Муниципальное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Вологды.
«Согласовано»
Руководитель МО
_______/Кузнецова Н.А./
Протокол № 5
от «28»августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/ Гусева Л.Н./
«__»____________20___г.
| «Утверждаю»
Директор школы
__________/Коршак Н.Г./
Приказ № 93
от «30» августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
| История России
| Класс
| 10 группа
| Уровень
| базовый
| Количество часов
| 51
| Срок освоения
| 1год (1 полугодие)
| Ступень
| 3 ступень
| Учитель
| Хачирова Ольга Полиэктовна
| Должность
| Учитель истории
| Категория
| Высшая
| Рабочая программа составлена
| Линдблад А.В.
| Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 24
от «29» августа 2013 г.
2013- 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Нормативно-правовые и методические документы
| - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. Среднее (полное)общее образование ./ Министерство образования Российской Федерации.- М. 2004
Планирование составлено на основе:
- Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история. 10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В, Загладин. «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» (10 кл.); Н.В, Загладин «Всемирная история. 20 век» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. Профильное обучение. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
| Образовательная область
| обществознание
| Учебно-методический комплекс
| Учебник:
1. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Всеобщая история. Конец 19 – начало 21 в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
| Особенности организации учебного процесса
| 3 часа в неделю
51 час
| Цели и задачи учебного предмета
| воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
| Межпредметные связи, преемственность
| С географией, обществознанием, литературой, искусством
| Используемые технологии, методы, формы работы.
| Индивидуальная, групповая, коллективная, диалог, беседа,
Технологии: традиционная, критического мышления, компьютерные
| Формы контроля знаний, умений и навыков
| тесты, самостоятельные работы, устные ответы
| Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной/авторской
| Данная программа предназначена для преподавания в сменной (вечерней) школе, соответствует авторской программе и количеству часов базового уровн .Программа соответствует учебному плану Вечерней школы.
|
3. Содержание учебного материала
(обязательный минимум из ФГОС и программы).
Раздел
| Часы
| Содержание
|
| История как наука
| 2 часа
| История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества
|
| Человечество на заре своей истории
| 2 часа
| Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
|
| Цивилизации Древнего мира
| 3 часа
| Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
|
| 4. Средневековье
| 6 часов
| Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.
Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
|
|
5. Новое время: эпоха модернизации
| 10 часов
| Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.
|
|
6. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.
| 16 часов
| Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономи-ческих процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Нео-консервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
|
|
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
| 9 часов
| Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономи-ческих процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Нео-консервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
|
| 8.Повторение по курсу
| 2 часа
|
|
|
Муниципальное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Вологды
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
| Всеобщая история
| Класс
| 10 группа
| Учитель
| Хачирова О.П.
| Количество часов:
всего
в неделю
| 51
|
3
| Планирование составлено на основе рабочей программы
|
Линдблад А.В.
протокол заседания МО № 5
от28.08.2013г.,
протокол пед. совета № 24 от 29.08.2013г.,
приказ № 93 от 30.08.2013г.
|
Раздел 1. История как наука (2часа)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 1
| 1
| Краткая характеристика курса
| История как предмет изучения, принцип историзма, научности, конкретно - истор. анализ
| Вводная лекция с элементами беседы.
| Работа с датами и понятиями
| П.1 вопросы
|
| 2
| 2
| Проблемы исторического познания
| Формация, цивилизация, стадии цив. развития, закономерности и случайности в жизни народов
| Лекция учителя
| Фронтальный опрос
| П.2 прочит.
|
Раздел № 2 Человечество на заре своей истории (2 часа)
| Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 3
| 1
| Происхождение человека
| Ранний палеолит, мезолит, неолит, австралопитек, питекантроп, неандерталец
| Комбинированный
| Доклады учащихся
| П. 4 отв. на вопр.
|
| 4
| 2
| Этапы развития человеческого общества
| Матриархат, патриархат, распространение наскальной живописи
| Лекция
| Работа с понятиями
| П.4,5
|
Раздел № 3 Цивилизации Древнего мира (4 часа)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятия термины
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 5
| 1
| Первые государства Древнего мира
| Фараон, жрец, деспотия, варна, каста
| лекция
| Фронтальный опрос при закреплении
| П.6-8
|
| 6
| 2
| Новый этап духовной жизни
| Зороастризм, буддизм, конфуцианство
| комбинированный
| Доклады учащихся
| П.7-8,25. Записи в тетр.
|
| 7
| 3
| Античные цивилизации Средиземноморья
| Ареопаг, демократия, полис, илоты
| Лекция
| Работа с понятиями при закреплении
| П. 9,10, вопросы и задания
|
| 8
| 4
| Античные цивилизации Средиземноморья
| Сенат, патриции, плебеи, республика
| Комбинированный
| Заполнение таблицы, даты
| П. 11-13, записи в тетр.
| Раздел № 4. Средневековье (6 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 9
| 1
| Исламская цивилизация
| Ислам, меджлис, Коран, сунна, шариат
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| П.15, вопр.1-3
|
| 10
| 2
| Становление христианско-средневековой цивилизации
| Христианство, Вселенский Собор, символ веры
| Лекция
| Объяснение определений
| П.14, 16-18, записи в тетр.
|
| 11
| 3
| Феодализм в Западной Европе
| Родовые и соседские общины, домен, сеньор, вассал
| Лекция
|
| П. 19-20
|
| 12
| 4
| Феодализм в Западной Европе
| Суверен
| Комбинированный
| Составление таблицы
| П. 21
|
| 13
| 5
| Кризис традиционного общества в странах Западной Европы
| Военная демократия, индульгенция, кортесы, парламент, ген.штаты, Жакерия
| Комбинированный
| Даты
| П. 23-24
|
| 14
| 6
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»
| Понятия раздела №4
| Повторение и обобщение
| Фронтальный опрос
| Повторение записей в тетр.
| Зачет №1 по теме: Цивилизации Древнего мира и Средневековья
| Раздел №5. Новое время: эпоха модернизации (10 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 15
| 1
| Что такое «Новое время»?
| Мануфактура, огораживания, Возрождение
| Вводный урок
| Актуализация пройденного материала
| П.26, вопр.2-4
|
| 16
| 2
| Великие географические открытия
| Глобальная цивилизация, великие географические открытия
| Комбинированный
| Сообщения учащихся
| П.27, табл. Стр.233
|
| 17
| 3
| Страны Западной Европы в 15-середине 17 вв
| Технические инновации, Реформация, религиозные войны
| Лекция
| Даты
| П.28-29, схема зарождение кап-ма
|
| 18
| 4
| Абсолютистские монархии в Западной Европе
| Абсолютизм, меркантилистская политика, суверенитет, Просвещение
| Комбинированный
| Объяснение определений
| П.30-31
|
| 19
| 5
| Первые буржуазные революции
| Буржуазная революция, Генеральные штаты, билль, протекторат
| Комбинированный
| Составление таблицы
| П.32, табл. С.268
|
| 20
| 6
| Промышленный переворот и его значение
| Промышленный переворот
| Лекция
| Объяснение определений
| П.37
|
| 21
| 7
| Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в 1 половине 19 в.
| Естественное право, общ.договор, просвещенный абсолютизм, утопический социализм
| Комбинированный
| Составление таблицы
| П.33,39, с.279 табл.
|
| 22
| 8
| Международные отношения в эпоху Нового времени
| Тридцатилетняя война, война за независимость в Америке
| Лекция
| Даты
| П.34,48, с.252-258
|
| 23
| 9
| Государства Азии в новое время
| Доктрина Монро, гомстеды, доктрина открытых дверей,
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| П.44-47
|
| 24
| 10
| Итоговое обобщение и контроль
| Понятия раздела №5
| Повторение и обобщение
| Тест
| Повторение записей в тетр.
| Зачет №2 по теме: «Новое время: эпоха Модернизации» Раздел №6. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. (16 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 25
| 1
| Научно-технический прогресс и развитие стран Запада в конце 19-середине 20в.
| Массовое потребление, конвейерное пр-во, модернизация пр-ва, монополия, хартия, синдикаты, тресты
| Вводный урок
| Сообщения учащихся
| П.22
|
| 26
| 2
| Научно-технический прогресс и развитие стран Запада в конце 19-середине 20в.
| Вывоз капитала, олигархия, социальное партнерство, социальный конфликт
| Лекция
| Объяснение определений
| П.22, вып. определения
|
| 27
| 3
| Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в конце 19-серидине 20в.
| Социальная конфронтация, транснациональные банки
| Лекция
| Составление таблицы
| §3,4,10, записи в тетр.
|
| 28
| 4
| Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в конце 19-серидине 20в.
| Транснациональные корпорации (ТНК)
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| П. 33,34
|
| 29
| 5
| Тоталитарные и авторитарные государства в Европе 1920-1940-х гг.20в.
| Ревизионизм, доминион, гражданское неповиновение, тоталитаризм
| Лекция
| Объяснение определений
| П.11-13, записи в тетр.
|
| 30
| 6
| Тоталитарные и авторитарные государства в Европе 1920-1940-х гг.20в.
| Модернизация общества, протекционизм, сфера влияния, неолиберализм
| Комбинированный
| Сообщения учащихся
| П.11-13
|
| 31
| 7
| Общественно-политическое развитие стран Запада и Японии в конце 40-70гг.20в.
| Соц. либерализм, социал-демократия, христ. демократия, правовое государство
|
Лекция с элементами беседы
| Даты
| П.7,8,9,10
|
| 32
| 8
| Общественно-политическое развитие стран Запада и Японии в конце 40-70гг.20в.
| «Государство благосостояния»
| Комбинированный
| Тест
| П.33,34
|
| 33
| 9
| Опыт ускоренной модернизации и его результаты
| «Догоняющее развитие», «особый путь»
| Комбинированный
| Объяснение определений
| П.38, вопр.1-3
|
| 34
| 10
| Опыт ускоренной модернизации и его результаты
| «Реальный социализм»
| Комбинированный
| Тест
| П.38, вопр. 4,5
|
| 35
| 11
| Международные отношения в конце 19-середине 20в.
| Сфера влияния, геополитика, пацифизм,
| Лекция
| Составление таблицы
| П. 6,14,16,17
|
| 36
| 12
| Международные отношения в конце 19-середине 20в.
| Странная война, блицкриг, разрядка, «холодная война», ООН
| Комбинированный
| Составление таблицы
| П.18,30-32,37
|
| 37
| 13
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенное время (2 пол.20-нач.21в.)
| Национально-освободительное движение, традиционализм, модернизация
| Лекция
| Даты
| П.42,43
|
| 38
| 14
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенное время (2 пол.20-нач.21в.)
| Некапиталистическая ориентация, возрождение ислам. Фундаментализма
| Комбинированный
| Работа с документами
| П.44, вопр.1-3
|
| 39
| 15
| Духовная жизнь в период Новейшей истории
| Модерн-модернизм, массовая культура, контркультура
| Комбинированный
| Составление таблицы
| Гл.6
|
| 40
| 16
| Повторительно-обобщающий урок на тему «Страны Запада и Востока в послевоенное время: социально-экономическое о общественно-политическое развитие»
| Понятия раздела №6
| Повторение и обобщение
| Тест
| Записи в тетр.
| Зачет №3 по теме: Страны Запада и Востока в послевоенное время: социально-экономическое и общественно-политическое развитие. Раздел №7. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания: понятие, термины и т. д.
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
| 41
| 1
| Ведущие страны мира в условиях информационного общества
| Постиндустриальное развитие, инновационная модель общественного развития, информационное общество
| Лекция
| Объяснение определений
| П.23,25-27
|
| 42
| 2
| Глобализация общественного развития на рубеже 20-21 вв.
| «Центр-переферия», глобализация
| Лекция с элементами беседы
| Сообщения учащихся
| Записи в тетр.
|
| 43
| 3
| Международные отношения на рубеже 20-21 вв.
| Биполярная модель, интеграция, дезинтеграция, локальные конфликты
| Лекция
| Составление таблицы
| П. 37, вопр. к §
|
| 44
| 4
| Международные отношения на рубеже 20-21 вв.
| М/н миротворчество, кризис м/н-правовой системы, проблемы национального суверенитета
| Комбинированный
| Составление таблицы
| П.47,48
|
| 45
| 5
| Страны Запада на рубеже 20-21 вв.
| «Неоконсервативная революция», антиглобализм
| Лекция
| Фронтальный опрос
| П,35
|
| 46
| 6
| Страны Запада на рубеже 20-21 вв.
| Возрождение регионального фундаментализма, национальный экстремизм
| Комбинированный
| Даты
| П.36, вопр.2,4
|
| 47
| 7
| Духовная жизнь современного общества
| Глобальная массовая культура, самобытность национальных культур
| Комбинированный
| Сообщения учащихся
| Гл14
|
| 48
| 8
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человечество на этапе перехода к информационному обществу»
| Понятия раздела 6
| Повторение и обобщение
| Тест
| Записи в тетр.
|
| 49
| 9
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человечество на этапе перехода к информационному обществу»
|
|
|
|
|
| 50
| 1
| Повторительно-обобщающий урок по курсу
|
|
|
|
|
| 51
| 2
| Повторительно-обобщающий урок по курсу
|
|
|
|
| |