Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ





НазваниеДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Дата публикации29.06.2014
Размер65.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках ОРКСЭ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Общие положения:

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. На сегодняшний день прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами. В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только для 4 класса .Курс преподается 1 час (урок) в неделю (суммарно– 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Таким образом, курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» не вызывало опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. На первом родительском собрании родители  положительно поддержали введение нового учебного курса.

Все уроки проводятся с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.  Вместе с этим, использую различные игровые методики.

Стараюсь проявлять творчество  при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимый иллюстративный материал, репродукции,  мультфильмы.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использовала, выступают следующие методы:

На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

О перспективах модуля.

Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconМодуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая...
На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconБбк 91. 9: 74 д 85 Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель воспитания- развитие личности обучающихся, их духовно- нравственное становление
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconВведение курса «орксэ» требование времени
Закона «Об Образовании» в которой установлено, что деятельность оу должна быть направлена в первую очередь на духовно – нравственное...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconДуховно-нравственное воспитание на уроках курса орксэ
Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconПлан основных мероприятий, реализуемых управлением образования администрации...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников в контексте реализации фгос и фгт
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconШадринск 2011 год Миссия школы
Школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его гражданственности,...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconУроках орксэ повестка дня
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ icon«Изучение русского костюма как средство духовно-нравственного воспитания»
Ая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Формирование основ моральных...
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ iconПрограмма по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж»
«Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск