Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир»





Скачать 102.6 Kb.
НазваниеТема: «Семейная идея» в романе «Война и мир»
Дата публикации30.09.2013
Размер102.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок

© Торопова И.В.



Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир»


Цели:

образовательная:

  • показать, как тема семьи отражена в курсе «Самосовершенствование личности»;

  • дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей.

воспитательная:

  • воспитывать внимательное отношение к родителям.

развивающая:

  • развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор.

Урок сопровождается презентацией Power Point.
Ход урока

  1. Актуализация знаний. Введение в тему.



Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение поэта Александра Ревы.

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,

В СЕМЬЕ человек вырастает.

И всё, что портом обретает,

Приходит к нему не извне.

Слово семья понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.

- Что такое семья в вашем понимании? (Близкие люди, опора и поддержка, твои родители)

Обобщение учителя.

Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.


  1. Семья в науке психологии.


Семье придаётся необыкновенно большое значение в науке психологии. В курсе «Самосовершенствование личности» эта тема, бесспорно, имеет место.
Слайд 2




Посмотрите, как освещена эта тема, тема семьи, в курсе «Самосовершенствование личности» (Автор программы «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко, авторы учебника «Реализуй себя» Г.К.Селевко, А.Г.Селевко, О.Г.Левина) Приложение 1


Слайд 3

Человек рождается и живёт в семье.

Семья

- это та обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире

- это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за своё воспитание. Родители передают ребёнку гены и жизненный опыт.

- это главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей

- это главный воспитатель молодых подрастающих поколений: именно в семье в первые годы жизни формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким гражданином и работником он станет, хорошим или плохим.

- это место защищённости человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы.

III. Сообщение темы урока: «Семейная идея» в романе «Война и мир»

С давних времён людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. И в далёком и недавнем прошлом мы найдём множество прекрасных примеров, как складывались и жили семьи на Руси.

Тема сегодняшнего урока: «Семейная идея» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Слайд 4



Эта тема является одной из ведущих в творчестве писателя. По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом урока.

Семья – это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет, скрашивает любовь и …понимание. В подтверждение этому расскажу легенду.

Легенда

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – понимание.

IV. Изучение нового материала

1. Психологизм отношений, психологический климат семьи.

Слайд 5




В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями.

В романе Толстой стоит у истоков народной философии. Он придерживается народной точки зрения на семью – с её патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские, которые похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя, им противопоставлена семья Курагиных.

При подготовке к уроку класс делится на 3 группы. Каждая группа работает над составлением психологического портрета семьи: 1 группа – семья Ростовых, 2 группа – семья Болконских, 3 группа – семья Курагиных. При составлении психологического портрета необходимо было учитывать следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи. Работу вела вся группа, а сейчас один представитель каждой группы познакомит нас с психологическим портретом семьи.
Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Литературный критик Н.Н.Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни»

Выступление учащихся 1 группы.

Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В семье Ростовых взаимная любовь, простота, благородство и чуткость идеальны отношения между барином и мужиком.

Ростовы хранят верность старым русским обычаям.

Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.

Слайд 6




Обобщение учителя.

Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинное радушие, бескорыстие отличает всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это то мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».
С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских. А теперь перенесёмся в Лысые Горы.

Выступление учащихся 2 группы.

Гостеприимность – черта дома Болконских.

Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно.

Даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Почитает две людские добродетели: деятельность и ум.

Слайд 7




Обобщение учителя.

Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость.

Не то в семействе Курагиных. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Слайд 8

Выступление учащихся 3 группы.

Обобщение учителя.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьёй. Это говорит о многом. Здесь всё подчинено корысти, материальной выгоде. Атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.
2. Формирование личности в семье.

Семья без детей не семья. Жизнь без детей не жизнь.

Семья - первая незаменимая школа жизни. С рождением ребёнка ещё не рождается личность, личность формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать. В семье ребёнок усваивает систему нравственных ценностей. Можно с уверенностью утверждать, что формирование личности начинается в семье.

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Ещё Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

Готовясь к уроку, дети получили индивидуальные задания: дать характеристику одного из представителей каждого семейства. (Обратить внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев)

«Живая натура» Наташа Ростова. Индивидуальное выступление.

По-своему прекрасна княгиня Марья. Индивидуальное выступление

«Прекрасное животное» - так сказал Наполеон об Элен Курагиной. Индивидуальное выступление.

ПЛАН выступления

  1. Портрет героя

  2. Внутренний мир

  3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев


Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11



Обобщение учителя

Семья имеет огромное значение для формирования личности человека. Психологическая атмосфера в семье накладывает свой отпечаток на его характер и поведение.
V. Работа в группах. Слайд 12

1. Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гос теприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.

Слайд 13



3.Визитная карточка каждой семьи. Запишите её

Слайд 14

4.Герб семьи. Одному человеку из группы было дано задание: изобразить герб семьи. Посмотрите, что получилось. Выступление учащихся. (Приложение №2)
VI. Итог. Рефлексия.

Слайд 15

. Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого своё русло, свой исток. Исток это – родной дом, семья, особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями, это основа всего существующего, что нужно беречь. А перед родителями мы в неоплатном долгу.

Звучит песня «Родительский дом».

- Да, это так – родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надёжный причал.

Художественный мир, сотворённый гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье.

Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору. Толстой воспевает семейное счастье. А для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии».
Семья была и остаётся основой всей жизни человека. Каждый из вас живёт в семье, по-своему счастлив. Современная семья…

-Что скрепляет вашу семью?

- Какой бы вы хотели видеть свою семью?

- О какой семье вы мечтаете?
«Склад психологии человека, его взгляды и судьбы во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву»

- Согласны ли вы с этим высказыванием Толстого? Докажите свою точку зрения на примере романа «Война и мир».

Слайд 16


«Богат тот, кто связан крепкими узами со своими родными, которые всегда его поймут, кто окружает их своей непрестанной заботой»

Слайд 17

Закончить урок хотелось бы строками:

Берегите друг друга:

Добротой согревайте.

Берегите друг друга:

Обижать не давайте.

Берегите друг друга:

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с близким побудьте.

Приложение № 1
Урок литературы в 10 классе по теме «Семейная идея в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» разработан и проведен с использованием технологии «Самосовершенствование личности» автор Г.К.Селевко.

Курс «Самосовершенствование личности» очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.

Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

Моя педагогическая деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в соответствии с технологией «Самосовершенствование личности» строится на основе гуманизма. Концепция гуманизма выражается в признании ребенка центром образовательной системы, делается ставка на внутреннюю нравственно-волевую мотивацию деятельности школьника. Обучение направлено не столько на запоминание и усвоение систем знаний, сколько на умение оперировать ими и применять их, а также на формирование нравственно-волевой личности.

По подходу к ребенку технология - личностно ориентированная: учитель и ученик являются сотоварищами, партнерами, учитывается и признается право каждого ученика на своеобразие, неповторимость, уникальность личности. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» - вот мой девиз.

Изучение курса «Самосовершенствование личности» гораздо эффективнее, если работают межпредметные связи курса с учебными дисциплинами. Особенно тесная связь с курсом литературы. В своей работе я использую рекомендации курса саморазвития личности, сочетая их с различными методическими рекомендациями.

Курс «Самосовершенствование личности» дает учащимся представление о человеке как результате действия биологических, психических и социальных факторов.

Курс формирует у учащихся убеждение, что именно от самой личности зависит, будет ли на щирокой и длинной дороге жизни больше удач, чем неудач, больше побед, чем поражений, больше радости, чем горестей.

Многое зависит от умения человека выбрать правильное решение в определенной ситуации, правильный путь. Этому учит курс «Самосовершенствование личности», так как цель курса: воспитание доминанты самосовершенствования. Но одних теоретических знаний о нравственном поведении недостаточно. Уроки литературы как никакие другие предметы школьного курса дают учащимся возможность «прожить» жизнь героев, оценить их поступки, исходя из знаний о человеке из курса «Самосовершенствование личности»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconУрок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX...
Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconТемы вашего учебного проекта
Семья! Как много в этом слове! (Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconРеферат по литературе на тему: «Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой – писатель, достигший небывалой в истории литературы славы: ещё при жизни он стал великим русским писателем,...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconУрока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории...
Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир»
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconТема: Творческая история создания романа – эпохи «Война и мир» (1863-1869)...
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 7 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconКонспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская...
Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» icon«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А»
И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно...
Тема: «Семейная идея» в романе «Война и мир» iconУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск