Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на





Скачать 235.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на
Дата публикации10.10.2014
Размер235.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

Иванищевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Утверждена

На заседании школьного МО приказом по школе №

протокол № от «___» ___________ 2010г.

от «___» ___________ 2011 г.

Директор _______________

Рассмотрена (подпись) Ф.И.О.

На заседании методического совета

протокол №

от «___» ____________ 2011 г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности по ФГОС нового поколения «Младший школьник-юный исследователь»
Тематическое планирование на

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

Составлена

учителем начальных классов

Коломенской Н.В.


ПРОГРАММА «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК - ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы. Программа «Младший школь­ник - юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-позна­вательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной.

Программа «Младший школьник — юный исследователь» со­ставлена на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова и следующего учебного пособия (Савенков А. И. Я - исследова­тель: учебник-тетрадь для младших школьников. Самара: Учеб­ная литература, 2004).

При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкрети­зировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоя­щее время педагогическая практика испытывает следующие за­труднения:

• у обучающихся не сформированы инструментальные на­выки и умения логического и творческого мышления, необхо­димые при решении исследовательских задач;

• низкий уровень развития у младших школьников способ­ности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добы­вать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, само­воспитания;

• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного со­держания;

• младшие школьники не получают возможности для реали­зации и удовлетворения познавательной потребности;

• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполне­ния учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, спо­собов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и об­работки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность просимым объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоми­наются лишь те сведения, которые получены в результате само­стоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволя­ет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цели программы: трансформировать процесс разви­тия интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы: развитие познавательных по­требностей и способностей младших школьников; обучение де­тей младшего школьного возраста специальным знаниям, необ­ходимым для проведения самостоятельных исследований; фор­мирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследо­вательском обучении как ведущем способе учебной деятель­ности.

Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкрети­зирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успе­ха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования - это область, в рамках которой ведется исследо­вание совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследо­вания более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объек­те. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждо­го нового умения предполагает постоянное повторение прой­денных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических за­дач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской ра­боты.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образо­вательной программы, - от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обу­чения) способны на репродуктивном уровне выполнять предла­гаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:

- Что такое исследование? Кто такие исследователи?

- Как получать информацию? Как задавать вопросы?

- Как научиться выделять главное и второстепенное?

Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определе­ние методов исследования, выполнение простейших экспери­ментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

Дети 9-10 лет (3-й год .обучения) на творческом уровне в не­типичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему ис­следования, определить объект, самостоятельно совершенство­вать технику экспериментирования.

Дети 10-11 лет (4-й год обучения) способны на исследователь­ском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследова­ния, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, ко­торые делятся на 4 периода. При этом продолжительность пе­риодов является ориентировочной - она определяется не време­нем, а результатами, о которых можно судить по качеству про­водимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследования­ми, их ролью в жизни, в результате - выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую под­готовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате - создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освое­ние следующих умений и навыков, совершенствование уже при­обретенных, в результате каждый ребенок выполняет собствен­ную исследовательскую работу теоретического плана. Четвер­тый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат - самостоятельно про­веденное исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

• по количеству детей, участвующих в занятии, - преиму­щественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, инди­видуальная;

• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тре­нинг, практикум, семинар, фестиваль;

• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по уг­лублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Данная программа рассчитана на 22 часа.

Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 24 клас­сы - 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.

Ожидаемые результаты освоения программы Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследований разных видов;

• методы исследования;

• правила выбора темы и объекта исследования;

• основные логические операции, их отличительные осо­бенности;

• правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь:

• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при вы­полнении исследовательской работы;

• выделять главное и второстепенное в собранном материале;

• выделять из текста основные понятия и давать им опреде­ления;

• классифицировать предметы, процессы, явления и события;

• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

• ранжировать выдвигаемые идеи;

• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относи­тельно определенной темы;

• делать выводы и умозаключения;

• указывать пути дальнейшего изучения объекта;

• презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и ис­пользовать информацию по волнующей проблеме;

• реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

• работать в коллективе, группе;

• презентовать работу общественности.

Способы проверки результатов освоения программы. Подве­дение итогов по результатам освоения материала данной про­граммы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Личностные результаты освоения курса :

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области проектной деятельности

б) воспитание уважительного отношения к деятельности, как свое й, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками проектной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего выбора;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли проектной деятельности в жизни и развитии человека;

б) ознакомление учащихся с различными средствами и методами проектной деятельности и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией проектной деятельности ;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, окружающим миром, литературой, историей и даже с математикой.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на занятии.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать добытую информацию

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком проектной деятельности:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях по проектной деятельности и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Учебно-тематический план



п/п


Наименование тем


Количе­ство часов


Из них:


теория

теория


прак­тика


1




34


11


13




I год обучения


1


Что такое исследование? Кто такие исследователи?


2


1


1


2


Основные методы исследова­ния. Как задавать вопросы?


2


1


1


3


Коллективная игра-исследование


3


1


2


4


Учимся выделять главное и второстепенное. Схема ис­следования

1


2


3


4


5


3


Выполняем логические опе-


1




1




рации. Творческое вообра-










жение








4


Учимся делать выводы и умо-


1




I




заключения.










Пиктограммы








5


Презентация исследователь-


1




1




ской работы










III год обучения




1


Наблюдение. Эксперименты


1


1






с реальными объектами








2


Установление закономерно-


1




1




стей. Парадоксы








3


Логика. Метафора и метафо-


1




1




ричность суждении в иссле-










довании








4


Работа с текстом.


1


1






Как подготовиться к защите










исследовательской работы?








5


Презентация исследователь-


1




2




ских работ










IV год обучения


1


Как научиться приобретать


1


1






знания? Всю жизнь в поиске. . .








2


Как оценивать идеи? Класси-


1


1






фикация тем исследований








3


Особенности проведения тео-


1




I




ретических исследовании








4


Особенности проведения эм-


1


1






пирических исследовании








5


Презентация исследователь-


1




2




ских работ











3


1


2


5


Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления


4


2


2






1


Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть про­блемы


6


1


5


2


Методы исследования. Как провести эксперимент?


4


1


3


3


Выполняем логические опе-

рации. Творческое воображение

жение

6



1



5


4


Учимся делать выводы и умо-

заключения.

Пиктограммы


2


1


1


5


Презентация исследователь-

ской работы

2


1


1




п/п


Наименование тем


Количе­ство часов

34

Из них:


теория

теория


прак­тика




II год обучения




1


Наблюдение. Эксперименты

с реальными объектами

10


1


9


2


Установление закономерно-

стей. Парадоксы

10


1


9


3



Логика. Метафора и метафо-

ричность суждении в иссле-

довании

10



1



9



4



Работа с текстом.

Как подготовиться к защите

исследовательской работы?

2



1



1



5


Презентация исследователь-

ских работ

2




2



















III год обучения








1


Как научиться приобретать

знания? Всю жизнь в поиске.

10


1


9


2


Как оценивать идеи? Класси-

фикация тем исследований

10


1


9


3


Особенности проведения тео-

ретических исследовании

7


1


6


4


Особенности проведения эм-

пирических исследовании

5


1


4


5


Презентация исследователь-

ских работ

2




2


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconКалендарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс
Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПрограмма по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПрограмма по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос...
«Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconОсобенности программного обеспечения внеурочной деятельности в 1-3...
Класс-«Уроки здоровья», «Мир фантазий», «Юный исследователь». Учитель Медведева О. Л
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на icon«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом
Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПриказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по организации и материально техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на iconРабочая программа по математике (1-4) (умк «Планета знаний» под общей...
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск