Скачать 202.36 Kb.
|
МКОУ «Александровская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено Утверждаю: на заседании ШМО Директор школы протокол № « » 2012г. « » 2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (8-9 кл.) на 2012-2013 учебный год Автор-составитель учитель математики Ларионова Людмила Васильевна Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для обучающихся 8- 9 представляет собой содержание обществоведческого курса, ядром которой является Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 года. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объеме 68 часов учебного времени (по 1 часу в неделю в 8-9 классах), на основе учебника введение в обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Данная программа продолжает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия для подготовки обучающихся в старших классах. В ходе реализации данной программы используется учебно-методический комплект: 1. Введение в обществознание: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2008; 2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2006; 3. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Ввведение в обществознание»: 9 класс.- М.: Просвещение , 2006; 4.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005; 5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Рабочая программа конкретизирует содержание учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (35 часов в 8 классе, 35 часов в 9 классе) Новизна и специфика программы курса «Обществознание» 8-9 классов состоит в следующем: - универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, ее народа; - уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международным и российским традициям; - в программу включены основные темы федерального минимума в области обществознания, принятого Министерством общего и профессионального образования РФ для основной школы. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: - создание условий для социализации личности; - формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой экономической, политической и экологической культуры; - содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. - развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание6 лекция. Семинар, практикум, комбинированный урок, экскурсия и другие. Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются
Основные требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен знать/понимать: - основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; - называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства; - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; -самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); - объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые связи как внутренние, так и внешние; - давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. Содержание тем учебного курса. 8 класс
Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству Что человеку нужно? Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности. Ваши способности в вашей власти. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли. Человек и человечность. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре- необходимое условие человеческого существования Человек познает мир. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека. Вечные вопросы. Человек. Личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня? В ходе изучения раздела учащийся должен Знать/понимать: Понятия: «сознание», «потребности», «культура», «мышление», «личность»; - знать какие качества характеризуют личность; - основные, характерные черты подросткового возраста; - что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности; Уметь: - работать с учебником, называть основные виды деятельности человека; - сравнивать различные уровни проявления способностей; - объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; - Характеризовать понятие «человек»; - характеризовать понятие «личность»; - характеризовать самопознание; - характеризовать общение; - приводить примеры потребностей человека; - приводить примеры проявления ответственности; 2.Человек и природа (4часа) Природа. общество, человек. Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой. У роковой черты. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации. Природа под охраной государства. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения. В ходе изучения раздела учащийся должен Знать/понимать: Понятия: «природа», «мораль», «моральные нормы», «экология и нравственность», «экологический кризис»; Уметь: - объяснять взаимосвязь природы и общества; - характеризовать глобальные проблемы человечества; - объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности; - определять пути выхода из экологического кризиса; - уметь анализировать, делать выводы. Глава 3. Человек среди людей (7часов) Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия. Радости и сложности общения. Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения. Малая группа. Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм. Бесценный дружеский союз. Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность. Самое утреннее из чувств. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба. Психологический климат в семье. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья. В ходе изучения раздела учащийся должен Знать/понимать: - понятия: «малая группа», «любовь», «дружба»; Уметь: - анализировать, делать выводы; - характеризовать роль лидера в малой группе; - называть основные нормы семейной этики; - характеризовать семью как малую группу; - приводить примеры больших и малых социальных групп; Глава 4. Человек в обществе (13 часов) Человек и общество , основные сферы общественной жизни. виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития. От хозяйства Робинзона к экономике. Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия. Человек в мире экономических отношений. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка. Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета. Социальная сфера жизни общества. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений. Связь поколений. Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека. Политика и политическая жизнь. Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности. Гражданин и государство. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика. Культура. Наука. Искусство. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура» Человек и выбор жизненного пути. Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция. Современный мир. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира. В ходе изучения раздела учащийся должен Знать/понимать: - понятия: «экономика», «социальные нормы», «нация», «этнос», «племя». «народность», «политика», «истина». «интеграция»; Уметь: - называть способы воздействия государства на экономику; - сравнивать основные формы собственности; - объяснять роль экономики в жизни общества; - объяснять причины безработицы; - характеризовать ограниченность ресурсов; - характеризовать рыночную экономику; - анализировать информацию, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. 9 класс |
Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа пояснительная записка Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе... | Рабочая программа по обществознанию (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по обществознанию 10 класс учителя истории и обществознания Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: Перечень нормативных документов | ||
Рабочая программа по обществознанию 11 класс Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса составлена на основе следующих документов | Рабочая программа по предмету Обществознанию Рабочая программа составлена на основе : Боголюбов Л. Н. Городецкая Н. И. Программа по обществознанию для образовательных учреждений.... | ||
Рабочая программа По обществознанию (наименование учебного курса,... Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию | Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по обществознанию 11 класса 68 часов в год 2 Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы Примерные программы по обществознанию // Сборник нормативных документов. Обществознание. М., «Дрофа», 2008 | ||
Рабочая программа по обществознанию для 7 классов Программа рассчитана на 1 час в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями фгос основного общего образования на основе примерной основной образовательной... | Рабочая программа по обществознанию для 11 класса среднего общего образования Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 классов, составлена в соответствии с | ||
Рабочая программа по обществознанию для 10 классов Программа рассчитана на 2 часа в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования... | Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004... |