Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся





НазваниеПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся
страница1/5
Дата публикации27.04.2015
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5
Министерство культуры РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»

Учебный предмет

«История изобразительного искусства»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства

«Живопись» 5 (6) лет

2013 г.


«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБОУДОД «Детская школы искусств №50» г.Кемерово


«Утверждаю»

Директор – И.И.Наплавкова

___________________________подпись

__________________________________








Разработчики программы:

Пахомова Наталья Ивановна, зам. директора по УВР

Рецензенты:

1.___________________________

2. __________________________


Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области - 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся в ДШИ по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения – 5 (6) лет.

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения (со 2 по 6 год обучения), посвящена изучению исторического развития основных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В основу программы положена педагогическая концепция, основанная на культурологическом подходе изучения истории изобразительного искусства, позволяющая через изучение истории развития изобразительного искусства прийти к пониманию общих закономерностей развития культуры человечества.

При таком подходе главным в содержании программы становится изучение роли искусства и влияние произведений искусства на развитие мировоззрения человека, его эстетического мироощущения и восприятия, а также осознание роли изобразительного искусства в мировом контексте развития культуры человечества.

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а также учебным планом МБОУДОД ДШИ №50.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «История изобразительного искусства» составляет – 227,5 часов, ежегодно – 49,5 часов (33 учебные недели), что определяет на учебное занятие в неделю – 1,5 часа. На самостоятельную работу обучающегося отведено такое же количество учебного времени – 227,5 часов, что составляет -1,5 часа в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая.

Объём учебного материала, требования к уровню знаний и умений соразмерны к возрасту обучающихся – 10-12 лет на момент поступления.

Целью освоения программы «История изобразительного искусства» является приобщение обучающихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства, а также формирование навыков эстетического восприятия и аналитического подхода в изучении произведений изобразительного искусства, умение рассматривать произведения искусства в контексте культурно-исторической эпохи.

История изобразительного искусства – предмет, призванный развить мышление учащихся, умение высказывать собственное мнение, рассматривать изобразительное искусство как механизм познания культуры человечества.

Поэтому основными задачами предмета «История изобразительного искусства» является:

  1. Дать сумму знаний, умений и навыков, помогающих обучающимся понять процесс развития изобразительного искусства в контексте культуры человечества, понять особенности образного языка изобразительного искусства.

  2. Развивать творческие способности детей, воображение, мышление через познание произведений изобразительного искусства, а также развить художественное восприятие обучающихся.

  3. Воспитать у детей эстетическое отношение к миру (термин А.А.Мелик – Пашаева).

  4. Создать условия для изучения произведений искусства.

Предмет «История изобразительного искусства» - часть общего комплекса учебных предметов в ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Поэтому знания, полученные на этом предмете, реализуются при решении художественно – композиционных задач на уроках по учебным предметам скульптуре, композиции, живописи, рисунку. Изучение предмета призвано расширить представления обучающихся о диапазоне художественных средств и многообразии художественных решений, помогая им овладевать навыками художественного воплощения в материале собственных жизненных впечатлений и наблюдений. Изучение в рамках предмета «История изобразительного искусства» стилей и художественных направлений в мировом искусстве и практическое применение в построении стилевых композиций с современными сюжетными темами. Например, экзаменационная работа обучающегося по станковой композиции предполагает исследование стилистических характеристик в искусстве того или иного исторического периода на выбор обучающегося.

Структура программы представляет собой 4 части, состоящие из 8 разделов. Каждая часть программы имеет свою направленность. Первая часть программы «История зарубежного искусства» состоит из 4 разделов, включающих 27 тем. Данная часть программы - это изучение зарубежного изобразительного искусства по классической общепринятой схеме – от возникновения до современности. Культурно – изобразительные традиции народов формировались на протяжении тысячелетий. Многие знакомые нам изобразительные элементы своими корнями уходят в первобытную культуру. История изобразительного искусства изучается во взаимосвязи с древнейшими культурами, рассматриваются образцы древней скульптуры, мотивы ювелирных украшений, вышивки, резьбы, домового убранства через связь с языческими культами. Вторая часть программы «История русского изобразительного искусства» состоит из 2 разделов, включающих 27 тем, раскрывающих этапы формирования и развития видов изобразительного искусства в России. В контексте христианской культуры показано храмовое строительство на Руси, монументальная живопись и иконопись. Учащиеся знакомятся с архитектурными и иконописными школами, иконографией Иисуса Христа и Богоматери, с русским иконостасом. Русская архитектура, скульптура, живопись 18 – начала 20 веков рассматривается в полном объёме с учётом учебного времени. Третья часть программы «История изобразительного искусства XX века» состоит из 7 тем, направленных на изучение художественных течений, направлений изобразительного искусства в контексте культуры эпохи. Живопись соцреализма представлена основными темами и характеристиками как цельное художественное направление. Также показаны новые художественные тенденции через неформальное искусство Советского периода. Региональный компонент представлен изучением культурных памятников, находящихся на территории Кузбасса: музей-заповедник «Томская писаница», музей «Красная горка», памятник шахтерам Кузбасса Э.Неизвестного, храмов г.Кемерово и Кемеровской области, живописных работ художников Кузбасса. Четвертая часть программы «Многообразие и многоликость современного искусства» состоит из 7 тем, которые призваны расширить общий культурный кругозор обучающихся и применяет аналитический подход рассмотрения видов современного искусства Запада и Востока на примере лучших образцов мирового изобразительного искусства.

Всё содержание предмета «История изобразительного искусства», принципы построения программы и методическая система преподавания направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь обучающихся предметом, познакомить их с основными понятиями и видами искусства, научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства выразительности. Для этого преподавателю необходимо использовать различные методы изложения учебного материала (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский), постепенно увеличивая степень активности и самостоятельности обучающихся в учебной деятельности.

Методику занятия по предмету «История изобразительного искусства» следует направить на достижение основной цели обучения – это всестороннее развитие личности обучающегося, формирование мировоззрения, основанного на идеалах нравственности и эстетического восприятия мира. Виды занятий по предмету, как и формы работы, предполагают разнообразие и творческий подход. Преподаватель обладает максимумом возможностей в выборе форм ведения занятий: рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия, викторина, презентация эпохи, художника, театрализованное представление и т.д. Главное, чтобы урок был интересным, творческим и развивающим способности обучающихся.

Для реализации данной программы необходимы определенные материально-технические условия. Учебная аудитория, предназначенная для изучения предмета «История изобразительного искусства», предполагает оснащение видеооборудованием, учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформление наглядными пособиями. Для демонстрации зрительного ряда необходимо наличие репродукций известных произведений мирового искусства. Преподавание предмета «История изобразительного искусства» по всем изучаемым темам опирается на учебные пособия, монографии, сборники репродукций, фотоматериалы, открытки, видеоматериалы, слайды. При отборе материала выбираются самые яркие, самые выразительные примеры мирового искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Это способствует формированию у обучающихся ярких визуальных образов, обогащает их восприятие искусства.

Предлагаемая программа учебного предмета «История изобразительного искусства» прошла обсуждение на заседании школьного методического объединения и утверждена педагогическим советом.

Учебно-тематический план

№№

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия




1 год обучения
















Введение


урок

3

1,5

1,5




Часть I.

История зарубежного изобразительного искусства

Раздел 1.

Искусство древнего мира.













1.

Первобытное искусство, общая характеристика

Лекция,

семинар

6

3

3

2.

Искусство скифов.

Лекция,

семинар

3

1,5

1,5

3.

Искусство Древнего Египта.

Лекция,

семинар

18

9

9

4.

Искусство Древней Греции.

Лекция,

семинар

18

9

9

5.

Искусство Древнего Рима.

Лекция,

семинар

12

6

6




Раздел 2.

Искусство Византии













6.

Общая характеристика византийской культуры.

урок

6

3

3

7.

Религиозные и эстетические принципы византийского искусства.

урок

6

3

3

8.

Иконопись Византии.

Лекция,
семинар

6

3

3

9.

Храм святой Софии в Константинополе.

урок

3

1,5

1,5




Раздел 3.

Искусство Западной Европы XXIV вв.













10.

Романское искусство X – XII вв.

урок

9

4,5

4,5

11.

Готическое искусство XII – XIV вв.




9

4,5

4,5




ИТОГО:




99

49,5

49,5




2 год обучения
















Раздел 4.

Искусство Западной Европы XIVXX вв.













12.

Искусство эпохи Возрождения в Италии




18

9

9

13.

Искусство Северного Возрождения




12

6

6

14.

Искусство Италии XVII века




9

4,5

4,5

15.

Искусство Испании XVII века




9

4,5

4,5

16.

Искусство Фландрии XVII века




9

4,5

4,5

17.

Искусство Голландии XVII века




9

4,5

4,5

18.

Искусство Франции XVII века




6

3

3

19.

Искусство Франции XVIII века




6

3

3

20.

Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции




6

3

3

21.

Искусство Англии XVIII – начала XIX в.




6

3

3

22.

Искусство Испании к. XVIII – начала XIX в.




6

3

3

23.

Искусство революционного романтизма во Франции




9

4,5

4,5




ИТОГО:




99

49,5

49,5




3 год обучения













24.

Искусство реализма во Франции серед. XIX в.




6

3

3

25.

Искусство импрессионизма




12

6

6

26.

Искусство постимпрессионизма




9

4,5

4,5

27.

Характеристика основных направлений западно- европейского искусства XX в.




6

3

3




Часть II.

История русского изобразительного искусства.

Раздел 5.

Древнерусское искусство.













28.

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI – XII вв.




6

3

3

29.

Искусство Владимиро- Суздальского княжества XII в.




6

3

3

30.

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв.




6

3

3

31.

Искусство Москвы XIV – XV вв.




6

3

3

32.

Искусство Москвы XV – XVII вв.




6

3

3




Раздел 6.

Русское искусство XVIII – н. XX вв.













33.

Русская архитектура XVIII века.




6

3

3

34.

С.Ушаков – художник переходного времени.




3

1,5

1,5

35.

Характеристика живописи первой половины XVIII века.




3

1,5

1,5

36.

Жанр портрета в русском искусстве XVIII века.




6

3

3

37.

Скульптура первой половины XVIII века.




3

1,5

1,5

38.

Декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII века.




3

1,5

1,5

39.

Скульптура второй половины XVIII века.




3

1,5

1,5

40.

Живопись второй половины XVIII века.







3

3

41.

Архитектура первой половины XIX века.







1,5

1,5




ИТОГО:




99

49,5

49,5




4 год обучения













42.

Общая характеристика живописи первой половины XIX века.




3

1,5

1,5

43.

Романтизм в творчестве О.Кипренского.




3

1,5

1,5

44.

Жанровая живопись А.С.Венецианова.




3

1,5

1,5

45.

К.Брюллов, общая характеристика творчества.




6

3

3

46.

Творческий путь А.А.Иванова




3

1,5

1,5

47.

П. Федотов – предшественник критического реализма.




3

1,5

1,5

48.

Пейзаж в творчестве русских художников.




3

1,5

1,5

49.

Скульптура первой половины XIX века.




3

1,5

1,5

50.

Жанровая живопись второй половины XIX века, общая характеристика.




6

3

3

51.

Творчество И.Е. Репина




6

3

3

52.

Пейзажная живопись второй половины XIX века




3

1,5

1,5

53.

Историческая и батальная живопись второй половины XIX века




6

3

3

54.

Творчество В.И.Сурикова




6

3

3




Часть III. История изобразительного искусства XX века.

Раздел 7. Многообразие и многоликость русского искусства XX века.













55.

Общая характеристика искусства конца XIX - начала XX века.




9

4,5

4,5

56.

Характеристика русского искусства 20 – 40-х годов XX века.




6

3

3

57.

Тема Великой Отечественной войны в живописи и скульптуре XX века.




6

3

3

58.

Развитие русского искусства второй половины XX века.




6

3

3

59.

Декоративно – прикладное искусство XX века.




6

3

3

60.

Искусство дизайна.




3

1,5

1,5

61.

Художественная жизнь Кузбасса.




9

4,5

4,5




ИТОГО:




99

49,5

49,5




5 год обучения
















Часть .

История современного искусства.

Раздел 8.

Многообразие и многоликость современного искусства.













62.

Современная архитектура городов России.




24

12

12

63.

Архитектура современного Запада.




24

12

12

64.

Современная архитектура Японии.




9

4,5

4,5

65.

Общая характеристика искусства Китая.




9

4,5

4,5

66.

Общая характеристика искусства Индии.




9

4,5

4,5

67.

Современные художественные направления в искусстве.




12

6

6

68.

Музеи мира.




12

6

6




ИТОГО:




99

49,5

49,5




ВСЕГО:




495

247,5

247,5

Содержание курса.

Введение

Искусство в системе культуры. Функции изобразительного искусства. Искусство как художественная деятельность. Художественный образ. Синтез искусств. Формы синтеза искусств: концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить краткое сообщение о понятии «синтез искусств».

Часть I.

История зарубежного изобразительного искусства.

Раздел 1. Искусство древнего мира.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПрограмма по учебному предмету История изобразительного искусства
Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconРабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»...
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся  iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск