Скачать 235.56 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Иванищевская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена Утверждена На заседании школьного МО приказом по школе № протокол № от «___» ___________ 2010г. от «___» ___________ 2011 г. Директор _______________ Рассмотрена (подпись) Ф.И.О. На заседании методического совета протокол № от «___» ____________ 2011 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС нового поколения «Младший школьник-юный исследователь» Тематическое планирование на 2011-2012 уч.г. 2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г. Составлена учителем начальных классов Коломенской Н.В. ПРОГРАММА «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК - ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы. Программа «Младший школьник - юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной. Программа «Младший школьник — юный исследователь» составлена на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова и следующего учебного пособия (Савенков А. И. Я - исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004). При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня. Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания; • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности; • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Педагогическая целесообразность просимым объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. Цели программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования - это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, - от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории: - Что такое исследование? Кто такие исследователи? - Как получать информацию? Как задавать вопросы? - Как научиться выделять главное и второстепенное? Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме. Дети 9-10 лет (3-й год .обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования. Дети 10-11 лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты. Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате - выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате - создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат - самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера. Формы занятий: • по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная; • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль; • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Режим занятий: Данная программа рассчитана на 22 часа. Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов. Продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 24 классы - 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала. Ожидаемые результаты освоения программы Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследований разных видов; • методы исследования; • правила выбора темы и объекта исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • самостоятельно выбирать тему и объект исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • выделять главное и второстепенное в собранном материале; • выделять из текста основные понятия и давать им определения; • классифицировать предметы, процессы, явления и события; • выявлять и обозначать замеченные парадоксы; • ранжировать выдвигаемые идеи; • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы; • делать выводы и умозаключения; • указывать пути дальнейшего изучения объекта; • презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; • реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; • работать в коллективе, группе; • презентовать работу общественности. Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором. Личностные результаты освоения курса : а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области проектной деятельности б) воспитание уважительного отношения к деятельности, как свое й, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками проектной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего выбора; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли проектной деятельности в жизни и развитии человека; б) ознакомление учащихся с различными средствами и методами проектной деятельности и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией проектной деятельности ; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, окружающим миром, литературой, историей и даже с математикой. Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на занятии. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать добытую информацию • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком проектной деятельности: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях по проектной деятельности и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учебно-тематический план
|
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной... | Календарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы.... Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | ||
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических... | Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета | ||
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | Особенности программного обеспечения внеурочной деятельности в 1-3... Класс-«Уроки здоровья», «Мир фантазий», «Юный исследователь». Учитель Медведева О. Л | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее... | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной... | «Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду... | ||
Программ а по внеурочной деятельности пояснительная записка В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,... | Приказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного... В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении... | ||
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по организации и материально техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений... | Рабочая программа по математике (1-4) (умк «Планета знаний» под общей... Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в... |