Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе»





Скачать 138.35 Kb.
НазваниеРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе»
Дата публикации13.11.2014
Размер138.35 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
.

РЕФЕРАТ УЧИТЕЛЯ ГБОУ СОШ № 745

СЕРГИЕНКО НАТАЛИИ ИВАНОВНЫ

По теме: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

НА ПРИМЕРЕ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА МАСЛЕНИЦЫ В ШКОЛЕ».

2

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

Духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-

прикладного искусства…………………………………………………………..3

Проведение праздника масленицы в ГБОУ СОШ № 745…………………… 6

Заключение………………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………………..14

3

Введение.

Духовно-нравственное воспитание детей является очень важной задачей современного общества. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения наших детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Духовно-нравственное воспитание средствами декоративно- прикладного искусства
Процесс духовно-нравственного воспитания ребенка может происходить через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства, народные праздники. В этом случае искусство оставляет в душе ребенка глубокий след.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью нашей истории.

4

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Эта задача решается в школе № 745 как на уроках (преподавание изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»), так и во внеурочное время через проведение различных выставок, конкурсов, занятий в кружках, где дети учатся своими руками изготавливать различные поделки, опираясь на богатый опыт прошлых поколений. При подготовке подарков для ветеранов или одиноких стариков у учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с пятого класса она строится больше на познавательно-аналитическом уровне. На занятиях дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Одним из видов внеурочной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся является подготовка и проведение различных праздников. Масленица – это любимый всеми праздник встречи весны.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего

5 солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
      По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.
      Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

По одной из версий в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

6

Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и  разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать масленую неделю веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
Проведение праздника масленицы в ГОУ СОШ № 745.

Проведение праздника масленицы является одной из составляющих эстетического, духовно-нравственного воспитания детей.

Цель: познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленицы. Задачи:

1.Воспитывать в детях любовь и уважение к русской культуре.
2.  Познакомить детей с традициями празднования Масленицы на Руси.
3.   Развивать кругозор детей.
4.   Развивать ловкость, быстроту реакции.

Оформление зала: Сцена украшена солнцем, сделанным из ленточек, на столах стоят блины — символ солнца, самовар с чаем. В зале подготовлена выставка
7

поделок и рисунков детей. Зрители сидят в зале. Часть детей показывают свои умения в различных видах художественной деятельности.

На экране демонстрируется презентация, сопровождающая проведение праздника и знакомящая зрителей с различными работами учащихся.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки.   Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр.  

      Действующие лица 
 Ведущие. 
 Первый скоморох. 
 Второй скоморох.img_4308 11.jpg

Матушка-Зима.

Реквизит
Чучело Масленицы.
Блины.
Самовар.
Ленты.
Творог.
Носовые платочки на веревочках.
Снежки из ваты.
img_4306 11.jpg

8

Ход праздника.
Звучит музыка.

1-й ведущий: Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

2-й ведущий: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, обычаи, праздники. С одним из любимых русских праздников Масленицей мы вас сегодня познакомим.

Вбегают скоморохи.

1-й скоморох: Ха-ха-ха!! Глянь - ка, сколько кругом зевак собралось.

2-й скоморох: А чего они сошлись? Сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.

1-й скоморох: Наверное на блины сбежались. Видел какие столы.

2-й скоморох: Да!! Слушай, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

1-й скоморох: Да это что! Я вот что знаю! У бабки Агафьи мыши развеселились. Бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

1-й ведущий: Я отвечу на ваши вопросы. И лисы, и мыши зиму провожают, да весну встречают. И народ здесь собрался для того, чтобы зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть, да в игры поиграть.

1-й скоморох: Ой! Смотри, сама Матушка-Зима к нам в гости идет!

Зима: Низкий поклон вам добрые миряне. Наморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может на вас еще морозца напустить?

Скоморохи: Нет, не надо. Спасибо.

2-й ведущий: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и зимние праздники. Даже за сильные морозы спасибо. На то ты и Матушка-Зима

9

1-й ведущий: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уже не за горами, Поможет нам в этом Масленица.

2-й ведущий: Душа ль ты наша Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости на широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

      Вносят куклу Масленицы.img_4327.jpg

1-й скоморох: Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

Все хором: Первый день «Встреча»

1-й скоморох:

Спещите, спешите, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей.

Зима уходит.

2-й скоморох:

Масленицу встречаем, зиму провожаем.

Скоморохи: Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.

10

2-й ведущий: В понедельник на Масленицу накрывались столы с яствами и кушаньями — встречали Чистую масленицу — широкую боярыню. Родственники собирались за столами и договаривались о совместном проведении гуляний.

1-й ведущий: А мы встречаем Масленицу своими успехами.

Мы за зиму многому научились: и рисовать, и лепить, и вязать, и вышивать и еще много чему.

На экране демонстрируются и комментируются работы учащихся.

Скоморохи хором: Второй день – «Заигрыш», во вторник все играли.
Ведущие приглашают из зала желающих принять участие в играх и объясняют правила игр.

Игра «Почта»
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
—  Динь, динь, динь!—  Кто там?—  Почта!—  Откуда?—  Из города...—  А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.

      Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

      Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — «заря» — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,  Ключи золотые,
Красная девица,   Ленты голубые,
По полю ходила,   Кольца обвитые,
Ключи обронила,   За водой пошла!

11

      С последними словами водящий осторожно кладет  ленту на плечо одному из играющих, который, заметив   это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны  по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».   Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо   положить ленту.

1-й скоморох: Среда — середина недели « Лакомка». Главным кушаньем являются блины. Блин символизирует солнце – победу добра над злом. По поверьям первый блин принято отдавать бедным.

2-й скоморох: В среду зятья ходили к тещам на блины. А тещи старались — и большие блины пекли, и маленькие, и фаршированные, и маслом мазаные... А давайте-ка мы кулинарный конкурс проведем!

Конкурс «Кто лучше зафарширует блин»    
Девочки фаршируют блины творогом. У кого получается лучше, тот и выиграл. Жюри — зрители. 

Скоморохи хором: Четвертый день – «Разгул»

1-й скоморох: Разойдись честной народ,

Не пыли дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

2-й скоморох: Кто сильнее из ребят?

А ну беремся за канат!

Тот, кто перетянет,

Самым сильным станет.

Ведущие проводят игры: «Перетягивание каната», «Бег в мешках».

Другие варианты игр:

Игра «Достань платочек»  
На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке».

12

Игра «Снежки» 
Ведущие разбивают детей из зала на две команды. Снежки — свернутые кусочки ваты. Кидаются друг в друга.

 

2-й Ведущий: А теперь пятый день – «Тещины вечерки». Теща приглашала зятя на блины. А вы ребята попробуйте отгадать загадки.

1-й скоморох: Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач)
2-й скоморох: Жил я посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

1-й скоморох: Не артист, а голосист.

Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)

2-й скоморох: Ни барашек и ни кот,

Носит шубу круглый год. (Заяц)

1-й скоморох: Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар.

А как выпустит из рук

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Скоморохи хором: Шестой день «Проводы».

1-й ведущий: Масленица - древний славянский праздник. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

2-й ведущий: Заканчивалась Масленица «Прощеным воскресеньем». Все просили друг у друга прощение.

13

Ведущие (друг у друга): Прошу у тебя прощение за то, что я вольно или невольно тебя обидел(а).

Скоморохи: А мы тоже не хотим отставать от русской традиции. (Просят друг у друга прощение).

—   Прости меня, если виноват!
—   И ты меня.
Бог простит! 

       Обнимаются между собой.

Ведущие: Ребята! Будьте всегда благодарны своим любимым родителям, которые так много для вас делают хорошего и не забудьте попросить у них прощение в воскресенье.

1-й скоморох: Государыня Масленица,

Мы тобой хвалились,

Блины ели, веселились!

Наступил твой час,

Ты порадуй нас!!!

1-й ведущий: Ну что ж, ребята, пришла пора зиму провожать и с Масленицей прощаться. Давайте скажем ей хором слова:

Масленица – обманщица,

До поста довела – сама удрала!

Масленица, воротись,

В новый год покажись!

Куклу выносят из зала.

Скоморохи хором:

Всем спасибо за вниманье, Вот настал момент прощанья,

За задор, веселье, смех, Будет краткой наша речь.

За огонь соревнованья, Говорим мы: «До свиданья,

Созидательный успех. До счастливых новых встреч!»

2-й ведущий: А сейчас всех, всех приглашаем на блины.

14

Заключение
К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.

Литература


  1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М. Новая школа, 1997г.

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М. АСТ, АСТРЕЛЬ, 2008г.

  3. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.1938г.

  4. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. 2-е изд. М. Флинта. Наука. 2001г. 216 с.

  5. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М. 1957 г.

  6. Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. Книга для чтения. М. 1996 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconIii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о...
Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconПубличный доклад учреждения начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности...
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»

Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconОбразовательная программа кружкового объединения «Мастерок»
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества...
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconПлан конспект внеклассного мероприятия по теме: М. В. Ломоносов основоположник...
Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconКлассный час в 3 классе- «Защитники Отечества»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере выдающихся русских полководцев
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме: «духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства на примере проведения праздника масленицы в школе» iconДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск