Скачать 87.67 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы Верзакова Н.Н., директор МКОУ Сажинская СОШ Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, ибо наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности. Уклад Сажинской школы позволяет обучающимся:
В воспитывающий школьный уклад мы включаем: -информационно-образовательную среду, где основная воспитывающая нагрузка ложится на школьную библиотеку как информационно- поисковую систему; информационные стенды, входящие в оформление; сайт школы; историко-краеведческий музей; -традиции школы, о которых пойдет речь далее; - систему организации воспитательной работы; - систему взаимодействия с другими объектами образования. Это среда как основа становления духовного и интеллектуального потенциала личности, условия для: - саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности; -развития одаренных детей; -приобщения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, во все сферы жизнедеятельности школы; -развития школьного самоуправления; -развития досуговой деятельности; -формирования воспитательного пространства в сельском социуме. Школьная библиотека – информационный центр организации духовно-нравственного воспитания, где классные руководители и учителя школы могут получить квалифицированную консультацию по поиску информации по вопросам воспитания, им помогут найти нужный материал не только на бумажных носителях, но и в электронном виде. Здесь постоянно работают тематические выставки, проводятся беседы. В библиотеке подобран материал о поэтах нашего села, имеется подборка их книг. В школе все должно обладать воспитательным потенциалом. Это начинается с входа в МКОУ «Сажинская СОШ», где размещены три памятные доски, посвященные выпускникам школы, которые отличились во время ВОВ, в событиях последних десятилетий истории России. Наша школа выпустила 2 Героев Советского Союза, героя, который отличился во время событий в Чечне. Школа начинает улицу, названную в честь Героя Советского Союза Чухарева В.Ф. В 2012 году были установлены на фасаде школы2 памятные доски, их установили 22 февраля. Появилась традиция: проводить в этот день митинг около школы, вспоминать имена героев, возлагать цветы, гирлянды славы. Большое внимание в школе обращается на воспитание гражданственности, патриотизма. Ежегодный Вечер встречи выпускников нашей школы, Дни памяти героев, Неделя памяти, месячник защитника Отечества, ежегодные праздники- встречи с ветеранами войны и труда, фестивали «Поздравь ветерана», «Солдатская песня», смотр строя и песни, акции «Капелька добра» с участием волонтерского отряда, детской организации «САД» и т.д. В рамках 140-летнего юбилея открытия образовательного учреждения в с. Сажино, проводились конкурсы, в декабре проведена научно-практическая конференция «Шаг в прошлое», где представлены проекты детей не только о школе, но и истории России. Школьной комиссией был отмечен проект группы ребят из 9 класса, посвященный истории нашего села, школы, ими создан фильм, который вошел в сценарий Вечера встречи 2013 года. Очень яркой была коллективная работа обучающихся 6 класса на тему: «Сельский самородок», где ребята рассказали о Ватолине И.И, талантливом гармонисте, коллекционере русской гармони, мастере по восстановлению этого исконно русского инструмента, участнике Трошинского фестиваля, призере областных фольклорных конкурсов. Созданный детьми электронный альбом передан семье Ватолиных, в модельную библиотеку села, в школьный музей. Команда обучающихся и педагогов школы 2года участвовала в межтерриториальной выставке-ярмарке «Моя малая родина», где не раз были отмечены дипломами фестиваля. В школе работает историко- краеведческий музей, который внесен в областной реестр, краеведы школы не раз занимали призовые места по патриотической и краеведческой тематике. Уникальность нашего музея в том, что он пополняется экспонатами, которые находят и передают в дар музею все участники образовательного процесса, сельские умельцы помогаю юным краеведам восстанавливать исторические находки. В музее имеются очень редкие экспонаты. На базе музея работает кружок краеведов, проводятся экскурсии, уроки. Ежегодно мы проводим экскурсии для ветеранов школы, выпускников разных лет. Члены краеведческого кружка принимали участие в областном форуме «Мы-уральцы». Опыт работы школы в данном направлении явился основой программы духовно-нравственного воспитания . Интересно организована краеведческая работа в 4 классе (классный руководитель- Неволина З.Е.), где ведется активная переписка с выпускниками нашей школы в рамках знакомства с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма( Прохоров Станислав Прокопьевич, десантник, живет в Новороссийске, участвовал в боевых действиях в Чечне и Югославии, Имаев Владимир Упаевич, капитан 3 ранга; класс получил от выпускников книгу, а Имаеву ребята послали корабль, сделанный своими руками.). Ребята этого класса подготовили презентации, материалы переданы в школьный музей. В течение двух последних лет активно используется такая форма работы с обучающимися, как экскурсии в краеведческие музеи, посещение выставок ( камней, головных уборов), экскурсии в город Екатеринбург(киностудия,планетарий). В этом учебном году в рамках месячника, посвященного защитникам отечества, каждый класс получил краеведческое задание по определенной теме. Данная форма работы позволила школьному музею собрать уникальную информацию о тружениках тыла (одна из работ была участницей общероссийского конкурса), детях войны. В рамках месячника мы также сохраняем традицию - не только встречаться с теми, кто отслужил в рядах российской армии, мы обязательно отправляем поздравительные открытки тем ребятам, кто служит. С 1990 года в школе ежегодно проводится Неделя памяти, проводится фестиваль «Поздравь ветерана», праздник- встреча в школе с участниками войны и тружениками тыла, готовим сценарий и проводим митинг около памятника, организуем спортивные соревнования. В 2005 году оформили и подарили каждому участнику войны фотоальбом, где помещены фотографии встреч в школе. В 2011 году в селе зародилась еще одна интересная традиция в дополнение к ежегодному кубку по футболу на приз Героев Советского Союза, который всегда проходит на школьном стадионе, участие команды ветеранов села в спортивных мероприятиях района. В этой команде и наши дети. Руководитель Совета ветеранов села уже дважды вручал награды за спортивные достижения обучающихся на школьных линейках. С руководителем Совета ветеранов у школы налажено сотрудничество, мы постоянно организуем совместные мероприятия (линейка о героях нашей территории, трудовые десанты к памятникам, содержание в надлежащем состоянии могил ветеранов и т.д.) Составлен план проведения научно-практических конференций: «Шаг в прошлое», «Мир вокруг нас», «Шаг в науку», где ребята представляют свои проекты. В плане школы на учебный год спланированы конкурсы, предметные Недели. Работы детей украшают школу, регулярно устраиваются выставки работ обучающихся. В школе проходят индивидуальные выставки детей и выпускников школы, которые продолжают обучение в высших учебных заведениях. (Чесноков Максим, Чухарева Екатерина, Светлолобова Мария). Ежегодно на базе школы организуется районный военно-спортивный лагерь, работа которого заканчивается митингом около памятника в центре села, где участвуют представители сельской администрации, Совета ветеранов, ветераны войны. Юноши показывают достижения в строевой подготовке, возлагают гирлянду славы. В нашей школе накоплен богатый опыт работы и по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде. Школьный экологический отряд «Капельки» в 2011-2012 году занял второе место в области среди экологических отрядов, за счет полученных отрядом денежных средств был оборудованы родники в с. Сажино, д. Конево. Участниками данного отряда созданы проекты об истории петровского, сергеевсого, старообрядческого родников. Обучающиеся школы большую работу проводят по очистке берегов реки Бугалышки, соснового леса около школы, лесных полян. В 2011 году команда школы участвовала в межтерриториальной конференции на базе КПК «Лес и человек» и была отмечена дипломом презентация о лесах окрестностей села Сажино. Еще одно направление, которое постоянно в поле зрения: работа детского самоуправления (школьная организация «САД») под руководством старшей вожатой Гордеевой Н.С., дети принимают активное участие в районных и областных лидерских сборах, участвуют в организации и проведении школьных праздников; вожатский отряд каждое лето работает в лагере с дневным пребыванием, что помогает профессионально определиться этим ребятам. Большинство выпускников, выбравших педагогическую профессию, прошли школу вожатых. Активно работает волонтёрский отряд. Отряд реально помогает тем, кто в этом нуждается, шефствует над ДШГ, проводит концерты для пациентов реабилитационного центра пожилых людей. Детская организация взаимодействует с детскими организациями многих школ района в разных проектах. 14 февраля 2013 года на базе нашей школы мы проводили бал «Я встретил Вас…», где принимали участие представители школ п. Арти, с. Сухановка и Свердловское. Члены Совета актива провели 5 мастер-классов, организовали бал, различные конкурсы. Выпускники школы очень любят свою школу, ежегодно у нас полный зал на Вечере встречи, в социальных сетях организовали группу выпускников Сажинской школы. Эффективность воспитательной системы школы зависит от 4 факторов: -педагогических кадров, являющихся генератором и организатором воспитательных идей школы; -самих детей, являющихся субъектами системы воспитания; -родителей, выступающих в качестве одного из субъектов школьного воспитания; - окружающей школу среды. Но в первую очередь сама школа, ее воспитательная система, сложившиеся в ней традиции, свойственный только ей особый школьный уклад. Сельская территория-это непростая территория, но не смотря ни на что у нас несколько лет нет преступлений среди обучающихся, занятость около 70%, выпускники школы поступают в учреждения сельскохозяйственной направленности, наметилась тенденция- возвращение молодых семей в село, молодые люди, которые работают на современной технике в ООО «Ударник», строят дома на новой улице. Несколько десятков лет не было ни одного случая, чтобы юноши отказались служить, они всегда идут с желанием. Школа гордится своими выпускниками, они успешно работают в разных отраслях, многие определились свое место в родном районе. Только в 2012 году трем выпускникам нашей школы присуждена премия губернатора Свердловской области, 3 выпускника учатся в аспирантуре. О результатах своей деятельности школа отчитывается на совете при администрации села, на отчетной сельской конференции, на Дне села, на школьных мероприятиях, на заседаниях Совета школы. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания сформулировано основополагающее положение для организации воспитательной работы, это определение воспитательного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». Организуя духовно-нравственное воспитание, как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, усвоения системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, педагогический коллектив школы, родители, общественность сельского социума продолжает работу по поиску более эффективных форм взаимодействия. Духовно-нравственное развитие осуществляется в процессе социализации, что предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. |
Реферат Духовно-нравственное воспитание Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка | Доклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы... Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития | Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | ||
Духовно-нравственное воспитание школьников Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова... | Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.... | ||
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 | Духовно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Духовно-нравственное воспитание: совместные действия Церкви и школы. Проблемы и пути их решения | План работы школьной библиотеки средней школы №3 на 2011– 2012 учебный год Духовно-нравственное воспитание учащихся путем пропаганды лучших произведений русской и зарубежной литературы | ||
Русской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное... Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия | Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное... Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского... | ||
«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование... ... | ||
Шадринск 2011 год Миссия школы Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,... | «Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства» |