Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер179.17 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Идолга»

Кружок «Юный исследователь»

Идолга , 2010 г

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы

Содержание программы :знакомит учащихся с историей возникновения и применения различных веществ, окружающих нас. Данный кружок не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Программа содержит прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Общие принципы отбора содержания материала. Системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся средней школы, реалистичность, практическая направленность.

Значение кружка. Развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы , стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, химию веществ нужно изучать, чтобы правильно их применять.

Данный кружок расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического , биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более актуальным для учащихся, получить более высокие результаты.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Создание проектных работ по отдельным темам кружка позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивает их творческие способности. Домашние творческие работы развивают исследовательские навыки, учат отбирать и систематизировать материал.

Основные цели курса. Сообщить учащимся сведения о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни и не только ; раскрыть роли химии в познании природы и в жизни общества, значение химического образования для правильного поведения в различных ситуациях ; развивать внутреннюю мотивацию учения, интерес к познанию химии; формировать личность учащихся; использовать информационные технологии с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.

Задачи курса. Расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать самостоятельность и творчество при работе над проектом; использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, историей, информатикой.

Формами контроля усвоения материала могут быть отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т.д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данными программами. Учащиеся выполняет задания в индивидуальном темпе. Сотрудничая с учителем. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью. Одно это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Планируемый результат. По завершению работы в кружке, школьники будут знать состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни. В частности, историю изготовления и применения свечи, стекла, фарфора, спичек, бумаги, фотографии, зеркала, а также роль металлов в жизни человека.

Итогом работы кружка явлется конференция, на которой учащиеся представляют защиту своих рефератов посредством слайд-презентации. Рефераты и слайд-презентации соответствуют выбранной теме курса.

Учебно- тематический план



Тема

Количество часов

1

Организация экспериментальной деятельности

2 часа

2

История химии

2 часа

3

Химия плодов и овощей

6 часов

4

Химия и производство

6 часов

5

Химия в быту

6 часов

6

Химия на службе человека

6 часов

7

Полимеры

6 часов

8

Итоговое занятие

1 час




Всего

35 часов

Содержание учебной программы

Организация экспериментальной деятельности ( 2 часа).

Химическое оборудование и его назначение. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

Первая медицинская помощь при несчастных случаях.

Практическая работа №1 « Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».

История химии ( 2 часа).

История химии. Происхождение названия «химия». Металлы алхимиков. Химические знания в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Взгляды античных философов на химическую природу веществ. « Загадки колокольного перезвона».

Практическая работа №2 «Занимательные опыты с изменением окраски».

Химия плодов и овощей ( 6 часов).

Минеральные вещества.

Макроэлементы: кальций, фосфор, натрий, калий, железо. Значение макроэлементов для организма, суточная потребность. Плоды и овощи, содержащие эти элементы. Микроэлементы: иод, селен, марганец, магний. Плоды и овощи, содержащие микроэлементы.

Витамины. Плоды и овощи- источники витаминов. История открытия. Витамины А,Д,Е,С, витамины группы В. Значение витаминов, суточная потребность.

Практическая работа «Обнаружение витамина С и витамина Е».

Эфирные масла- источники запаха, принадлежащие к разным классам органических веществ: спиртам, простым и сложным эфирам, альдегидам и кетонам. Способы получения и области применения.

Практическая работа «Получение сложного эфира изоамилового спирта и уксусной кислоты».

Красящие вещества. Хлорофилл, каротин, ксантофилл, антоцианы- красящие вещества. Их свойства и нахождение в плодах и овощах.

Практическая работа «Получение красителей из чешуи лука, свеклы, и окрашивание ими тканей и пряжи».

Растительные антибиотики. Фитонциды и их действие на микроорганизмы. Сохранение в плодах и овощах при переработке.

Питательные вещества. Белки, жиры и углеводы. Их строение, функции в живых организмах. Их изменение в процессе хранения.

Практическая работа «Обнаружение крахмала, идентификация глюкозы в плодах и овощах, извлечение жиров и их обнаружение».

Химия и производство (6 часов).

Свеча. История возникновении свечи. Виды свечей(восковая, сальная, парафиновая, спермацетовая). Физические свойства и изготовление. Свеча с точки зрения химика. Фитиль( изготовление ,свойства).

Спички. Краткая история возникновения спичек. Недостатки первых спичек. Виды спичек. Состав спичечной головки и намазки на коробке. Процессы, протекающие при зажигании и горении спичек. Производство спичек.

Зеркало. Что такое зеркало и где его берут? Физический принцип зеркал. Виды зеркал (ртутное, мелное, серебряное, свинцовое). Способы изготовления. Плоское зеркало. Производство зеркал и их применение.

Стекло. История открытия стекла. Состав стекла. Химизм получения стекла. Получение стекла. Виды стекла. Применение стекла. Современный материал- ситал.

Фарфор. История возникновения фарфора в Китае. Попытки раскрыть китайский секрет. Узник саксонского кюрфюста. Создание саксонского фарфора. История появления русского фарфора. Производство фарфора.

Бумага. Что такое бумага? История возникновения бумаги. Способы изготовления и виды бумаги. Качество бумаги. Применение.

Химия в быту( 6 часов)

Соли. Практическая работа «Изучение состава накипи».

Жиры и масла. Практическая работа «Получение эфирных масел из растений».

Химия душистых веществ. Практическая работа «Получение душистых веществ искусственно».

Ткани, волокна. Практическая работа «Выведение пятен с тканей»

История открытия и получения мыла. Свойства мыла. Виды мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Механизм действия моющих средств. Виды СМС . Критерии СМС.

Практическая работа «Получение мыла и испытание его свойств».

Химия на службе человека ( 6 часов).

Химический состав чая и кофе, их влияние на организм человека.

Дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты, витамины, пектиновые вещества. Характеристика этих веществ, состав и свойства. Польза и вред чая и кофе. Рекомендации употребления чая и кофе для отдельных категорий людей. Правила употребления чая и кофе. Практическая работа «Наличие пектина в кофе».

Практическая работа «Наличие пектина в чае».

Практическая работа «Качественные реакции на кофеин».

Чай и красота. Красивые и выразительные глаза. Бархатная кожа. Уход за руками и ногтями. Здоровые, блестящие волосы- украшение женщины.

Полимеры (6 часов).

Полимеры. Классификация полимеров. Природные, синтетические, искусственные полимеры.

Практическая работа «Знакомство с различными полимерами».

Полиэтилен. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение.

Практическая работа «Свойства полиэтилена»

Синтетические полимеры. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение.

Практическая работа «Полистирол. Поливинилхлорид. Капрон и оргстекло».

Пластмассы. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства. Применение.

Практическая работа № «Распознавание пластмасс».

Каучуки. Натуральный каучук. Гуттперча. Бутадиеновый, изопреновый, бутадиен-стирольный каучуки. Вулканизация. Получение каучуков.

Практическая работа «Каучуки».

Итоговое занятие. Презентация творческих работ.

Календарно-тематический план кружка «Юный исследователь»



в теме

Тема занятий

Тип занятия

Образовательный продукт

Организация экспериментальной деятельности ( 2 часа).

1

1

Химическое оборудование и его назначение. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

Лекция

Конспект лекций

2

2

Первая медицинская помощь при несчастных случаях. Практическая работа №1 « Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».

Лекция- беседа, практическая работа

Отчет о практической работе.

История химия (2 часа).

3

1

Происхождение названия «Химия». Химические знания в Древнем мире. Практическая работа №2 «Занимательные опыты с изменением окраски».

Лекция- беседа, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе.

4

2

Металлы древности. «Загадка колокольного перезвона».

Лекция- беседа

Конспект лекций.

Химия плодов и овощей ( 6 часов).

5

1

Минеральные вещества. Макроэлементы. Микроэлементы.

Лекция-беседа




6

2

Витамины. Практическая работа №3 «Обнаружение витамина С и витамина Е».

Лекция-беседа, практическая работа

Конспект лекций, практическая работа

7

3

Эфирные масла. Практическая работа №4 «Получение сложного эфира изоамилового спирта и уксусной кислоты».

Лекция- беседа, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе

8

4

Красящие вещества. Практическая работа №5 «Получение красителей из чешуи лука, свеклы и окрашивание ими тканей и пряжи.

Лекция- беседа, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе.

9

5

Растительные антибиотики

Лекция- беседа

Конспект лекций

10

6

Питательные вещества. Практическая работа №6 «Обнаружение крахмала, идентификация глюкозы в плодах и овощах, извлечение жиров и обнаружение».

Лекция- беседа, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе

Химия и производство (6 часов).

11

1

Свеча

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

12

2

Спички

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

13

3

Зеркало

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

14

4

Производство стекла

Просмотр видеофильма




15

5

Получение фаянса, фарфора и других керамических изделий.

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

16

6

Производство бумаги

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

Химия в быту( 6 часов)

17

1

Соли. Практическая работа №7 «Изучение состава накипи»

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе

18

2

Жиры и масла. Практическая работа №8 «Получение эфирных масел из растений».

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе.

19

3

Химия душистых веществ. Практическая работа №9 «Получение душистых веществ искусственно».

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Конспект лекций, отчет о практической работе.

20

4

Ткани, волокна.

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций

21

5

Ткани, волокна. Практическая работа №10 «Выведение пятен с тканей»

Лекция с элементами беседы

Конспект лекций, отчет о практической работе.

22

6

Моющие средства. Практическая работа №11 «Получение мыла и испытание его свойств».

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

Химия на службе человека ( 6 часов).

23

1

Химический состав чая и кофе, их влияние на организм человека.

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекций.

24

2

Характеристика, состав и свойства веществ.

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекций.

25

3

Практическая работа №12 «Наличие пектина в кофе».

Практическая работа

Отчет о практической работе.

26

4

Практическая работа №13 « Наличие пектина в чае».

Практическая работа.

Отчет практической работе.

27

5

Практическая работа № 14 «Качественные реакции на кофеин».

Практическая работа

Отчет о практической работе.

28

6

Чай и красота.

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекций.

Полимеры (6 часов).

29

1

Полимеры. Классификация полимеров. Природные, синтетические, искусственные полимеры. Практическая работа№15 «Знакомство с различными полимерами».

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

30

2

Полиэтилен. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа №16 «Свойства полиэтилена».

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

31

3

Синтетические полимеры. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа № 17 «Полистирол. Поливинилхлорид. Капрон и оргстекло».

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

32

4

Пластмассы. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа №18 «Распознавание пластмасс»

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

33

5

Волокна. Способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Практическая работа №19 «Идентификация волокон».

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

34

6

Каучуки. Натуральный каучук. Гуттаперча. Бутадиеновый, изопреновый, бутадиен- стирольный каучуки. Вулканизация. Получение каучуков. Практическая работа№20 «Каучуки».

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Конспект лекций, отчет о практической работе.

35

1

Итоговое занятие




Презентация творческих работ.

ЛИТЕРАТУРА

  • Сорокин В.В. Как ты знаешь химию. Санкт-Петербург Химия 1998г.

  • Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия . М., Химия, 1984 г.

  • Еремин В.В. Органическая химия . Пособия для учащихся) М.,Экзамен, 1988 г.

  • г.

  • Воскресенский П.И. Основы химического анализа. М., Просвещение, 1999 г.

  • Практикум по общей химии. М., Московский университет, 1973 г.

  • Андросова В.Г. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М., Просвещение, 1983 г.

  • Зданчук Г.А. Химический кружок. М., Просвещение, 1964 г.

  • Бостев М.М. Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке. М., Учпед, 1989

  • Аверина А.В., Снегирева А.Я.,Лабораторный практикум по органической химии, М, Высшая школа, 1980г.

  • Ольгин О. Чудеса на выбор, М., Детская литература, 1987г.

  • Травкин М.П., Занимательные опыты с растениями, ГУ-ПИ МинПроса РСФС, М, 1960г

  • Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А.. Многоликая химия, М, Просвещение, 1992г.

  • Юдин А.М., Сучков В.Н., Химия в быту М., изд. Химия, 1977г.

  • А.И.Дорофеев, М.И.Федотова «Практикум по неорганической химии». Ленинград, «Химия», Ленинградское отделение, 1990г.

  • Г.М.Чернобельская «Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ», М., «Высшая школа», 1989 г.

  • Э.Гроссе, Х.Вайсмантель «Химия для любознательных», Ленинград, «Химия», Ленинградское отделение, 1985г.

  • В.Н.Алексинский «Занимательные опыты по химии», М., «Просвещение», 1995 г.

  • М.Колтун «Мир химии», М., «Детская литература», 1988 г.

  • «Я познаю мир. Химия». Детская энциклопедия. М., «АСТ», 2001

  • А.П.Нечаев «Органическая химия», М., «Высшая школа», 1988 г.

  • «Предпрофильная подготовка учащихся 9х классов» Учебные программы курсов по выбору по физике, химии, географии, биологии и экологии. Томск. 2003 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск