Скачать 0.64 Mb.
|
МБОУ «Благовещенская СОШ № 5 Рассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы __________________ _____________________ ____________________ «___» _________2013г. «___» __________2013 г. «___» __________2013 г. Рабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование, 10-11 классы. Составители: учителя русского языка и литературы Ермолина Е.А.(1 кв. кат.), Перхурова О.А.(2 кв. кат.). с. Благовещенское, 2013 год. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, базовый уровень, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, федерального базисного учебного плана 2004 года, с учётом авторской программы по литературе (Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр «Академия», 2008). Программа рассчитана на 102 учебных часа в каждом классе из расчёта 3 часа в неделю (согласно ФУП – 2004 года по 5-дневной рабочей неделе). Краткая характеристика сущности учебного предмета. Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальные традиции, противостоящие этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственное историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам. Эти особенности русской словесности определяют роль литературы как школьного учебного предмета. Поэтому профессиональные споры о включении того или иного произведения и писателя в Стандарт общего образования часто приобретают общественный характер. Простой отбор текстов помимо любой интерпретации предполагает определенную социальную проекцию и воспитательную установку. Программы и учебники по литературе не могут решить всех образовательных и общественных проблем, но они предлагают новые цели литературного образования в резко изменившихся условиях российской социальной и культурной действительности 21 века, которые максимально полно учитывают предшествующий культурный и методический опыт как недавнего, советского, так и давнего, российского прошлого. Цели преподавания литературы ступени среднего (полного) общего образования реализуются в следующих аспектах:
Виды деятельности. Намеченные цели могут быть реализованы в следующих видах деятельности:
Задачи преподавания учебного предмета на ступени среднего (полного) общего образования:
Общая характеристика курса, отбор содержания, логика изучения. В самом начале курса литературы в старших классах предполагается повторить изученное и дать новые понятия, сопровождая их примерами и иллюстративными схемами. В историко-литературном изложении исходные определения будут закрепляться и обогащаться. Категории жанра, сюжета, героя, пространства и времени могут стать опорными и при заключительном повторении, ибо с их помощью легко проследить эволюцию русской литературы 19-20 веков. При этом соблюдается системность, преемственность, освоение теоретико-литературных понятий. Настоящий курс литературы в старшей школе строится прежде всего как история литературы, но с существенными отличиями от прежнего курса. Во-первых, в ней применяется укрупненная периодизация. Во-вторых, сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не будут прочитаны школьниками, поскольку он не входят в Стандарт общего образования. В-третьих, в данном курсе реализуется категория судьба писателя, при этом сразу выделяется центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого писателя представлены психологическими портретами. Фактическая часть биографии присутствует как в самом «портрете», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества автора. Особую роль в курсе литературы 10 класса играет изучение литературы второй половины 19 века. Таким образом, в данном курсе литературы реализована целостное описание периода, как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества, подробный анализ произведений или – речь идет о поэте – художественного мира Логические связи курса литературы с другими дисциплинами (межпредметные и внутрипредметные связи). Необходимо предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и анализ прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать своё развёрнутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы. Межпредметные связи – основа формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Литература тесно связана с другими учебными предметами, и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистика, стилистика, литературоведение, фольклористика и другие) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура); на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Реализация регионального компонента по литературе в 10-11 классах. Использование регионального компонента (РК) по литературе основано на:
Изучение литературы Севера на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Обязательный минимум содержания образовательных программ представлен в форме набора следующих предметных тем:
. Обязательный минимум содержания программы, обеспечивающей региональный компонент среднего (полного) общего образования по литературе, представлен следующими темами:
Содержание курса литературы. 10 класс.
11 класс.
Практические занятия по предмету.
Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения литературы ученик должен: знать/понимать
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения на практике и повседневной жизни:
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Эта рубрика является содержательной основой требований к уровню подготовки учащихся. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать сочинения. Эта рубрика является ключевой в системе требований, так как отражает направление учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля. В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Включение учащихся в эти виды деятельности становится важнейшим требованиям к организации учебного процесса и составляет сущность компетентностного подхода к обучению. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Оценка устных ответов учащихся Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью. Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе. Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Критерии и нормативы оценки сочинений. Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются: 1. Соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Правильность фактического материала. 4.Последовательность и логичность изложения. 5.Правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. ^ Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. ^ Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку) ^ При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). ^ При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. ^ Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Источники информации и средства обучения. УМК по литературе:
Литература для учителя:
Литература для учащихся:
|
Исследование проводилось в период с 25 июня по 20 июля 2009 г в г.... При квотировании выборки по уровню образования население города было распределено по трем группам: основное общее и среднее (полное)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование... | ||
Примерная программа дисциплины Программа предназначена для подготовки бакалавров нехимических технологических направлений. Для освоения программы по дисциплине... | Рабочая программа по обществознанию среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Рабочая программа по русскому языку среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования | Рабочая программа литература 10 класс среднее (полное) общее образование «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной». М., Просвещение,... | ||
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | «Средняя общеобразовательная школа №45» Публичный доклад директора... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №45» создана в целях реализации... | ||
Моу овсянковская сош реализует следующие уровни образовательных программ Количество обучающихся, получающих среднее (полное) общее образование 48 человек | Рабочая программа по литературе для учащихся 10 А, 10 Б, 10 В, 10... Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования | Рабочие программы учебных предметов (среднее (полное) общее образование) Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо | ||
Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть Среднее (полное)общее образование./ Министерство образования... | Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство... |