Рабочая программа по обществознанию среднее (полное)





Скачать 499.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию среднее (полное)
страница1/2
Дата публикации30.11.2014
Размер499.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2

ГБОУ СОШ № 2025

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о

_________________________ ____________________

И.А. Малахова

протокол № ___ от

«____» __________2011 г. « ____» ________2011 г. «____» ________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Классы: 10-11 классы

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Учителя: Баулина Нина Анатольевна

Количество часов на год – 210 + 70 ч
Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

МОСКВА

2011- 2012 год

Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Учебный план ГБОУ СОШ 2025 на 2011-2012 учебный год.


Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю, а так же в 11 классе добавлены часы из регионального компонента – из расчета 1 час в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.

В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Целями курса являются:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;

  • освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны1

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание изучаемого курса
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (4 часа ∙ 34 недели - 136 часов).


10 класс




Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

5 часов

Раздел 2. Философия как наука

29 часов

Раздел 3. Философия человека

6 часов

Раздел 4. Общество как система

13 часов

Раздел 5. Деятельность людей как способ существования

10 часов

Раздел 6. Познание

13 часов

Раздел 7. Социальное познание и сознание

11часов

Раздел 8.Личность и межличностные отношения

12 часов

Обобщение по курсу

3 часа

Итого

102

11 класс




Раздел 4. Социальное развитие современного общества (введение в социологию)

50 часа

Раздел 5. Политическое развитие современного общества (введение в политологию)

62 часа

Раздел 6. Духовная культура

17 часов

Раздел 7. Современный этап мирового развития

4 часов

Обобщение по курсу

3 часа




136








Структура курса

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (5 часов)

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания.

Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Общественная мысль России Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Знать понятия: «социальные науки», философия, социология, политология, социальная психология; миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство. Идеальное государство, славянофилы, теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, ленинизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Академия, университет, колледж, лицей, гимназия.

Раздел 2. Введение в философию. (34 часа)

Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии .

Общество и человек. Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Раздел Раздел 3. Философия человека (6 часов).

Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Понятие информации. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Ролевое поведение. Гендерное поведение

Общение как обмен информацией Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Раздел 4. Общество как система (13 часов)

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.

Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

Знать понятия: антропогенез, социогенез деятельность, её структура, мышление, язык. Социальная система, её структура, цивилизационный подход, формационный подход. Традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, общественно-экономическая формация, культура. Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы.

Раздел 5. Деятельность людей как способ существования (10 часов)

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Политические отношения. Легитимность власти. Знать понятия: потребности, интересы, творчество. Духовная культура, духовные ценности, трудовая деятельность, социальное партнерство.
Тема 6. Сознание и познание. (13 часов)

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение

Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.

Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Раздел 7. Социальное познание (11 часов)

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Духовная жизнь людей. Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание самопознание, самооценка, притязание

Раздел 8.Личность и межличностные отношения (12 часов)

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Итоговое повторение.

Тематическое планирование курса обществознания (профильный уровень) 10 класс

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (5 часов)

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки

Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:

- определения сущностных характеристик изучаемого объекта;

- извлечения необходимой информации из источников

Раздел 2. Введение в философию. (34 часа)

Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Бердяев

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии

социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные образовательные учрежения

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

Знать понятия:

миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.

Развивать умения:

- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из тек- ста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.);

- работы с текстами различных стилей;

- выступления с сообщениями

Знать понятия: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Развивать умения:

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;

- владения основными видами публичных выступлений

Знать понятия: славянофилы, ленинизм.

Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме

Знать понятия: академия, университет, колледж, лицей, гимназия.

Развивать умения:

- получение и осмысление социальной информации, систематизация полученных данных

Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:

-определения сущностных характеристик изучаемого объекта;

извлечения необходимой информации из источников

Раздел 3. Философия человека (6 часов).

Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.

Соотношение мышления и языка

Знать понятия:

Человек, антропогенез, социогенез

Развивать умения:

- характеризовать с научной позиции основные явления;

- оценивать различные суждения

Знать понятия: деятельность, её структура, мышление, язык. Развивать умения:

- сопоставление различных научных подходов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Раздел 4. Общество как система (13 часов)

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира.

Факторы изменения социума

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, истори-котипологический социально-конкретный

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций

Знать понятия: общество, социум, общественные отношения.

Развивать умения:

- объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

- устанавливать соответствие

Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:

- систематизации изученных фактов;

- переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую

Знать понятия: цивилизационный подход, формационный подход.

Развивать умения; - сопоставлять различные научные подходы

Раздел 5. Деятельность людей как способ существования (10 часов)

Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность

Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление

Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика

Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения:

- проводить социологическое мини-исследование

Знать понятия: духовная культура, духовные ценности. Развивать умения:

- формирование развернутого плана ответа

Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство.

Развивать умение оценивать различные суждения

Знать понятия:

власть, политика, субъекты, объекты политики. Развивать умения:

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Тема 6. Сознание и познание. (13 часов)

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение

Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл

Основные особенности методологии научного мышления.


Дифференциация и интеграция научного знания

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Общественное и индивидуальное сознание

Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя

Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Развивать умения:

- сопоставлять различные научные подходы;

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах

Знать понятия: истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение.

Развивать умения:

-отделять основную информацию от второстепенной;

- критически оценивать достоверности полученной информации

Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:

- развернуто обосновывать суждения, давать определения;

- приводить доказательства

Знать понятия:

научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.

Развивать умения:

- сопоставлять различные подходы;

- формировать собственные суждения

Знать понятия: социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта. Развивать умение анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания

Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание

Развивать умения:

- развернуто обосновывать суждения;

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.

Развивать умение решения проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания

Раздел 7. Социальное познание (11 часов)
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развиия

Знать понятия: прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы. Развивать умения:

- понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей

Раздел 8.Личность и межличностные отношения (12 часов)
Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте

Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении.

Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия

Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения

Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье

Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения:

- характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе

Знать понятия: кооперация, конкуренция, конформность, нонконформность общение как взаимодействие. Развивать умения:

- анализировать и классифицировать социальную информацию;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Знать понятия: общение, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия. Развивать умения:

- различать в социальной информации факты и мнения;

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,

Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция.

Развивать умения:

- участия в обучающих играх;

- осмысления опыта взаимодействия с другими людьми

Знать понятия: толерантность, национализм бытовой. Развивать умение ведения дискуссии

Знать понятия: межличностная совместимость, групповая сплоченность, самоопределение.

Развивать умения:

- отстаивания и аргументации своих позиций;

- участия в обучающих играх

Знать понятия: социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер.

Развивать умения:

осмысления опыта взаимодействия с другими людьми

Знать понятия:

семья, тендерное поведение.

Развивать умения:

- исследования реальных связей и зависимостей;

- создания идеальных объектов

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний


2.2 Содержание изучаемого курса

Раздел 4. Введение в социологию. Социальное развитие современного общества. (50)

Социология как наука.

Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии.
Общество и общественные отношения

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.

Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.

Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.

Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.

Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.

Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы современной социальной политики Российской Федерации.

Знать понятия:

социальная сфера, социология, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный «лифт», классы, страты, люмпены, маргиналы, социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество компромисс, консенсус, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение.

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные группы;

- сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества осуществлять комплексный поиск информации;

- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления

выбора.

Личность и общество

Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.

Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации отклоняющееся поведение, санкции, мораль, право, правовая культура отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление.

Уметь:

- использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей;

- делать самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления фактов и оценок;

- уметь участвовать дискуссиях по актуальным проблемам.
Виды социальных отношений

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.

Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни, рынок труда, безработица, профсоюз; семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия, депопуляция, миграция, воспроизводство населения.

Уметь:

-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы; - уметь анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)
Этнические и конфессиональные отношения

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.

Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.

Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.

Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет, сепаратизм, ксенофобия. Знать причины межнациональных конфликтов. мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Межконфессиональный диалог.

Уметь: - передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность. - развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного); - осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений.

Раздел 5. Введение в политологию. Политическое развитие современного общества (62 часа)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по обществознанию среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование
Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по истории России 11 класс
Стандарт: Министерство образования Российской Федерации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по русскому языку среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconПримерная программа дисциплины 
Программа предназначена для подготовки бакалавров нехимических технологических направлений. Для освоения программы по дисциплине...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стандарт: Министерство образования Российской Федерации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стандарт: Министерство образования Российской Федерации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconФилиппов А. В. Новейшая история России,1945-2006 гг. Книга для учителя
Стандарт: Министерство образования Российской Федерации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconФилиппов А. В. Новейшая история России,1945-2006 гг. Книга для учителя
Стандарт: Министерство образования Российской Федерации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа по литературе для учащихся 10 А, 10 Б, 10 В, 10...
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа литература 10 класс среднее (полное) общее образование
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной». М., Просвещение,...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа I вида По кубановедению
Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconИсследование проводилось в период с 25 июня по 20 июля 2009 г в г....
При квотировании выборки по уровню образования население города было распределено по трем группам: основное общее и среднее (полное)...
Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) iconРабочая программа 7 класс пояснительная записка данная рабочая программа...
Начальное/ Основное/ Среднее (Полное) общее образование, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск