Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит»





НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит»
страница1/6
Дата публикации23.01.2015
Размер0.54 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6

Утверждаю:

Директор ЦВР «Радуга»

Леонтьева Е.А.
Принята на заседании УС.

Протокол № 1 от 07.10.13г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Радуга»

городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»

Ванинского муниципального района Хабаровского края
Образовательная программа

дополнительного образования детей

декоративно-прикладного и

изобразительного искусства

Объединения «Колорит»


Программа предназначена для учащихся с 7 до 14 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Педагог дополнительного образования

Якуненко Татьяна Владимировна

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Представляемая программа в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности и новизна программы.
Данная программа, в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского, для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. При обновлении своей программы в 2008 г. автор в определенной мере, ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Автору известны и другие программы по изобразительному искусству, которых особенно много в системе дополнительного образования детей.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 7 до 14 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.
Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы3 либо примерные программы дополнительного образования4. Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий год – по 216 часов в каждый) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др..

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.


Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

        • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

        • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и

        • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

        • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

        • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).


Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

      • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

      • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

      • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

      • воспитание аккуратности.


Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 576, в том числе в 1-й год обучения – 144 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 216 часов в каждый год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-9 лет, второго года обучения – 8-10 лет, третьего года обучения – 9-14 лет.

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-12 чел., второго года обучения – 10, третьего года обучения – от 8 до 10. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Формы и режим занятий:
Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизацияна таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий:
Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;

– во второй и третий год обучения – три раза в неделю по 2 часа с 15-минутным перерывом каждый час.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • контрасты форм;

  • свойства красок и графических материалов;

  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);


уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно и в коллективе;


у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах.

    К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;

  • гармонию цвета;

  • азы композиции (статика, движение);

  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;
    уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

  • работать с натуры;

  • работать в определённой гамме;

  • доводить работу от эскиза до композиции;

  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

  • работать с бумагой в технике объёмной пластики;
    у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

    • умение работать в группе;

    • умение уступать;

    • ответственность;

  • самокритичность;

  • самоконтроль.



К концу третьего года обучения дети будут знать:

  • основы линейной перспективы;

  • основные законы композиции;

  • пропорции фигуры и головы человека;

  • различные виды графики;

  • основы цветоведения;

  • свойства различных художественных материалов;

  • основные жанры изобразительного искусства;
    уметь:

  • работать в различных жанрах;

  • выделять главное в композиции;

  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

    у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;

  • способность к адекватной самооценке;

  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

  • трудолюбие, упорство в достижении цели;

  • эмпатия, взаимопомощь.
    Способы проверки результатов:
    В процессе обучения детей по данной программе, отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
    Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

    2. через отчётные просмотры законченных работ.


Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Автором программы разраб
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного...
Отдел : боу «Фроловская основная общеобразовательная школа, боу «Слободская сош им. Г. Н. Пономарёва»
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности...
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города костромы «детская художественная школа...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Городская выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Творчество юных»
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconДополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной...
Дпи (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconПубличный доклад учреждения начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства...
Образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Объединения «Колорит» iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск