Скачать 64.81 Kb.
|
Ерицян Лилиана Гургеновна МВСОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА НАЧАЛА XIX ВЕКА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Г. Ставрополь 2007 год Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Цель урока:
Оборудование: Портрет Л.Н. Толстого, тексты романа «Война и мир», мультимедийное оборудование, диск с презентацией к уроку, видеокассета (DVD-диск) с записью художественного фильма «Война и мир» реж. С.Бондарчука. Словарь урока: термины - композиция новые слова - салон экспозиция фрейлина виконт метрдотель аббат Эпиграф к уроку: «…Толстой видит мир, как человек, проникший за кулисы общественной политической жизни, в то время, как большинство из нас подвержено всем иллюзиям зрителя, сидящего в партере…» Б. Шоу ХОД УРОКА Слово учителя: (Слайд 1) Сегодня мы начинаем изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Из предыдущих уроков вы уже узнали, какой смысл вложил автор в название своего произведения, познакомились с особенностями жанра романа-эпопеи. Сегодня же нам предстоит окунуться в содержание первой части первого тома романа. После 15 вариантов начал своего произведения, писатель остановился именно на июле 1805 года и разговорах в салоне А.П. Шерер: они хорошо передают сложную политическую атмосферу того времени. Толстой полагал, что для начала романа длжна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана», разбрызгивалось действие в разные места, где будут играть роль разные лица». Таким «фонтаном» оказался вечер в придворном салоне, в котором , по позднейшему определению автора, как нигде, «высказался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение…общества». «Художник должен любить в своем произведении свою мысль», - писал Р.Роллан, Толстой любил «мысль народную». - Почему автор поставил краеугольным камнем своего романа «мысль народную»? Руководствуясь «мыслью народной», Толстой исследует жизнь разных слоев и групп общества, сопоставляя хорошее и дурное. Он рисует образы людей, обладающих, по его мнению, «народным чувством», стоящих близко к народу, стремящихся понять народную правду. С другой стороны, он дает некоторые образы в отрицательном освещении. Это герои, оторванные от народа, рабски преклоняющиеся перед иностранщиной, потерявшие национальное лицо. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Б. Шоу, имеющие широкий смысл.( Слайд 2) - На каком историческом фоне показаны герои Толстым? - Почему роман начинается панорамой всего русского общества? -Какова роль экспозиции в произведении вообще? А у Толстого? (Слайд 3) То есть, по мысли Толстого, все в жизни взаимосвязано. И вся первая часть романа построена на противопоставлении разных групп людей в одних и тех же ситуациях. Везде – и у Шерер, и у Ростовых, и у Болконских – принимают гостей. Но как же непохожи герои Толстого. К сегодняшнему уроку вы получили дифференцированное домашнее задание, поэтому мы с вами разделились на 3 группы. Каждая из групп подготовила свои сообщения, наблюдая над различными эпизодами романа и делая выводы по прочитанному. Работа по группам. 1 группа. Салон А.П. Шерер. Анна Павловна Шерер – известная фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны. Ее салон в Петербурге – это то место, где собираются высшие слои столичного общества. - Какие люди пришли на вечер к Шерер? - То есть люди, претендующие на заглавную роль в истории. О чем они говорят? - Что представляет из себя хозяйка салона? Ее характерная черта – постоянство в делах, словах, внутренних и внешних жестах, даже в мыслях. Салон Шерер – высший ярус любого общества, где решаются политические, социальные судьбы Отечества. - Какие художественные детали помогают обнаружить авторское отношение к хозяйке и гостям? - Кто же эти гости? Перечислите их. - Почему А.П. излишне «опекает» Пьера Безухова? (Искренности и простота здесь не впочете) Остановимся на образе князя Василия Курагина. Опишите его. - О чем свидетельствует его портрет? - Какова манера его речи? - С какой целью приехал сюда князь Курагин? - Назовите детали, присущие князю Василию. - Как Толстой описывает его детей? Назовите их общие черты. То есть, все в Элен неизменно и постоянно, она всегда одинаково красива. А характеристика, данная Толстым сыновьям Курагина очень точна и выразительна. В этом проявляется художественное мастерство Толстого – в умении сопоставлять героев, изображении деталей. Вывод учителя: Толстой не скрывает своих симпатий и антипатий. Он не любит тех своих героев, в которых отсутствует живая настоящая жизнь. Его любимые герои – движущиеся, меняющиеся; нелюбимые – внутренне неподвижные. Автор подчеркивает в салоне внешнее изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, заботу о благе Отечества, умные разговоры, заботу друг о друге, а на деле – автоматизм, корыстолюбие, отсутствие внутренней свободы. Задание и проблемный вопрос для всего класса. -Приведите примеры такого автоматизма в описании светского общества. - В чем суть этих сравнений и метафор? (Слайд 4) Слово учителя: Нравственные понятия в свете оказываются перевернутыми. Ум здесь признан опасным. Глупость почитают за светскую любезность. По-настоящему хорошее считают дурным тоном, дурное – хорошим. Все как огня боятся простоты, естественности, правды. Их речи, жесты, поступки определены жесткими условиями света. Ложь проявляется на каждом шагу: и в поклонах, и в приглашениях, и в разговорах – все рассчитано на внешний эффект. Толстой беспощадно срывает все и всяческие маски, отрицая такой образ жизни. Другой великий патриот, русский писатель М.Ю. Лермонтов тоже обратил внимание на эти пороки светского общества. (Слайд 5). 2 Группа. Именины в доме Ростовых. Слово учителя. Обратите внимание на сходство положений в двух эпизодах – и тут и там гости. Это не случайное совпадение. Фактический вся первая часть романа показывает прием гостей. На этих сравнениях-сопоставлениях Толстой резче раскрывает контрасты и сходство разных групп свих героев. - Как встречают гостей в доме Ростовых? - О чем говорят? На каком языке говорят? - Какова атмосфера семейного праздника? (Слайд 6) Общий проблемный вопрос для всего класса - В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер? И здесь, и там привычные светские сплетни, старые темы. Но все это по-новому как-то переосмысливается, переживается. Здесь царит атмосфера любви, счастья, взаимопонимания, духовной близости и согласия. Семья Ростовых близка к народу, и это очень важно для писателя. Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.( Эпизод «Пляска») Группа 3. Семья Болконских (Лысые Горы). Слово учителя: И еще один образ жизни. Дом Болконских – яркий пример желания вырваться из круга светской пошлости и фальши. - Что помогает в этом членам семьи? (Члены этой семьи ищут спасения в семейной жизни, в рациональном труде, в размеренности и логичности своих поступков.) - Что вы знаете о старом князе Болконском? (Знает больше, чем сын, о делах России) - Какие принципы проповедует старый князь? (Слайд 7). - Интересуется ли он политикой? -Чем отличается его интерес от интереса света? - Соглашаются ли отец и сын в оценке политической ситуации? Способны ли переубедить друг друга? Назовите ключевые эпизоды и фразы, характеризующие отношения в этой семье. -Какие завещания дают друг другу сын и отец? Вывод: внутреннее согласие, взаимопонимание, естественность, внутренняя теплота, любовь. Проблемный вопрос ко всему классу. - В чем разница атмосферы в доме Ростовых и Болконских? Вывод. Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах сходна с жизнью Ростовых: та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, та же близость к народу. Обе семьи принадлежат к высшему свету. Но контрастны семьи в том, что Болконских отличает глубокая работа мысли, интеллект всех членов семьи. Характерная черта семьи – семейная гордость. (Слайд 8) Выводы по уроку: В экспозиции определился весь ритм эпопеи человеческой жизни начала 19 века: раздоры, война, согласие, взаимопонимание. Человеческая жизнь подана сразу во всех проявлениях, в чем и проявляется мастерство Толстого-художника. Автор проводит через все эпизоды идею согласия, гармонии, естественности и развенчивает все то, что мешает этому, подводя читателя к главной мысли своего романа – мысли народной. |
Конспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года... «Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» | В чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»? ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно... | Темы вашего учебного проекта Семья! Как много в этом слове! (Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир») | ||
Тема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер... Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета... В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | ||
Реферат по литературе на тему: «Бал в жизни русского общества и его... А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной:... | Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Евгений Онегин выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века | ||
Урока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории... Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир» | Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... |