формы контроля знаний такие же, как в I разделе, также оцениваются результаты практической и самостоятельной исследовательской работы, оценивается результаты участия в конференциях. Ожидаемые результаты: *Удовлетворение познавательных интересов в теоретической деятельности. *Предоставление дополнительных возможностей в исследовательской и проектной деятельности. *Выявление талантливых учащихся в биологии и смежных науках, определение будущей профессии Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании определяется в зависимости от индивидуальных особенностей группы, уровня подготовки учащихся, их творческих и практических интересов. Закончившие полный курс получают удостоверение и могут продолжать участвовать в жизни объединения в качестве инструкторов. 4 раздел Кроме предыдущих разделов, реализуемых в течение учебного года, программа содержит раздел «Полевая школа юного исследователя природы», который реализуется после 1 обучения и далее в летнем выездном лагере в летнее время и предоставляет уникальные возможности для организации практической и научно-исследовательской работы учащихся. Форма контроля деятельности учащихся в лагере является анализ подготовленных каждым ребенком в лагере самостоятельных исследовательских работ. Ожидаемые результаты: Проведение в конце смены итоговой научно-практической конференции, защита участниками лагеря исследовательских работ, а также выступление с этими работами на городских, республиканских, региональных конференциях. Результаты наиболее значимых работ рсвещаются в прессе и передаются местным властям для решения проблем. Блоки «Юный орнитолог» и «Юный энтомолог» предусматривают освоение учениками простейших методик полевых исследований и дополнительное углубленное изучение орнитологии и энтомологии. Предоставляют неограниченные возможности для творческого развития личности. Предусмотрено под руководством педагога выполнение учебно-исследовательских работ, что воспитывает в учащихся такие качества как: наблюдательность, умение сбора материала и его анализ, дальнейшее изучение. 9. Способы и формы достижения результата Формы итогового отчета. • Сообщения, отчеты о результатах своих наблюдений; • Результаты выставок, конкурсов. • Результаты эколого-биологических олимпиад • Результаты научных конференций, защита проекта, исследовательской работы. • Проведение массовых мероприятий Критерии эффективности курса. . Теоретическая часть. • Знание основных понятий материала курса; • Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты; • Знание правил техники безопасности, при практических исследованиях и работах Практическая часть. • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными; •.Умение подготовить реферат (1-2 год) и научно- исследовательскую работу (3-5 год), защитить их. Учебно-тематический план 1 года обучения (раздел «Юный эколог-краевед») Блок «Сезонные изменения в природе» ( 3-7 класс)
Содержание учебного материала блока «Сезонные изменения в природе» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения... Направленность программы. Программа «Младший школьник юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному... | Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной... | ||
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Направленность программы «Юный биолог» по содержанию является эколого-биологической, разработана в дополнение к обязательному минимуму... | Программа кружка «Юный биолог» Данная программа имеет эколого-биологическую направленность. Данная образовательная программа по биологии предназначена для более... | ||
Образовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта... | Программа объединения «Юный натуралист» Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной | ||
Февраль – месяц гражданско-патриотического воспитания Научно- практическая конференция «Юный исследователь» (1-4 классы) (Сбродова И. А.) | Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь» Гоголева Ольга Валерьевна, мбоу «оу гимназия №10», педагог дополнительного образования | ||
Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь» Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся» | Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета | ||
Конкурс на лучший проект «Юный исследователь» Приглашаем вас принять участие в конкурсе образовательных проектов, который состоится 22 октября 2010 г | Конкурс на лучший проект «Юный исследователь» К участию приглашаются школьники и студенты ссузов, учащиеся нпо московской области, участвующие в проектной деятельности | ||
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа Основное направление программы – общеинтеллектуальное, социальное. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы |