Скачать 0.84 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» ПУБЛИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД О состоянии и результатах деятельности областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей» ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» Публичный информационно-аналитический доклад о состоянии и результатах деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей»: Доклад. – Томск: 2013. - 24 с. Составители: Т.Л. Веселовская, А.А. Ванюкова, / Под ред. С.Н. Сафронова Доклад – опыт публичного представления результатов работы областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей». Предназначен для широкой читательской аудитории: обучающихся и их родителей, учреждений дополнительного образования Томской области, Департамента общего образования Томской области, общественности. В докладе содержится информация и анализ состояния, результатов деятельности Центра в 2013 году. Задача доклада – проинформировать о ситуации, результатах, потенциале и условиях функционирования учреждения дополнительного образования, проблемах и направлениях его дальнейшего развития. ©ОЦДОД
Открытый информационно-аналитический доклад «О состоянии и результатах деятельности ОГБОУДОД «ОЦДОД» в 2013 г.» - это опыт публичного представления результатов деятельности учреждения за 2012 г. Доклад содержит информацию, анализ состояния и результатов деятельности как учреждения в целом, так и его структурных подразделений. В Докладе представлен отчет-анализ деятельности учреждения как опорного центра развития системы дополнительного образования детей на региональном уровне. Доклад подготовлен в соответствии с рекомендациями Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования и Министерства образования и науки РФ по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики, а также ПОЛОЖЕНИЕМ об открытом информационно-аналитическом (публичном) докладе о состоянии и результатах деятельности системы образования Томской области, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (приказ Департамента общего образования Томской области от 25.04.2008 г. № 601). Доклад адресован широкой читательской аудитории: обучающимся и их родителей, Департаменту общего образования Томской области, общественности. В докладе содержится информация и анализ состояния, результатов деятельности Центра в 2013 календарном году . Основные задачи Доклада – проинформировать о ситуации, результатах, потенциале и условиях функционирования учреждения дополнительного образования, проблемах и направлениях его дальнейшего развития; привлечь адресатов к обсуждению ситуации и выработке предложений по решению имеющихся проблем, обеспечить максимальную открытость деятельности учреждения для повышения эффективности взаимодействия с постоянными и новыми партнерами.
«Областной центр дополнительного образования детей» - опорный центр развития системы дополнительного образования детей в Томской области «Областной центр дополнительного образования детей» – единственное государственное учреждение дополнительного образования детей в Томской области, которое является опорным учреждением - Центром развития системы дополнительного образования детей в Томской области, призванное участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области. Выполняя координирующую роль в развитии региональной системы дополнительного образования детей, Центр:
Позитивные результаты деятельности «ОЦДОД» как опорного государственного учреждения достигаются благодаря выстраиваемой управленческой вертикали на всех уровнях, способствующей совершенствованию деятельности, стремлению к достижению высоких показателей в различных направлениях дополнительного образования на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, состязаниях и т.д.
в новых социальноэкономических условиях Государственная система дополнительного образования детей в новом качестве развивается на протяжении 20 лет. Сегодня в Российской Федерации Система дополнительного образования детей в России представлена более 17 000 государственными (муниципальными) учреждениями в сфере образования, культуры и спорта (2011 г. - 18000 учреждений). В Российской Федерации, в среднем, доля детей охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет составляет 57%. (Данные мониторинга экономики образования, проведенного Министерством образования и науки РФ и Высшей школой экономики, 2013 г.) 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в т. ч. в системе образования – 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс.; общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся). . Кроме того, в общеобразовательных учреждениях дополнительное образование получают более 3,5 млн. детей, занятия проводят свыше 100 тыс. педагогов. Сегодня в Томской области В ведомственном подчинении системы образования действует 70 учреждений дополнительного образования детей, (охват – 60,5 %), занятия проводят 3320 педагогов. Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами:
Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и является гарантом поддержки и развития одаренных детей. За последние годы законодательная база претерпела серьезные изменения, что не могло не отразиться на деятельности учреждений дополнительного образования детей. С учетом современного законодательства стало активно развиваться дополнительное образование на базе школ. В этих условиях УДОД во взаимодействии со школами смогут способствовать развитию дополнительного образования детей на их базе, обеспечить методическое сопровождение, повышение квалификации кадров и т. д. В настоящее время, в Томской области в системе образования функционирует 70 учреждений дополнительного образования детей (из них 37 в сельской местности). За 3 года уменьшилось количество учреждений дополнительного образования внутри региональной системы образования на 10 учреждений, это связано с передачей части учреждений дополнительного образования детей в подчинение другим ведомствам,оптимизацией учреждений дополнительного образования, с интеграционными процессами в региональной системе образования.(Диаграмма 1.)В целом структура сети образовательных учреждений области соответствует запросам населения. Диаграмма 1.Сведения о сети учреждений дополнительного образования детей в Томской области(Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО). В связи с сокращением сети учреждений дополнительного образования детей, в 2012 году произошло сокращение доли обучающихся, охваченных дополнительным образованием на 14 %, в 2013 году удалось повысить охват на 2,4 %.(Диаграмма 2.). Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет(150245 человек) всеми ведомствами(ДОО ТО, ДМПФКС ТО, ДКТ ТО ) к концу 2013 года составила 61 %.Однако, в связи с тем, что в стране и в регионе принят ряд документов, включающих дополнительное образование детей в разряд приоритетов государственной и региональной образовательной политики, перед системой дополнительного образования детей Томской области были поставлена задачак 2018 году обеспечить услугами дополнительного образования 75 % детей Томской области. Диаграмма 2. Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, от общего количества обучающихся (в системе образования Томской области).(Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО) Согласно учредительным документам, учреждения дополнительного образования детей Томской области подразделяются следующим образом по видам:25,7 % -Центры, 1,4 % - дворцы, 25,7 % - Дома творчества, 1,4 % - станции, 14 школ, 25,7 % - спортивные школы.Преобладание Центров и Домов творчества среди учреждений дополнительного образования детей обусловлено специфическими требованиями к данным видам учреждений – это многопрофильные учреждения, где реализуются программы различных направленностей. Традиционным и преобладающим видом является так же спортивная школа.Незначительное число «станций» связано с тем, что удерживатьстатус однопрофильного учреждения заметно сложнее, чем многопрофильного, так какнеобходимо обеспечить большое число программ одной направленности, что предполагает наличие кадров, оборудования.На территории Томской области созданы и функционирует физкультурно-спортивные клубы и клубы военно-патриотической направленности. Количество детских подростковых клубов по месту жительства и учебы (в среднем по 100 человек в клубе) - 64, с охватом 5535 детей (2012 год - 5389 детей). Услуги дополнительного образования оказываются общеобразовательными учреждениями Томской области. (Диаграмма 3.) Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией введением ФГОС, придает системе дополнительного образования современный импульс развития. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности обучающихся, а также не может создать необходимую среду общения и развития. Поэтому в новой образовательной ситуации общее образование находит в дополнительном образовании недостающий ресурс. В настоящее время, произошло перераспределение долей обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, в общей численности обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. Так, за 3 года, на 10,2 % увеличилась доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами на базе учреждений дополнительного образования детей от общего количества обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. Это связано с интеграцией ресурсов общего и дополнительного образования в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Диаграмма 3.Сравнительная диаграмма охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами школами и УДО.(Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО). Возрастная структура контингента учреждений дополнительного образования детей Томской области значительно не претерпела изменений и представлена следующим образом(Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО): Диаграмма 4.Возрастной состав занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам.(Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО). Данные свидетельствуют о том, что в большей степени охвачены дополнительными общеобразовательными программами обучающиеся младших и средних классов,доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в возрасте до 9 лет общего количества обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами составляет 41,8 % (2010 г. - 41,3 %; 2011 г. - 43,9 %; 2012 г. -42,3 %);доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в возрасте от 10 до 14 лет общего количества обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами - 42,3 % (2010 г. - 41,4 %; 2011 г. - 38,9 %; 2012 г. -40,1 %). С подростками от 15 до 17 лет больше работают спортивные учреждения дополнительного образования детей. Доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в возрасте от 15 до 17 лет общего количества обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами - 15,4 %(2010 г. - 16,5 %; 2011 г. - 16,3 %; 2012 г. -16,8%), доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в возрасте 18 лет и старше от общего количества обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами - 0,5 %(2010 г. - 0,8 %;2011 г. - 0,7 %; 2012 г. - 0,8 %).Причинами такого распределения контингента по возрастам, по мнению педагогического сообщества, являются: субъективная значимость успешности в сдаче ЕГЭ и ГИА, которая переключает часть обучающихся старших классов преимущественно на усиленную подготовку к итоговым испытаниям, прекращение активного стимулирования со стороны родителей занятий старшеклассников во внешкольных объединениях, предъявление высоких требований со стороны старшеклассников к дополнительным образовательным программам. Уменьшение количества учреждений дополнительного образования повлекло за собой сокращение количества педагогических работников системы дополнительного образования детей Томской области: 2010 год - 3554 человека, 2011 год - 3342 человека,2012 г. – 2215 человек, с 2013 года в системе дополнительного образования 2241 работников, из которых, педагогов -1355 человек. Результаты статистических срезов свидетельствуют о том, что 55,5 % педагогических работников системы дополнительного образования детей имеют высшее образование, высшее педагогическое образование - 32,4 %.Учреждения дополнительного образования детей на68 % обеспечены специалистами, стаж работы, которых составляет от 10 до 20 лет и более.43% педагогов имеют высшую, первую квалификационные категории. Анализ возрастной структуры педагогических работников учреждений дополнительного образования показывает, что больше всего педагогических работников в возрасте от 35 лет - 69,5 %, из которых 36,3 % педагогических работников пенсионного возраста, при этом следует отметить, что произошло увеличение специалистов данной возрастной категории на 5,8 %.Долю молодых педагогических работников (в возрасте до 35 лет) 30 %, несмотря на стабильные показатели за 3 года, следует признать недостаточной и в целом объективно низкой, не отвечающей потребностям детей, задачам обновления содержания форм работы в учреждениях.(Диаграмма 5.) Диаграмма 5.Возрастной состав педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. (Данные Федерального статистического наблюдения по Томской области «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» - 1-ДО). Характеристика общеобразовательных программ системы дополнительного образования детей Томской области Анализ состояния программного обеспечения дополнительного образования детей Томской области позволяет увидеть, что большинство учреждений дополнительного образования детей работают по программам продолжительностью от 1 до 3 лет, наблюдается значительное увеличение количества программ продолжительностью от 3 и более лет обучения: кратковременные программы, обеспечивающие ребенку пробу в том или ином виде деятельности реализуют 47% учреждений дополнительного образования детей. 59% - доля среднесрочных программ, в которых образовательный результат является уже более ощутимым. Педагоги отдают предпочтения адаптированным и модифицированным программам, менее всего разрабатываются и реализуются авторские программы. Общее количество программ дополнительного образования детей в примерном равенстве распределены между программами для детей начального школьного возраста, основной школы, замечена тенденция к увеличению доли программ для детей дошкольного возраста, недостаточным является количество программ для старшеклассников. Интеграция учреждений основного и дополнительного образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте –ФГОС. В 2013 году произошло существенное перераспределение детей, занимающихся программами дополнительного образования детей на базе УДО и общеобразовательных учреждений, так на базе УДО занимаются 73 % обучающихся (в 2012 году 57 %), на базе школ - 27 % обучающихся (в 2012 году 43 %). Это связано от части с тем, что в УДО есть больше ресурсов для реализации ФГОС: программных, кадровых, материально-технических, больше и разнообразнее услуги по дополнительному образованию детей. И сегодня уже практически во всех муниципалитетах Томской области общеобразовательные учреждения вынуждены обращаться за услугами по внеурочной деятельности в учреждения дополнительного образования детей. По результатам проведенного регионального мониторинга большая часть школ работает по модели дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности. Стоит особо обратить внимание на то, что интеграция – это не объединение, а создание сетей, в основе которых не учреждения, а образовательные программы. Формирование социального заказа региона на дополнительные образовательные программы становится актуальным. Анализ полученных данных по продолжительности программ дополнительного образования детей показывает, что кратковременные программы, обеспечивающие ребенку пробу в том или ином виде деятельности, реализуют 47% учреждений дополнительного образования детей. Несколько больше (59%) доля среднесрочных программ, в которых образовательный результат является уже более ощутимым. Действительно за 2–3 года обучающийся может не только познакомиться с той или иной сферой деятельности, но и достичь первых успехов, точнее, соотнести свои интересы и склонности с видом спорта, искусства, науки и т.д. Преобладание программ продолжительностью более 3 лет (61%) следует оценивать положительно, так как именно данные программы в наибольшей степени решают задачи самоопределения обучающихся. Одним из существенных достоинств системы дополнительного образования детей Томской области традиционно считается вариативность содержания предлагаемого образования, которая проявляется не только в направленности программ, но и в их ориентации на разные целевые группы (категории детей), а также на актуальные потребности семей. Данные свидетельствуют, что более половины УДОД (51%) реализуют программы, ориентированные на работу с одаренными детьми. Менее однозначно воспринимается УДОД задача ориентации программ на сложные категории детей: дети с ограниченными возможностями здоровья; программы выполняющих функции социальной защиты (дети из малообеспеченных и социально неблагополучных семей). Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями. Опыт обновления системы этих отношений уже имеется в нашем регионе. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие. По результатам проведенного регионального мониторинга большая часть школ (около 70%) работает по модели дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности. В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта эффективной является «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений. Примерами такой модели являются Центр «Планирование карьеры», НОУ «Открытый молодежный университет». Проблемы остаются в нормативно-правовом обеспечении данного взаимодействия. Формы типовых договоров взаимодействия не утверждены еще на федеральном уровне. Повышению доступности и качества дополнительного образования детей, организации их содержательного досуга во многом способствует реализация Календаря Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, утвержденного Минобрнауки России и Рособразованием. Результаты участия в этих мероприятиях взаимоувязаны с реализацией приоритетного национального проекта “Образование” в части поддержки одаренных детей, присвоением звания “Образцовый детский коллектив”. Эти результаты учитываются при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей, аттестации педагогических и руководящих кадров. Кроме того, результаты участия в таких мероприятиях позволяют оценивать уровень развития региональной системы дополнительного образования детей, а также определять результативность деятельности обучающихся и педагогов дополнительного образования и в целом образовательных учреждений, что является необходимой составляющей развития системы. Всероссийский Календарь является основой разработки Календаря мероприятий с обучающимися Томской области (утверждается ежегодно Департаментом общего образования Томской области). Координатором реализации названных Календарей на областном и федеральном уровне является «ОЦДОД». В соответствии с Календарем областных мероприятий со школьниками Томской области за 2013 год проведено 75 мероприятий, в которых приняло участие свыше 30 тыс. детей и подростков, что составляет 36,8 % от общего количества обучающихся. . 2013 год-год 95-летия российской системы дополнительного образования детей. Основные из них:
17 детских коллективов получили звание «Детский образцовый коллектив» Команда СЮТУР г. Стрежевой заняла 3 место на соревнованиях «Юный спасатель» ВДЦ «Океан» Команда г. Стрежевого вошла в число лучших команд «Президентских состязаний» в ВДЦ «Смена» ВДЦ «Океан» г. Владивосток Как показывает практика, основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей в Томской области, стали:
|
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Дополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества... Предлагаем Вашему вниманию открытый информационный публичный доклад. В докладе содержится информация о деятельности государственного... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей | Положение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области... | ||
Образовательная программа Государственного автономного образовательного... Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический... | Дополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества... В докладе содержится информация о деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования... | ||
План музыкально-образовательной деятельности государственного бюджетного... Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Москвы | Доклад муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного... Вашему вниманию предлагается публичный доклад об основных итогах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения... | ||
Годовой план работы на 2013/2014 учебный год Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей... | Доклад о результатах деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский экологический центр" | ||
Доклад о результатах деятельности образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский экологический центр" | Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа деятельности муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Отчёт о результатах самообследования Муниципального бюджетного образовательного... Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей |