Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву»





Скачать 212.54 Kb.
НазваниеРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву»
Дата публикации29.02.2016
Размер212.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА»


Рекомендовано Педагогическим советом «Утверждаю»

ДХШ «Бабенская игрушка» Директор ГБОУДОД

Протокол №1 от 28.08.14г. «ДХШ «Бабенская игрушка» ________Н.В.Виданова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя дополнительного образования

декоративно-прикладного отделения

предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале .Искусство росписи по дереву»

на основе образовательной программы:

«Композиция прикладного искусства и работы в материале. Роспись по дереву » программа для декоративно-прикладных отделений детских художественных школ , расположенных в центрах традиционных народных художественных промыслов 1984г.; утверждена Федеральное агенство по культуре и кинематографии Федеральное Государственное Учреждение научно-методический центр по художественному образованию;

Отделение: декоративно прикладное

Возраст детей: 10-15 лет

Срок реализации:4 года

Авторы(составители):Козлов Н.А..

2014 г.

Пояснительная записка
В нашей стране искусство росписи по дереву развивалось в неразрывной связи с искусством резьбы, с деревянным зодчество

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность расписных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер декора, сохраняющего цельность и выразительность как в архитектурных наружных и интерьерных композициях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждый традиционный центр народной росписи по дереву отмечен ярко выраженными художественно-стилистическими чертами, основанными на особенностях исторического развития культуры, географических и природных условиях, экономики края.

Предмет "Искусство росписи по дереву" предназначен для преподавания декоративно-прикладного искусства в детский художественной школе, находящейся в районе народного художественного промысла «Бабенская токарная игрушка». При составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву (хохломской, городецкой росписей ), а также свободных кистевых росписей русского Севера.

Программа ставит целью познакомить учащихся с наследием художественной росписи, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам росписи по дереву, умению создавать собственные творческие композиций в традициях местного художественного промысла. Практические занятия совмещаются с теоретическими, с экскурсиями в музей и мастерские, в местные художественные и краеведческие музеи.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала. Ученики получают знания по технологии подготовки полуфабриката под роспись, по отделке готовых изделий, по свойствам красителей, применяемых для росписи и т.п.

Важный период обучения - копирование образцов народной росписи по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды и техники, но и типовые композиции росписи по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования, должны рассматриваться как ценный методический фонд детской художественной школы, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции. Лучшие зарисовки народных образцов используются на занятиях, а также при организации отчетных итоговых выставок.

В результате изучения предмета "Искусство росписи по дереву" учащиеся должны получить профессиональные знания и практические навыки, научиться создавать собственные композиции, иметь представление об искусстве народных художественных промыслов.

Учебно-тематический план

1 год обучения



Наименование

часы

1

Народное декоративное искусство. Искусство росписи по дереву.

2

2

Местный промысел росписи по дереву.

4

3.

Экскурсия в школьный музей «Дом токаря»

2

Основные элементы росписи и приемы их выполнения, простейшие композиции

1

Окраска фона

3

2

Тычок

5

3

Мазок

6

4

Контур

6

5

Контрольное задание

3

6

Грибы (боровик, мухомор…)

9

7

Елки (фон, тычок, мазок)

6

8

Волчки

2

9

Домики (2 по образу, авт.)

6

10

Клоун (2 по образцу, авт.)

5

11

Снеговик

2

12

Дед Мороз

2

13

Птицы (сова, снегирь, синица, ворона, грач)

5

14

Элементы Городецкой росписи

10

15

Элементы Хохломской росписи

10

16

Матрешка (2 по образцу)

6

17

Гусар

3

18

Яйца (по образцу)

10

19

Матрешка 2-х местная

9

20

Богатырь

3

21

Роспись разделочной доски с элементами хохломы

6

22

Роспись кухонного набора (коромысло, доска , скалка, колотушка)

10




итого

136



2год обучения



Наименование

часы

1.

Роспись токарных изделий (грибы, домики, кухонный набор)

/Бабенская роспись/

1.

Экскурсия в школьный музей «Дом токаря»

1

2.

Копирование образца на бумаге

6

3.

Роспись изделия по образцу

9

4.

Разработка варианта композиции для работы в материале

9

5.

Выполнение в материале

9

Роспись игрушки-сувенира (матрешки, клоуны)

/Бабенская роспись/

1.

Экскурсия в школьный музей «Дом токаря»

1

2.

Копирование образца на бумаге

8

3.

Роспись изделия по образцу

8

4.

Разработка варианта композиции для работы в материале

8

5.

Выполнение в материале

8

Знакомство с росписями по дереву русского севера (мезенская, борокская, уфтюжская, северо-двинская)

1.

Элементы росписей

24

2.

Составление композиции из элементов росписей.

24

3.

Выполнение росписи в материале

24

итого

136

З год обучения



Наименование

часы




Роспись токарных изделий (небольшие комплекты посуды)

/Хохломская роспись: ложка, поставец, блюдце/




1.

Копирование образца на бумаге

12

2.

Роспись изделия по образцу

12

3.

Разработка варианта композиции для работы в материале

12

4.

Выполнение в материале

12




Роспись токарных изделий ( богатыри, гусары, яйца)

/Бабенская роспись/




1.

Копирование образца на бумаге

12

2.

Роспись изделия по образцу

12

3.

Разработка варианта композиции для работы в материале

12

4.

Выполнение в материале

12




Роспись токарных изделий ( матрешка)

/Бабенская роспись/




1.

Копирование элементов русского народного костюма

15

2.

Составление эскиза матрешки в русском народном костюме

9

3.

Роспись изделия по эскизу

16

итого:

136

4 год обучения



Наименование

часы




1.

Роспись столярных и токарных изделий (доски, баночки, бочонки)

/Городецкая роспись/




1.

Копирование образца на бумаге

12

2.

Роспись изделия по образцу

12

3.

Разработка варианта композиции для работы в материале

12

4.

Выполнение в материале

12




Роспись баночек и яиц с местными пейзажами




1.

Копирование образца на бумаге

8

2.

Роспись изделия по образцу

8

3.

Разработка варианта композиции для работы в материале

8

4.

Выполнение в материале

8

Дипломная работа

(роспись бабенской токарной игрушки)

1.

Сбор и зарисовка материалов для дипломной работы

20

2.

Разработка варианта композиции

15

3.

Выполнение в материале

15

итого

136


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Введение

Народное декоративное искусство. Искусство росписи по дереву в РФ

Виды народного декоративного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства. Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России

( бабенская, городецкая,мезенская хохломская и др.)

Краткая характеристика местного промысла.

Местный промысел росписи по дереву

Знакомство с местным промыслом, выпускающим традиционные художественные изделия и сувениры из дерева с росписью, его история и трудовые традиции. Экскурсия в музей.

Труд и его значение в жизни людей. Характер предприятия, производственный цикл. Внутренний распорядок в мастерской, общие правила техники безопасности.

Основные инструменты, выпускаемые промышленностью, а также нестандартные, характерные для промысла. Рабочее место мастера росписи по дереву. Посадка мастера. Сведения по технике безопасности.

Знакомство с художественно-техническими приемами росписи по дереву

Рабочее место, оборудование, инструмент, техника безопасности. Материалы для росписи по дереву. Первичное практическое знакомство с материалами

Первоначальное знакомство с основными материалами росписи по дереву,: краски, пигменты, растворители. Их подготовка к работе, хранение, использование. Техника безопасности.

Работа с красками, разведение, нанесение краски на бумагу. Приемы работы кистью.

Основные элементы росписи и приемы их выполнения, простейшие композиции

Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка: от каплевидного до штрихового.

Стебель как главный формообразующий элемент растительной композиции. Разновидности стебля (корень, стебель, роговидный стебель и пр.).

Растительные мотивы росписи и их разнообразие. Зависимость трактовки мотива от техники письма (например, в хохломской росписи - травка, кудрина, под фон и т.д.).

Простейшие композиции росписи (стебель-лист, стебель-травка и пр.).

Мотивы птиц. Основные орнаментальные разновидности, применяемые в местной росписи. Последовательность написания, особенности моделировки формы (графические и живописные). Простые композиции с мотивами птиц.

Отводки и обрамления как важные элементы изделий из дерева. Особенности выполнения на наружных и внутренних поверхностях.

Окраска фона. Особенности окраски фона в местном промысле (до или в процессе росписи), последовательность окраски.

Освоение приемов и композиций на бумаге или на полуфабрикате.

Роспись небольшого изделия

Роспись разделочной доски (или комплекта разделочных досок).
Экскурсия в музей. Выбор образца для копирования ). Знакомство с разнообразием вариантов одного типа композиции на выбранном изделии.

Копирование музейных образцов на бумаге.

Разработка варианта росписи для выбранного образца (на бумаге).

Роспись изделия.

ВТОРОЙ КЛАСС

Изучение и освоение простых композиций росписи по дереву на небольших изделиях, выполненных в традициях местного промысла

Экскурсия в музей

Создание игрушек и сувениров как область искусства.

Роспись токарного изделий (игрушка)

Знакомство с изготовлением, росписью и отделкой изделий.

Работа над первоначальными эскизами. Копирование (на бумаге) типовых композиций росписи (фриз, букет, венок и пр.).

Разработка варианта композиции (на бумаге). Выполнение росписи в материале на полуфабрикате .

Роспись игрушки-сувенира

Знакомство с процессом росписи сувениров разных размеров и форм. Связь формы изделия и росписи. Знакомство с декорированием сувениров

Работа над первоначальными эскизами. Копирование композиций росписи (с мотивами травки, цветов, ягод), особенности выполнения росписи токарного изделия.

Разработка вариантов композиции (на бумаге).

Выполнение в материале варианта росписи.

ТРЕТИЙ КЛАСС

Типовые композиции росписи на изделиях среднего и крупного размера, выполненных в традициях промыслов

. Экскурсия в мастерскую, знакомство с технологией изготовления росписи и отделки изделии

Токарное изделие (сахарница, конфетница, миска, ковш и т.п.)

Изучение технологии изготовления росписи и отделки изделий среднего размера.

Освоение процесса подготовки к росписи и отделке изделий. Копирование основных типовых композиций и их разновидностей. Освоение приемов письма.

Разработка вариантов росписи. Выполнение их в материале. Освоение вариантов росписи при декорировании небольшой партии изделий.

Столярное изделие (доски, шкатулка и т.п.)

Изучение технологии изготовления, росписи и отделки разных изделий средних размеров.

Освоение процесса подготовки к росписи и отделке изделий.

Копирование типовых композиций и их вариантов. Освоение приемов письма.

Знакомство с материалами фонда школьного музея. Разработка новой композиции росписи. Выполнение в материале.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Создание небольших комплектов

Экскурсия в мастерскую

Знакомство с технологией изготовления, росписи и отделки токарных изделий.

Токарные изделия (, чаша, декоративное панно, декоративное блюдо или тарелка и т.п.), набор токарных изделий (для завтрака, чая и пр.)

Итоговая работа

Например: матрешка, богатыри, гусары, шахматы, пирамиды, яйца, шкатулки и т.п. Работа над первоначальными эскизами. Копирование образцов на бумаге, сбор материала. Разработка вариантов росписи. Выполнение проекта в материале.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Об ориентации детских художественных школ на преподавание прикладного искусства и открытии детских художественных школ в центрах народных художественных промыслов: Приказ Министерства культуры РСФСР, Министерства местной промышленности РСФСР и Министерства просвещения РСФСР № 484 от 23.12. 1977 г.

2. Арбат Ю.А. Путешествие за красотой. - М., 1966.

3. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

4. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. -М., 1979.

5. Барадулин В.А. Уральская народная живопись. - Свердловск, 1982.

6. Богоявленский Г.П. и др. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. - М., 1965.

7. Василенко В.М. Народное искусство. - М., 1974.

8. Воронов Е.С. О крестьянском искусстве. - М., 1972.

9. Вишневская В.М. Хохлома. - М., 1981.

10. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. - Петрозаводск, 1981.

11. Гагман Н.А. Фотографирование произведений искусства. -

М., 1975. .12. Добрых рук мастерство / Сост. И.Я. Богусловская. - Л., 1976.

13. Емельянова Т.И. Хохлома. - Л., 1974. '•

14. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 1975;

15. Жегалова С.К. и др. Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.

16. Жегалова С.К. и др. Пряник, прялка и птица-сирин. - М., 1971.

17. Званцев М.П. Нижегородские мастера. - Горький, 1978.

18. Иванова Н.Н. и др. Музей народного искусства (путеводитель). - М., 1973.

19. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. - 1977.

20. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. - М., 1961.

21. Колчин Б.А. Новгородские древности - резное дерево. • М., 1971.

22. Косменко А.Н. Карельское народное искусство. - Петрозаводск, 1977.

23. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. -М., 1974.

24. Маврина Т.А. Городецкая роспись. - Л., 1970.

25. Матрешка. Альбом. - М., 1969.

26. Музей народного искусства и художественные промыслы. -М., 1972.

27. Основы художественного ремесла / Под ред. Барадулина В.А. и Танкус О.В. - М., 1978.

28. Основы художественного ремесла / Под ред. Варадулина В.А. - М., 1979.

29. Памятники отечества. - Кн. 2-я. - М., 1975.

30. Попова О.С. Русское народное искусство. - М., 1972.

31. Разина Т.М. Русское народное творчество. - М., 1970.

32. Русские художественные промыслы. - М., 1965.

33. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца. -М., 1972.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Класс «Роспись по дереву»

п/п

Наименование предмета

Количество уроков в неделю

Количество часов в год

Итоговая аттестация проводится в классах***







I

II

III

IV

V







1.

Рисунок

3

3

3

3

3

102

I II III IV V

2.

Живопись

1

1

1

1

1

34

I II III IV V

3.

Декоративно- прикладная композиция и работа в материале

4

4

4

4

4

136

I II III IV V

4.

Беседы об изобразительном искусстве

1

1

1

1

1

34







ВСЕГО:

9

9

9

9

9

306




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» icon1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика))
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconПубличный доклад учреждения начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconВ мире декоративно – прикладного искусства росписи декоративных работ....
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconРабочая программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство...
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного...
Отдел : боу «Фроловская основная общеобразовательная школа, боу «Слободская сош им. Г. Н. Пономарёва»
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного отделения предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву» iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск