Скачать 179.17 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Идолга» Кружок «Юный исследователь» Идолга , 2010 г Пояснительная записка Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы Содержание программы :знакомит учащихся с историей возникновения и применения различных веществ, окружающих нас. Данный кружок не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Программа содержит прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Общие принципы отбора содержания материала. Системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся средней школы, реалистичность, практическая направленность. Значение кружка. Развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы , стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, химию веществ нужно изучать, чтобы правильно их применять. Данный кружок расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического , биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более актуальным для учащихся, получить более высокие результаты. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Создание проектных работ по отдельным темам кружка позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивает их творческие способности. Домашние творческие работы развивают исследовательские навыки, учат отбирать и систематизировать материал. Основные цели курса. Сообщить учащимся сведения о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни и не только ; раскрыть роли химии в познании природы и в жизни общества, значение химического образования для правильного поведения в различных ситуациях ; развивать внутреннюю мотивацию учения, интерес к познанию химии; формировать личность учащихся; использовать информационные технологии с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин. Задачи курса. Расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать самостоятельность и творчество при работе над проектом; использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, историей, информатикой. Формами контроля усвоения материала могут быть отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т.д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данными программами. Учащиеся выполняет задания в индивидуальном темпе. Сотрудничая с учителем. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью. Одно это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Планируемый результат. По завершению работы в кружке, школьники будут знать состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни. В частности, историю изготовления и применения свечи, стекла, фарфора, спичек, бумаги, фотографии, зеркала, а также роль металлов в жизни человека. Итогом работы кружка явлется конференция, на которой учащиеся представляют защиту своих рефератов посредством слайд-презентации. Рефераты и слайд-презентации соответствуют выбранной теме курса. Учебно- тематический план
Содержание учебной программы Организация экспериментальной деятельности ( 2 часа). Химическое оборудование и его назначение. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием. Первая медицинская помощь при несчастных случаях. Практическая работа №1 « Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях». История химии ( 2 часа). История химии. Происхождение названия «химия». Металлы алхимиков. Химические знания в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Взгляды античных философов на химическую природу веществ. « Загадки колокольного перезвона». Практическая работа №2 «Занимательные опыты с изменением окраски». Химия плодов и овощей ( 6 часов). Минеральные вещества. Макроэлементы: кальций, фосфор, натрий, калий, железо. Значение макроэлементов для организма, суточная потребность. Плоды и овощи, содержащие эти элементы. Микроэлементы: иод, селен, марганец, магний. Плоды и овощи, содержащие микроэлементы. Витамины. Плоды и овощи- источники витаминов. История открытия. Витамины А,Д,Е,С, витамины группы В. Значение витаминов, суточная потребность. Практическая работа «Обнаружение витамина С и витамина Е». Эфирные масла- источники запаха, принадлежащие к разным классам органических веществ: спиртам, простым и сложным эфирам, альдегидам и кетонам. Способы получения и области применения. Практическая работа «Получение сложного эфира изоамилового спирта и уксусной кислоты». Красящие вещества. Хлорофилл, каротин, ксантофилл, антоцианы- красящие вещества. Их свойства и нахождение в плодах и овощах. Практическая работа «Получение красителей из чешуи лука, свеклы, и окрашивание ими тканей и пряжи». Растительные антибиотики. Фитонциды и их действие на микроорганизмы. Сохранение в плодах и овощах при переработке. Питательные вещества. Белки, жиры и углеводы. Их строение, функции в живых организмах. Их изменение в процессе хранения. Практическая работа «Обнаружение крахмала, идентификация глюкозы в плодах и овощах, извлечение жиров и их обнаружение». Химия и производство (6 часов). Свеча. История возникновении свечи. Виды свечей(восковая, сальная, парафиновая, спермацетовая). Физические свойства и изготовление. Свеча с точки зрения химика. Фитиль( изготовление ,свойства). Спички. Краткая история возникновения спичек. Недостатки первых спичек. Виды спичек. Состав спичечной головки и намазки на коробке. Процессы, протекающие при зажигании и горении спичек. Производство спичек. Зеркало. Что такое зеркало и где его берут? Физический принцип зеркал. Виды зеркал (ртутное, мелное, серебряное, свинцовое). Способы изготовления. Плоское зеркало. Производство зеркал и их применение. Стекло. История открытия стекла. Состав стекла. Химизм получения стекла. Получение стекла. Виды стекла. Применение стекла. Современный материал- ситал. Фарфор. История возникновения фарфора в Китае. Попытки раскрыть китайский секрет. Узник саксонского кюрфюста. Создание саксонского фарфора. История появления русского фарфора. Производство фарфора. Бумага. Что такое бумага? История возникновения бумаги. Способы изготовления и виды бумаги. Качество бумаги. Применение. Химия в быту( 6 часов) Соли. Практическая работа «Изучение состава накипи». Жиры и масла. Практическая работа «Получение эфирных масел из растений». Химия душистых веществ. Практическая работа «Получение душистых веществ искусственно». Ткани, волокна. Практическая работа «Выведение пятен с тканей» История открытия и получения мыла. Свойства мыла. Виды мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Механизм действия моющих средств. Виды СМС . Критерии СМС. Практическая работа «Получение мыла и испытание его свойств». Химия на службе человека ( 6 часов). Химический состав чая и кофе, их влияние на организм человека. Дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты, витамины, пектиновые вещества. Характеристика этих веществ, состав и свойства. Польза и вред чая и кофе. Рекомендации употребления чая и кофе для отдельных категорий людей. Правила употребления чая и кофе. Практическая работа «Наличие пектина в кофе». Практическая работа «Наличие пектина в чае». Практическая работа «Качественные реакции на кофеин». Чай и красота. Красивые и выразительные глаза. Бархатная кожа. Уход за руками и ногтями. Здоровые, блестящие волосы- украшение женщины. Полимеры (6 часов). Полимеры. Классификация полимеров. Природные, синтетические, искусственные полимеры. Практическая работа «Знакомство с различными полимерами». Полиэтилен. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа «Свойства полиэтилена» Синтетические полимеры. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа «Полистирол. Поливинилхлорид. Капрон и оргстекло». Пластмассы. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства. Применение. Практическая работа № «Распознавание пластмасс». Каучуки. Натуральный каучук. Гуттперча. Бутадиеновый, изопреновый, бутадиен-стирольный каучуки. Вулканизация. Получение каучуков. Практическая работа «Каучуки». Итоговое занятие. Презентация творческих работ. Календарно-тематический план кружка «Юный исследователь»
ЛИТЕРАТУРА
|