Скачать 60.06 Kb.
|
Введение курса «ОРКСЭ» - требование времени Исключительная важность нравственной, духовной культуры общества – мысль не новая. О том, что ключевым фактором модернизации страны является моральное оздоровление общества писал Президент России в посланиях Федеральному Собранию РФ и в других документах ещё в 2007г., 2008 г., а затем и в 2009 г. В конце 2007 года была принята новая редакция Закона « Об Образовании» в которой установлено, что деятельность ОУ должна быть направлена в первую очередь на духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. В 2009 году был принят новый Стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. С 01.09.12 г. в 4 класса в школах Пермского края вводится новый комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение в учебный процесс школ предмета «ОРК и СЭ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного компетентного гражданина России. Решение о введении предмета « ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. На практике видно, что семья психологически и физически зачастую не защищает ребёнка, не создаёт необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития, семья не в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки и, конечно же, не может дать ребёнку нравственную силу. Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты представляет собой слабый и больной социальный организм. Одна из задач предмета « ОРК и СЭ» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает с учётом младшего подросткового возраста (именно в этом возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественное мировоззрение), исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций. Именно преподавателям курса «ОРК и СЭ» доверяется очень важная работа – достучаться до сердец учащихся и их родителей. Они должны последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Примерная программа и структура. Аннотация Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс (34 часа) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. |
Введение курса «орксэ» требование времени Введение в учебный процесс школ предмета «орксэ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики,... | Тематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10... Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен? | ||
Методические рекомендации по организации учебного процесса в оу по... ... | Муниципальное Орксэ и в соответствии с поручением министерства образования и науки Хабаровского края с 10 по 17 сентября Центром развития образования... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | С 1 сентября 2012 года в 4а и 4б классах мбоу «сош №38» введен комплексный... Цель организации мониторинга изучение отношения обучающихся и их родителей к процессу преподавания нового учебного курса орксэ, выявление... | ||
Рабочая программа по предмету орксэ (4 класс) «Основы мировых религиозных культур» Цель комплексного учебного курса орксэ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение (1 ч.) От Средневековья к Новому времени. Новое время: понятие и хронологические рамки. Европа в конце ХV — начале XVII... | ||
Программа курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | Родительское собрание на тему: «Роль уроков орксэ в формировании... Познакомить родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ № п/п Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ | ||
Рабочая программа по обществознанию (8-9 кл.) Мо РФ 2004 года. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объеме 68 часов учебного... | Рассмотрена утверждена Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса орксэ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс орксэ реализуется на основе региональной и локальной нормативно-правовой базы. По школе изданы приказы регламентирующие курс... | Числа и судьбы Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ |